"Можно сказать, что я здоровался с Вахтанговым..." / Владимир Уваров (Владикавказ)

Выпуск № 6-186/2016, Лица

"Можно сказать, что я здоровался с Вахтанговым..." / Владимир Уваров (Владикавказ)

Эта фантастическая фраза, произнесенная в нашем разговоре с директором, художественным руководителем и артистом Русского академического театра имени Евг. Вахтангова, народным артистом России Владимиром Уваровым, только лишь на первый взгляд такая уж фантастическая. На самом деле у нее есть логическая цепочка, и если ей следовать, то получается, что рукопожатие было. Пусть символическое, при непосредственном «участии» выдающегося педагога Щукинского училища Веры Константиновны Львовой, которая начинала работать с Вахтанговым и выучила театральному ремеслу многих и многих, среди которых и юбиляр. И уже почти 25 лет, когда бразды правления Русским театром принял Владимир Уваров, мы имеем этому яркое подтверждение.

В этой фразе весь Уваров: неисправимый романтик и оптимист, несмотря на свой замечательный возраст - 65 лет, беспредельный энтузиаст, покорный служитель раз и навсегда выбранному делу, умный рачительный хозяин, искусный менеджер, увлекающийся неравнодушный собеседник и рассказчик, особенно когда речь идет о его театре, иногда сентиментальный, трогательный не по рангу... Безусловно, талантливый актер, мудрый и проницательный худрук, настоящий патриот Владикавказа и Северной Осетии.

В своем «доме» он знает все, искренне переживает, волнуется, расстраивается, когда гармония вдруг нарушается какой-нибудь малюсенькой жвачкой, оставленной на подлокотнике невнимательным зрителем, или звонком мобильного телефона (бывает и такое, несмотря на контрольное предупреждение перед спектаклем). Я ничуть не удивилась, когда после долгой беседы в его кабинете на тему нового сезона и прочих проблем, видя, что в приемной уже собрался народ, Владимир Иванович срочно повел меня оценить все достоинства нового круга, да не со сцены, а в подвал, откуда и осуществляется вращение.

«Все механизмы новые, четыре скорости - сколько же возможностей сразу открывается, - на бегу пояснял он. - Ты даже себе не представляешь». Да, я не представляла, а он уже обдумывал, выстраивал дислокации еще даже не намеченных в репертуаре спектаклей, импровизировал, просчитывал, и все в темпе, параллельно выполняя кучу дел, раздавая указания всем, кого встречали на пути.

- Вы же могли быть интересным режиссером... Неужели никогда не мечтали?

- Мечтал. И хотел в свое время. Я и сейчас вникаю в творческий процесс, подсказываю, меняю что-то. Но на самостоятельную работу времени не хватает.

 

Действительно, откуда ему, времени, взяться, если Владимир Уваров - так называемый играющий тренер: директор, художественный руководитель и актер одновременно. А еще выполняющий различные общественные нагрузки, «журящий» в конкурсах и в комиссиях... В годы руководства Уварова Русский драматический театр во Владикавказе, куда молодого актера, выпускника той самой Щуки, занесло, по его выражению, на 15 минут, стал Академическим. Ему было присвоено имя Евгения Вахтангова и титул «Национальное достояние». Театр - неоднократный участник масштабных фестивалей, в том числе и в легендарном Малом театре с потрясающей «Василисой Мелентьевой», увидев которую, сам Юрий Соломин не мог скрыть восторга. Позже владикавказскому «Танго на закате», игравшемуся уже на сцене братьев-вахтанговцев, опять рукоплескала видавшая все и вся Москва. Сегодня узы дружбы стали еще крепче и нерушимее, и тому свидетельство - фантастические сентябрьские гастроли, настоящее явление в культурной жизни всего Северо-Кавказского региона.

Листать красочные страницы книги жизни нашего Русского театра можно бесконечно. В ней очень много легендарных имен, выдающихся постановок, удивительных случаев, порой курьезных, как, к примеру, тот, когда первого Президента Северной Осетии Ахсарбека Галазова случайно пересадили на приставной стул в проход из-за перепутавшей кресло дамочки. Сегодня - это трогательный эпизод, говорящий о воспитанности и деликатности Галазова, а тогда... Владимир Иванович признается, что сильно понервничал, ожидая гневной реакции Президента, а в ответ услышал: «Ничего, Володя, нормально, не переживай».

«А разве можно забыть «Отелло», где Дездемону играла моя жена Наташа, Бибо Ватаев - Отелло, а я - Яго, - уносится в то волшебное время Уваров. - Как будто это было вчера, а ведь премьера была приурочена к 125-летию театра, а сейчас ему 144. Я помню все до мельчайших деталей, как мы играли спектакль в театре Станиславского, а замминистра культуры не рассчитал и, произнося благодарственную речь, вдруг очутился в оркестровой яме. Слава Богу, не ушибся. Или когда после спектакля «Отелло» уже на нашей сцене Галазов вручал первое звание Наташе и произнес такую фразу, обращаясь к Ватаеву: «А вас, Бимболат Заурбекович, я вообще не понимаю: как можно душить такую женщину».

Дни, месяцы, годы: разные, неповторимые, по-своему очаровательные, из которых и складывается история театра. Произнося дорогие сердцу имена, Владимир Иванович сокрушается, что многие уже ушли в мир иной, и незаметно смахивает набежавшую слезу. Да, были времена, когда он, молодой курский соловей, у которого весь мир в кармане, искал себя на провинциальных сценах и втайне желал триумфального возвращения в столицу на белом коне. А встретил девушку на путях-дорогах и задержался, да так, что этим летом привез на ПМЖ старенькую маму из Курска, словно говоря, Владикавказ - мой любимый город, моя Родина.

Он благодарен всем: своим дорогим коллегам, которые уже давно стали семьей, руководству республики, которое всегда с вниманием и пониманием относилось к театру, и пусть было не до жира, но театр всегда, в самые трудные времена, а начинал-то Уваров в 91-м, кому тогда было до спектаклей - ощущал свою нужность и поддержку хотя бы словом. Но больше всего он благодарен своему зрителю, трепетному, чуткому, неравнодушному, благородному, и не случайно уже стало традицией всей труппой приветствовать переполненный зал в начале сезона и благодарить в конце.

Владимир Иванович - не из тех, кто может закрыть дверь в кабинет и этим прекратить весь мыслительный процесс, иногда очень экспрессивный, до следующего рабочего дня. Тогда бы вряд ли был тот театр, каким мы его знаем. Работа идет вместе с ним, и только Наташа знает, какие характерные роли играются в формате квартиры. Но увлекающийся заводной человек быстро отходит и тогда... «Да, бывает, вспылю, не удержусь, но потом сам переживаю и иду, прошу прощения и у жены, и у дочки, и у коллег, если кого-то обидел», - вздыхает директор.

Мне приходилось много раз писать о премьерах, брать интервью у актеров, и во всех статьях красной нитью звучало: Русский театр - это единое целое, вот так сложилось и поэтому такой результат. И молодежь, поступающая в труппу, принимает это устройство и мыслит себя «не пупом земли», а творческой составляющей, впитывает воздух кулис и учится у мэтров, при этом развивая и проявляя и свою индивидуальность. Здесь нет зависти, которая, казалось бы, обязательно должна присутствовать, а есть радость за успех или свой, или товарища. И это вовсе не значит, что ты - ничего не решающий винтик. Пробуй, доказывай, убеждай, что этот герой - только твой, и тебя услышат.

Вот по такому принципу и трудится Владимир Уваров, беззаветно любя театр и Осетию, строя грандиозные планы на годы вперед, договариваясь с самыми разноплановыми и маститыми режиссерами о совместной работе, отсматривая талантливую молодежь с огоньком в глазах, уважая старших и не помышляя ни о какой пенсии.

Каждый день - на боевом театральном посту: и вчера, и сегодня, и завтра. Не изменяя ни себе, ни театру. Видно, крепким было тогда рукопожатие Евгения Багратионовича.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.