VIVA Новая Опера! V Международный фестиваль «Крещенская неделя в Новой Опере»

Выпуск №7-117/2009, Фестивали

VIVA Новая Опера!  V Международный фестиваль «Крещенская неделя в Новой Опере»

Международный фестиваль «Крещенская неделя в Новой Опере», отметивший в этом году свой пятилетний юбилей, уже традиционно привлекает в январе поклонников театра и всех ценителей музыки возможностью услышать за короткое время лучшие постановки из репертуара Новой оперы в исполнении не только артистов труппы, но также известных мировых исполнителей. Посвященный основателю театра Евгению Колобову, чье рождение совпало с православным праздником Крещения, фестиваль обычно представляет вниманию зрителей созданные им спектакли и музыкальные сочинения в его редакции. Кроме того, есть возможность увидеть и лучшие из последних постановок театра, услышать ставшее традиционным на фестивале «Приношение Евгению Колобову» – гала-концерт из произведений, оркестрованных им самим. На пятом фестивале, прошедшем в театре с 11 по 31 января, прозвучали и постановки маэстро Колобова, успевшие стать классикой репертуара Новой оперы, и последние премьеры театра. В числе первых был представлен созданный Е.Колобовым и С.Арцибашевым в 1996 году «Евгений Онегин» П.И.Чайковского. Этот спектакль был тогда же отмечен премией «Золотая Маска» как лучший музыкальный спектакль. И тринадцать лет спустя эта постановка, которой продирижировал Анатолий Гусь, а главные роли исполнили ведущие артисты театра Татьяна Печникова (Татьяна), Сергей Шеремет (Онегин), Сергей Романовский (Ленский), Елена Свечникова (Ольга), вызывает у зрителей не меньший интерес и сопереживание героям известной «лирической повести» Чайковского. Из спектаклей, поставленных при участии Евгения Колобова, была показана опера Дж.Верди «Риголетто», созданная в 2000 году режиссером Ральфом Лянгбаккой и ставшая совместным проектом Московского театра Новая Опера и Савонлиннского оперного фестиваля. Тогда трагическую роль придворного шута – главного героя этого сочинения – исполнял Д.Хворостовский, на нынешнем фестивале с ней блистательно справился один из лучших исполнителей вердиевского репертуара, маститый баритон Джорджио Чебриан. На роль Герцога был приглашен молодой талантливый итальянский тенор Фернандо Портари. За пультом стоял недавний дебютант на сцене миланского Ла Скала Антонио Фольяни. Нынешнее исполнение, как и прежде, затронуло глубинные душевные струны, снова заставив сердце сжиматься от сострадания к героям известной оперной драмы. Из недавних постановок Новой оперы в нынешнем фестивале были представлены две: «Лоэнгрин» Р.Вагнера (режиссер Каспер Хольтен) и «Набукко» Дж.Верди (режиссер Андрейс Жагарс). Этими спектаклями замечательно продирижировал английский маэстро Ян Латам-Кёниг, представлявший «Лоэнгрина» в день его недавней премьеры и принявший приглашение поучаствовать в нынешнем фестивале. На роль Лоэнгрина был изначально приглашен американский тенор Джон Пирс, а в спектакле фестиваля не менее одухотворенно ее исполнил талантливый американский тенор Майкл Хендрик. В «Набукко» также участвовали зарубежные исполнители: итальянский баритон Джованни Меони (Набукко) и ведущая солистка мировых оперных театров сопрано Эльмира Веда (Абигайль). Кроме привычных сценических оперных постановок, в фестивале прозвучала также концертная версия популярной на мировых сценах оперы А.Бородина «Князь Игорь» на сюжет «Слова о полку Игореве» в исполнении солистов, хора и оркестра театра под управлением Евгения Самойлова. Два концерта, ставшие уже своеобразной визитной карточкой фестиваля, представили популярные вокальные сочинения в оркестровых переложениях Евгения Колобова. 19 января, в день рождения маэстро, под управлением Феликса Коробова традиционно прозвучали любимые основателем театра романсы П.Чайковского и С.Рахманинова. Оригинальны драматургическая композиция и оркестровка этого уникального собрания вокальных миниатюр, созданных Е.Колобовым, – в них слышится пронзительная исповедь одинокой души. Первый цикл – «Осенняя песня» – включает в себя несколько романсов Чайковского, фрагмент из его хоровой «Литургии» (1879), пьесу из фортепианного цикла «Времена года», фрагмент из «Вариации на тему рококо». Это своеобразный рассказ о жизни человека, его пути от надежд юности до горьких разочарований зрелости. Второй цикл – «Сирень» – объединяет ряд романсов Рахманинова, фрагменты из его «Рапсодии на тему Паганини», юношеский «Романс для виолончели и фортепиано». Личность человека раскрывается композитором в философском осмыслении Бога, жизни, смерти, мира природы и нежной любви к России… Гала-концерт «Приношение Евгению Колобову» в исполнении солистов и оркестра театра под управлением дирижера Валерия Крицкова состоял из произведений зарубежных и русских композиторов, интерпретированных Е.Колобовым в новой оркестровой редакции. В первом отделении вокальные сочинения Дж.Каччини, Й.Гайдна, Р.Шумана, К.Сен-Санса исполнили лучшие сопрано театра Новая Опера: Анастасия Бибичева, Марина Жукова, Тамара Кливаденко, Маргарита Некрасова, Татьяна Табачук, Елена Свечникова, Екатерина Кичигина. Во втором отделении ведущие баритоны театра – Сергей Шеремет, Анджей Белецкий, Александр Мартынов, Василий Ладюк – спели старинные русские романсы, среди которых «Я помню чудное мгновенье» М.Глинки, «Я вас любил» Б.Шереметьева, «Ямщик, не гони лошадей» Я.Фельдмана и многие другие. Еще один концерт фестиваля представил в исполнении солистов, хора и оркестра театра музыку С.С.Прокофьева к историческим сюжетам – к кинофильму «Иван Грозный» и кантату «Александр Невский». Концертом руководил дирижер Дмитрий Волосников. А видеоряд, состоящий из кинопроекции фрагментов одноименных фильмов С.М.Эйзенштейна, органично дополнил звучание музыки. В традициях театра, начало которым положил еще Евгений Колобов, осталось создавать оригинальные творческие проекты, каждым из которых управляет своеобразная идея. Таких проектов в нынешнем фестивале было представлено два: музыкальное действо в двух частях «Bravissimo!», поставленное еще к 10-летию основания театра Новая Опера, и премьера «Viva Puccini!», приуроченная к 150-летию Джакомо Пуччини.

Авторы «Bravissimo!» – Наталья Попович (оригинальная постановочная идея), Иван Фадеев (режиссура и пластика), Виктор Герасименко (сценография), Марина Данилова (костюмы). Музыкальное руководство осуществил Дмитрий Волосников. В этом спектакле собраны шедевры оперной классики, представлены ее разные музыкальные формы: арии, дуэты, трио, квартеты, квинтеты, хоры, а также романсы, народные песни и оркестровые номера. Главный персонаж происходящего на сцене – Театр. Первое отделение, состоящее из музыкальных номеров русской классики, предлагает зрителю побывать в саду «Эрмитаж» в начале ХХ века. Во втором отделении зрителю предлагается покинуть околотеатральную жизнь и перейти в сам Театр с тем, чтобы послушать зарубежные оперные шлягеры. Этот спектакль – благодарность и преклонение перед талантом всех оперных композиторов, каждому из которых театр Новая Опера не перестает восклицать: «Bravissimo!». Музыкальное действо было показано на сцене киноклуба «Эльдар» по приглашению его основателя и руководителя, большого поклонника творчества Евгения Колобова и театра Новая Опера, известного российского кинорежиссера Эльдара Рязанова.

Заключительной акцией V Фестиваля «Крещенская неделя в Новой Опере» стало первое представление нового проекта театра – концертно-театрального вечера «Viva Puccini!». Этот проект был приурочен к 150-летию великого итальянского композитора, которое весь мир отпраздновал 22 декабря 2008 года. Концертно-театральный вечер продолжил ряд оригинальных проектов театра, представляющих своеобразные творческие портреты великих композиторов и уже полюбившихся зрителям: «Россини», «Винченцо Беллини», «Рихард Вагнер», «Viva Verdi!». Мастер музыкальной драмы Джакомо Пуччини, известный по знаменитым операм «Богема», «Тоска», «Мадам Баттерфляй», представлен зрителю в этом проекте с менее знакомой стороны. Авторы знакомят слушателя с его творчеством, перекинув арку от раннего, малоизвестного сочинения – «Messa di Gloria» («Месса Славы») – студенческой дипломной работы композитора, исполненной в первом отделении, к его позднему стилю, о котором можно судить по последнему законченному сочинению Пуччини – единственной его комической одноактной опере «Джанни Скикки», составившей второе отделение вечера.

И первое, и второе сочинения, представленные в проекте «Viva Puccini!», редко исполняются на оперной и концертной сцене и раскрывают перед слушателем малознакомые грани творческого облика Пуччини – жизнерадостные и жизнеутверждающие, а не привычно драматичные стороны его музыки, нашедшие выражение в преобладании радостно-ликующих образов ранней мессы, и остро-сатирические – в «Джанни Скикки».

«Messa di Gloria», написанная в 1880 году и впервые исполненная 12 июля того же года в городе Лукка на празднике Св. Полино, несет заметные черты влияния Дж.Верди на молодого композитора: характер широкораспевных оперных мелодий и торжественных монументальных хоров, динамика смен контрастов трагедийно-скорбных (преобладающих в III части сочинения «Credo») и восторженно-радостных музыкальных образов – все это очевидно отсылает к приемам оперного письма зрелого Верди, продолжателем традиций которого и является Пуччини. Написанная на канонические духовные тексты католической мессы, пятичастная в соответствии с ее структурой «Messa di Gloria» все же является абсолютно светским сочинением по музыкальному содержанию и носит скорее гимнически-прославляющий и жизнеутверждающий, нежели аскетично-религиозный характер. Хор и оркестр театра под управлением Эри Класа высокопрофессионально исполнили раннее сочинение Пуччини, отчетливо донеся до слушателя замысел композитора.

Одноактная сатирическая опера-буффа «Джанни Скикки», созданная Пуччини в 1918 году и поставленная тогда же на сцене Метрополитен-опера в Нью-Йорке, является последней частью «Триптиха», написанного по схеме гран-гиньоля – спектакля театра марионеток. За страшным кровавым эпизодом с остроэкспрессивной любовной интригой и трагической развязкой в духе веристских опер «Плащ» следует окрашенная в религиозные тона сентиментальная трагедия «Сестра Анджелика», а затем комедия-фарс «Джанни Скикки», которая и получила наибольшую популярность на оперной сцене из всех опер «Триптиха». В ее основу либреттист Дж.Форзано положил строфу из «Божественной комедии» Данте («Ад», песнь ХХХ). Сюжет ее, отсылающий во Флоренцию 1299 года, повествует о вневременных человеческих пороках и ценностях – об алчности и любви. Ловкач Джанни Скикки, обманным путем подменив завещание умершего богача Буозо Донати в свою пользу, разом наказывает алчных родственников умершего и дает возможность соединиться счастливым влюбленным – своей дочери Лауретте и племяннику Буозо Донати Ринуччо.

Режиссер спектакля Геннадий Шапошников акцентирует внимание на том, что этот спектакль – «про любовь, не заинтересованную в деньгах». Совместно с художником Виктором Герасименко и музыкальным руководителем и дирижером постановки Дмитрием Волосниковым он разрабатывает сатирические образы этой веселой оперной буффонады тонко и современно, предъявляя зрителю целую галерею колоритных и озабоченных – каждый своими целями – смешных типажей: «разнокалиберная» красно-белая компания отпрысков богатого дядюшки Буозо – сестры, братья и их дети, лохматый серый нотариус (Андрей Фетисов) со своей сочувственной свитой, придурковатый доктор (Максим Остроухов), дезинфицирующий всех и вся на своем пути, парочка безумных белых влюбленных Ринуччо (Нурлан Бекмухамбетов) и Лауретта (Галина Королева), очень похожий на современного мафиози бело-розовый Джанни Скикки (Илья Кузьмин) с тростью и в черных очках, и, наконец, сам виновник переполоха – отписавший свое состояние монастырю бархатно-рюшечный покойник Буозо Донати (Сергей Сатаров, блистательно справившийся со сложной молчаливой пластической ролью).

Создатели спектакля дополняют сюжет либретто разговорными вставками в начале оперы, которые усиливают его плутовскую сторону, придавая событиям преступный оттенок. Дело в том, что по оригинальному либретто родственники приходят к уже умершему дядюшке делить его наследство. Здесь же, по задумке постановщиков, спектакль начинается со дня рождения Буозо: вместо кровати и гроба – торжественный стол и скульптура флорентийского Давида, подаренная «услужливыми» родственниками юбиляру в знак его богатства и «красоты». Сам же виновник торжества является во всей красе – в спадающем клоунском колпаке и медицинском респираторе-маске, неразрывном с капельным устройством и резиновыми трубками. Активно изображая любовь, родственники организовывают пиротехнику, начинают целовать и подбрасывать юбиляра, не замечая в порыве ликования, как старичок дух испустил – выходит, что здесь попахивает непредумышленным убийством… И с этого момента, собственно, начинается замечательная характеристичная и вместе с тем очень мелодичная музыка Пуччини, с которой исключительно органично согласуется последующее действие и тонкости продуманной режиссером комедии положений. Вряд ли стоит описывать ее детали, здесь, как говорится, тот случай, когда лучше один раз увидеть… Но стержнем последующего развития событий является управление Джанни Скикки покойником, как марионеткой, во имя достижения «благородной» цели: надувательства алчных родственников ради благополучия влюбленных. В результате один плут всех плутов «переплутил» и «не заинтересованная в деньгах любовь» молодых восторжествовала.

Для воплощения этого интригующего сюжета Виктор Герасименко придумал похожий на шкатулку для драгоценностей трапециевидный павильон с элементами флорентийской стилизации, в котором и находится главный драгоценный бриллиант – почивший Буозо. Красный изнутри павильон символизирует цвет алчности и любви одновременно. Таинственно выплывая в самом начале постановки из мрачной глубины сцены, словно из глубины веков, он напоминает подобие корабля-призрака, вынося к зрителю старую как мир историю о торжестве любви над алчностью, свершенном в данном конкретном случае благодаря непредвзятому плутовству Джанни Скикки.

Спектакль получился очень смешным, динамичным и феерически ярким. Исполнительский ансамбль музыкантов и артистов, замечательно вжившихся каждый в свой комический образ, заслуживает самых превосходных эпитетов – это тот случай, когда единство замысла воспринято и реализовано всеми участниками без исключения, а творческий результат превосходит все ожидания оперного меломана, доставляя слушателям бурю положительных эмоций. Подтверждение тому – взорвавшийся аплодисментами и криками восторга зал, долго не отпускавший со сцены артистов и постановщиков.

Весь фестиваль «Крещенская неделя в Новой Опере», как и его достойный заключительный аккорд – новый проект «Viva Puccini!» – живое свидетельство того, что театр Новая Опера, главным кредо которого и при жизни Евгения Колобова были вдохновенный творческий поиск и смелое новаторство, поддерживает и достойно продолжает развивать лучшие традиции своего основателя.

Фото Юлии Афанасьевой

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.