По лисьему следу

Выпуск № 6-186/2016, Мир музыки

По лисьему следу

Опера чешского композитора Леоша Яначека «Похождения Лисички-плутовки» вызвала в свое время заметный резонанс в музыкально-театральном мире. Созданная в 1923-м и впервые увидевшая сцену в Брно в 1924 году, она впоследствии была признана одной из самых востребованных в ХХ веке оперных партитур. Нынешний сезон стал для этого сочинения не просто первым в России, а дважды премьерным - его одновременно поставили сразу два театра - Детский музыкальный театр имени Н.И. Сац, где спектакль задумал худрук Георгий Исаакян, и Камерный музыкальный театр имени Б.А. Покровского, где постановку инициировал большой поклонник и знаток чешской оперы, главный дирижер театра Геннадий Рождественский. В версии Камерного музыкального театра опера получила более сокращенное название «Лиса-плутовка».

Сочинение с наивным на первый взгляд детским сюжетом о приключениях хитрой лисы по имени Остроушка и о взаимоотношениях лесных зверей с жителями ближайшей деревни, в Камерном театре создали Геннадий Рождественский и Михаил Кисляров. В их трактовке жанр действа значится как «сказка для взрослых». И на то есть свои основания. Литературную канву сочинения составила популярная в начале ХХ века повесть журналиста Рудольфа Тесноглидека, которая образовалась из рифмованных подписей к фантастическому комиксу художника Станислава Лолека. Став основой оперы Яначека, этот сюжет трансформировался в мудрую лирико-драматическую притчу о величии природы и смысле любви.

Источником вдохновения для композитора послужили восхищение природой и многолетняя безответная любовь к замужней Камилле Штссловой, которая была значительно моложе самого Яначека. Закулисным контрапунктом через оперу проходит образ Камиллы (в опере - Теринки), о которой грезят все герои-мужчины в этом сюжете - Лесничий, Учитель и Священник. В Камерном музыкальном театре этот образ обрел видимые черты - безмолвную партию девушки-мечты Теринки исполняет пластичная чешская артистка Уна Ягер. И, конечно, очевидны аналогии девушки с мягкой, хитрой, свободолюбивой Лисичкой. В опере вообще много аналогий, напоминающих о тождестве мира людей и природы. Композитор даже делал умышленное предписание, что некоторые партии людей и животных (Священника и Барсука, Жены Лесничего и Совы, Трактирщика и Петуха) должны петь одни и те же исполнители. Эти аналогии стали плодом его длительных наблюдений за миром зверей и людей. А тождество двух миров оказалось одной из главных идей оперы, где мир обитателей леса и жителей деревни во многом отражают друг друга.

Идея тождества - центральная и в сценическом воплощении Камерного музыкального театра, в спектакле которого особенно сильно ощущается, что люди являются неотъемлемой частью природного мира, а звери умеют также любить, радоваться и страдать, как люди. В сценических декорациях, разработанных Асей Мухиной в тесной связи с компьютерными видеообразами, преобладают плавные природные линии и предметы из натуральных материалов - стекла, камня, дерева. В режиссерской интродукции к спектаклю, где жители деревни наслаждаются жизнью под пение Сезарии Эворы, столы и стулья таверны напоминают формой то ли коряги, то ли сталактиты, а с началом оперы они становятся частью природы. Насекомые, лягушки и маленькая лисичка, выполненные из бумаги на длинных прутьях, оживают на видеозаднике сцены, оставляющем иллюзию безграничного простора. Но наиболее интересно перевоплощение артистов, которые, сбрасывая с себя одежды жителей деревни, коими представлены в упомянутой интродукции к спектаклю, оказываются жителями леса, мгновенно и очень точно перенимая их повадки. Режиссура пластической графики постановки - одна из сильных сторон Михаила Кислярова - в этом спектакле особенно характеристична. Примечательна мягкая кокетливая пластика главной героини Лисички в исполнении Ольги Бурмистровой, одинаково хорошо демонстрирующей актерские и вокальные возможности. Колоритны Александр Маркеев в ролях Барсука и Священника и Захар Ковалев в ролях Петуха и Трактирщика. Хорошо звучат Александр Морозов в роли Лесничего и Александр Бородейко в роли Лиса Златогривека.

Ученик Г. Рождественского Айрат Кашаев, зарекомендовавший себя уже не в одном спектакле Камерного театра, управляет музыкальной частью точно и слаженно. Музыкальный рельеф изобилует яркими оркестровыми красками, передающими звуки леса, и разнообразными мелодиями, полными светлой лирики и острого драматизма. И, несмотря на то, что музыка Яначека исполняется здесь в камерном переложении Джонатана Дава, она очаровывает красотой и непосредственностью звучания.

Режиссер спектакля и худрук Детского музыкального театра имени Н.И. Сац Георгий Исаакян поясняет свое видение оперы Л. Яначека: «История Лисички, которая живет, влюбляется, растит детей, а потом погибает - это притча о цикличности жизни, о том, что зима переходит в весну, весна - в лето, лето - в осень, и так - из года в год, всегда. В этом нет никакого пафоса, но только в этом и есть смысл». Цикличность нашла и зрительное выражение в спектакле Детского музыкального театра, визуальным оформлением которого занимались художники Филипп Виноградов и Валентина Останькович. Фактически пустая сцена, главным элементом которой является обращенная углом к зрителю квадратная площадка, как и должно быть в сказке, импровизированно преображается, становясь то летним лесом с прудом и лугами-лоскутами, то осенним двором дома Егеря, то зимними лесными сугробами, то яркой весенней поляной... Цветное летнее настроение сменяется охристой прохладой осени, на смену которой приходит холод зимнего дыхания... Этот круг, сопровождаемый на заднике сцены оригинальными световыми решениями Евгения Ганзбурга, проходит перед зрителем дважды, а фигуры на сцене периодически застывают в красивых графических черно-серых картинах.

Другой центральной идеей спектакля Десткого музыкального театра стала идея любви, которая пронизывает сюжет: загадочный образ девушки Теринки, так и остающийся здесь таинственным и «закулисным», становится объектом любовных мечтаний Егеря, Учителя, Пастора и браконьера Гарашты; мир животных тоже охвачен любовью - Лисичка находит Лиса, с которым создает семью - их любовь вдохновенно описана в партитуре. Эта идея проявилась и в измененном для постановки театра им. Н.И. Сац названии спектакля «Лисичка. Любовь». Любовь выражена на сцене не только во взаимоотношениях главных героев, но и в хореографии артистов театра, одетых в черное и на протяжении всего спектакля составляющих безмолвный выразительный контрапункт основному сюжету. Дирижер-постановщик спектакля Евгений Бражник, сделавший специальную редакцию оперы для театра им. Н.И. Сац и с вдохновением ведущий спектакль, ассоциирует Лисичку с самою Любовью - «многоликой, исчезающей и появляющейся вновь»: «Наш спектакль о том, что любовь не исчезает вместе с уходом человека. Она живет, она возникает снова и снова, и именно она питает все живое на земле. И только в ней - главная суть человеческого существования!»

Артисты, среди которых задействовано около пятидесяти юных воспитанников детской студии и четыре взрослых солиста, демонстрируют качественный вокал и увлеченную игру.

Жизнь главной героини Лисички, такая простая в пересказе, становится, как и в опере Яначека, такой же сложной, как жизнь каждого из нас. Спектакль «Лисичка. Любовь» - некая современная мистерия, позволяющая задуматься над неоднозначностью и драматизмом жизненного пути. Театр адресует ее в первую очередь подросткам, тинейджерам, молодым людям, только вступающим во взрослую жизнь, задумывающимся о ее смысле, о потерях и о своем месте в этом огромном, сложном и прекрасном мире, и о любви, которая все объединяет.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.