Новокузнецк. "Но дышит правдой голос Мельпомены"

Выпуск № 7-187/2016, В России

Новокузнецк. "Но дышит правдой голос Мельпомены"

Вот такой пафосной строкой из огненного Шиллера хочется начать отклик на вовсе не пафосный, а легкий, веселый и очень красивый премьерный спектакль Новокузнецкой драмы «Лес» в постановке Андрея Черпина, главного режиссера театра. Остроумная композиция спектакля и его красота - в мягкой иронии и естественной форме подачи, а форму эту вполне можно назвать театральным рондо - закольцованностью действия, развитием событий и характеров - по кругу. Между тем, к Шиллеру спектакль имеет прямое отношение - как и пьеса Островского, в финале которой актер Несчастливцев читает монолог из «Разбойников» и заявляет, что чувствует и говорит, как Шиллер, а вот обитатели «леса» - как подьячие. В спектакле это противостояние заявлено сразу. Начинается он прекрасной увертюрой Верди к опере «Разбойники». Звучащая на фоне закрытого занавеса музыка передает весь драматизм и свет жизни, она властной волной подхватывает зрителя и уносит в романтический мир печали и гармонии, «бури и натиска».

Общеизвестно, что Александр Островский своим «Лесом» пропел дифирамб актерскому театру - в противовес театру жизни. Но ведь это было в давно прошедшие времена, когда актерская профессия отнюдь не сияла ореолом творческого избранничества, как сегодня. Казалось бы, в наше время эта каста избранных не нуждается ни в защите, ни в восхвалениях. И все же режиссер спектакля акцентирует внимание на определенных аспектах актерской жизни, которым и теперь не позавидуешь. Зависимость профессии, например, или тот же пресловутый кастинг. Вот сцены сегодняшнего кастинга, который вынуждены проходить безработные Счастливцев (Олег Лучшев) и Несчастливцев (Артур Левченко) как раз и организуют сюжетную линию спектакля, обрамляя ее своеобразным рефреном. Музыкальная экспозиция переходит в смысловую: бедный гимназист Гена Гурмыжский читает свое полное смиренной любви письмо к тетеньке Раисе Павловне. А далее, что называется, по тексту. С учетом некоторого переформатирования: монолог из Шиллера становится диалогом для двух актеров, а пробой пера - сам спектакль. Респектабельно высокомерный голос вершителя актерских судеб, проводящего кастинг (Анатолий Нога) дистанцирует и унижает наших героев. И вот злосчастный дуэт Счастливцев-Несчастливцев попадает в этот Лес страстей человеческих. И мы - вместе с ним.

А страсти там кипят и впрямь нешуточные! Это действительно Пеньки, никакого леса - на сцене, лишь несколько растений в горшках. Сценическое пространство компактно и функционально организовано молодым художником Анастасией Юдиной. Слева - многоступенчатая светлая конструкция - уютная среда обитания с подушками (трансформер остановки, где два актера-протагониста выбирают маршрут, куда ведет их жалкий жребий) и где так же встречаются юные влюбленные - Аксюша (Мария Захарова) и Петр (Евгений Лапшин); справа - зеленоватые душевые кабинки, преобразующиеся в подобие пруда, в котором Аксюша проимитирует попытку утопиться, а ее жених представит из себя подобие плавающего Ихтиандра. И только зеленый газон аукнется то напоминанием о лесе, то подобием теннисного корта, то места для гуляний под луной, которую Карп по томному хотению Гурмыжской собственноручно внедрит на ночном небосклоне. Пространство игровое, обитатели тоже - все без исключения - играют. Но каждый - в свою игру! Актеры играют, наигрывают и даже переигрывают, но в силу своей профессии. И у них есть моменты истины, когда они открыты, искренны и благородны. Артур Левченко и Олег Лучшев великолепны в передаче этой игры и жизни. Дуэт живой, трагикомичный, современный. А вот зачем и во что играют нетеатральные персонажи? Абсолютно блистательна и очень тонка Ирина Шантарь (исполняющая роль Гурмыжской) в своих преображениях из умирающей вдовы в пылкую влюбленную, а затем и в омолодившуюся теннисистку, невесту. Актриса движется все воздушнее, говорит - все кокетливее, одежды носит все изящнее, но сквозь это легкое порханье неуловимо проступает железная хватка меркантильной эгоистки и трусливой обывательницы. Законодателем здешних нравов, дирижером и властителем моды предстает перед нами элегантный мажордом Карп (Анатолий Смирнов) - в имидже этакого местного Карла Лагерфельда. Уж он-то знает настоящую цену всему окружающему, но темные очки предпочитает не снимать, за редким исключением - например, в эпизоде приезда барина Геннадия Демьяновича, которого Карп дарит обезоруживающе открытой, по-детски светлой улыбкой. Он поддерживает порядок, ворчит, досадует на Улиту, но он же наставляет Буланова в его тактике успешного приживальщика. Андрей Грачёв своего Буланова подает в однозначно комическом воплощении недалекого, алчного фата, современного жиголо, ревнителя красивой жизни. Совсем не склонна к «большой игре» Улита - Елена Кораблина, ее интересы дальше чем понаушничать, выпить да приодеться за счет барыни не идут. Но и она имитирует «бешеную африканскую страсть», чтобы оказаться в контексте местных нравов. Превосходны в своей пародийной ироничности две пары (режиссер снова передает нам «приветы» от братьев из «Разбойников» Шиллера), контрастные соседи Милоновы - мажорный Арлекин (Анатолий Нога) и скептичный Пьеро (Игорь Марганец), братья Восмибратовы: Иван, современный мошенник с криминальным уклоном (отличная, сделанная с иронией и вкусом работа Александра Шрейтера), и Петр в исполнении Евгения Лапшина, который должен из угодливой тени братца перевоплощаться в юного героя-любовника, жениха Аксюши, с чем артист не вполне справляется. Излишне прямолинейно исполняет роль Аксюши и Мария Захарова, актрисе недостает легкости, она драматизирует каждый шаг своей героини, уводя ее в другой спектакль другого жанра. Хороша сцена соблазна театром, когда Аксюша принимает предложение последовать за братом и пойти в артистки. Она оказывается на авансцене, в облаке воображаемого поклонения и аплодисментов. Но путь служения искусству готов выбрать далеко не каждый, для Аксюши это попросту - конец (о чем красноречиво заявляет надпись на ее чемодане).

Но, как мы знаем, ситуацию счастливо разрешил Несчастливцев. Все обитатели леса остались в лесу, служители Мельпомены верны ей и себе. И в финале спектакля они произносят тот же монолог (на двоих) из «Разбойников» Шиллера, но уже с иными интонациями... Свое режиссерское послание автор посвящает прежде всего артистам, участь которых и сегодня не спешат разделить обитатели бытовых и дремучих «лесов».

 

Фото Сергея Косолапова

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.