Премьер много не бывает / "Фестиваль премьер" в Орске

Выпуск № 7-187/2016, Фестивали

Премьер много не бывает / "Фестиваль премьер" в Орске

Каждый уважающий себя город имеет свой театр. Каждый уважающий себя театр заводит свой фестиваль. Орск не стал исключением. Драматический театр имени А.С. Пушкина появился в этом рабочем городе, втором по численности и промышленной значимости после областного центра - Оренбурга, почти восемь десятилетий назад. В сентябре 2014 года он пережил, можно сказать, второе рождение, открывшись после продолжительной и основательной реконструкции, получив первоклассное техническое оснащение основной сцены, новый малый зал с самостоятельным цветовым и световым оборудованием. Изменился и внешний вид театрального здания, и внутреннее содержание (в прямом и переносном смысле слова). Напольному покрытию из прекрасной орской яшмы, знаете ли, следовало соответствовать. И в сезоне 2015-2016 появился «Фестиваль премьер». Ну и что, если пока он местного значения?! Лиха беда начало, мало ли в какой театральный форум он сумеет со временем вырасти. Тем более что старт стал впечатляющим: семь премьер вошли в программу первого фестиваля.

Конечно, большое количество новых постановок - это специфика театра небольшого города, где спектакль живет недолго. Публика его быстро отсматривает и настраивается на новые впечатления. Такой своего рода конвейер имеет и плюсы: у артистов достаточно работы, постановки не ветшают, авторов можно привлекать на разный вкус. Денег, правда, требуется, немало. Но директор Орского драматического Владимир Дорошенко с этой задачей, несмотря на перманентно присутствующий кризис, успешно справляется.

Разумеется, такого количества премьер не набралось бы, если бы их некому было поставить. Новый художественный руководитель театра, заслуженный артист России Адгур Кове - автор трех сценических работ из показанных на фестивале. С новым режиссером театр всегда меняется, так происходит и на этот раз. Как меняется, каким становится, говорить еще рано. Труппа и режиссер, думается, еще изучают друг друга. Изучают в процессе работы, в творчестве. Некоторые результаты уже видны на сцене. К примеру вот такой: Артур Кове умеет и любит работать с молодежью и для молодежи. А такая работа - всегда на перспективу.

Спектакль по пьесе Алексея Слаповского «Невероятная любовь» можно было бы назвать «Любовь неземная», ведь постановщик Артур Кове решил рассказать «веселые истории про печальных зомби». Имени этого драматурга прежде в афише театра не было, тем не менее он оказался очень близок орскому зрителю. Есть в этом городе такое понятие - орские ништяки. Еще не вполне деклассированный элемент, но уже близко к тому подошедшие расхристанные молодые люди в шлепанцах на босу ногу в вечных поисках приключений и врагов. И все же они вписаны в некую сомнительную, но субкультуру. Ее-то и пытается постигнуть и изобразить театр. Кружит героев по сцене карнавал, в котором никто и ничто не кажется странным, даже пионерка в паре с армянином в кепке-аэродроме. Спектакль сделан в жанре городского фольклора, принадлежащего этим самым ништякам. Есть у них свои Ромео и Джульетта, свой Соловей-разбойник, своя Кассандра, словом, свои романтика и мифология. Убогие сказки, приукрашивающие действительность, потому что даже ништяки тянутся к возвышающему обману.

Несколько дней я ходила в театр по холодным орским улицам мимо рыжей собаки, неподвижно лежавшей на крышке люка, под которым шла теплотрасса. Собака изредка посматривала на прохожих, в ней давно уже исчезла надежда на спасительное сострадание. Не нужна ей была булка, оставленная кем-то сердобольным. Ей нужен был хозяин. И вот в один из театральных вечеров со сцены меня настиг такой же больной отчаявшийся взгляд. Принадлежал он героине спектакля «Королева красоты» по пьесе Мартина Макдонаха в исполнении актрисы Екатерины Барышевой. Осознание того, что все в ответе за всех, приходит к зрителю на этом спектакле постепенно, исподволь. История героини долго воспринимается как комическая, ее поведение выглядит сумасбродным. Так преподносит их режиссер, чтобы потом оглушить - нельзя так поспешно судить, нельзя бросать человека наедине с самим собой. Об одиночестве поставил этот спектакль Артур Кове. Об одиночество, как о стену, бьется хрупкая, беззащитная и никому не нужная Морин. Спектакль только об этом, но «этого» вполне хватает для ощущения какой-то личной вины в происходящем. На мой взгляд, впечатляющий итог спектакля.

Третий спектакль Адгура Кове расширяет зрительскую аудиторию, можно сказать, беспредельно. Потому что «Саня,Ваня, с ними Римас» Владимира Гуркина - народная драма (хотя, по большому счету, такого жанра и нет). Бытописатель Гуркин на орской сцене опоэтизирован, обряжен в белые одежды с помощью художника-постановщика Геннадия Зубарева. Возникает ощущение света, исходящего от самих действующих лиц, этих чистых, настоящих людей, выстоявших в тяжелейших испытаниях военного и послевоенного времени. Логически осмыслены и психологически выверены актерские работы Ильи Глебова, Татьяны Гореловой, Татьяны Ивлевой, Олега Кучина, Алексея Маланьина, Александры Маланьиной и других исполнителей. Молодая актриса Александра Маланьина в канун Международного Дня театра удостоена премии губернатора Оренбургской области за лучшую актерскую работу года, и это роль Александры в спектакле «Саня, Ваня, с ними Римас». Спектакль посвящен 70-летию Великой Победы, и это достойная художественная дань памяти.

Два фестивальных названия принадлежат режиссерской руке режиссера пришлого. Хотя этот режиссер не совсем пришлый. Дело в том, что заслуженный артист России Вадим Смирнов, поставивший «Тень» Евгения Шварца для взрослых (но, скорее, опять же для молодых) зрителей и «Двенадцать месяцев» Самуила Маршака для детей, возглавляет Оренбургский областной театр кукол. Так что он больше свой, нежели чужой, и работает в Орске не впервые. Тандем режиссера и художника Эльвиры Ковалевой позволил создать впечатляюще декоративный спектакль. Декоративность в данном случае несет смысловую нагрузку, ибо большинство персонажей «Тени» лишены души и пусты. Тяжелые внушительные костюмы - не оболочка, а их существо. Облачение заставляет героев спектакля двигаться, как механические куклы. (Манекены ведь тоже похожи на людей, но не люди.) И лишь Ученый - Сергей Васин и Аннунциата - Александра Маланьина - другие: они легки и естественны, потому что свободны от вериг опасных условностей.

Детские спектакли в Орском драматическом театре традиционно красочные и веселые. Детвора их обожает. На них приходят всей семьей. Не обманули ожиданий и «Двенадцать месяцев», и «Царевна-лягушка». Своей волшебной основой они захватывают юных зрителей, своими намеками и ассоциациями интересны добрым молодцам-родителям. Эти сказки тоже вошли в орбиту фестиваля, расширив его тематический, жанровый и зрительский диапазон.

Все упомянутые спектакли идут на большой сцене. Но был один, сыгранный на малой сцене, в малом зале, что подразумевает более тесный контакт со зрителем, а то и запланированный последующий диалог. Он и произошел благодаря спектаклю «Меня нет» по пьесе Л. Духаниной. Не совсем пьеса и не вполне спектакль, скорее театральная публицистика. Молодые, недавно влившиеся в труппу орского театра актеры пришли со своим эмоциональным высказыванием о конфликте поколений. Драматурга можно, пожалуй, упрекнуть в не совсем справедливой оценке более старшего и чрезмерной лояльности к младшему. Однако публику, а смотрели спектакль педагоги социальных учреждений, это не смутило. (Подумать только, что было время, когда в Орске, и не только в нем одном, снимали с репертуара «Дорогую Елену Сергеевну»!). Зрители разделили с постановщиком Максимом Меламедовым и исполнителями ролей обиду за душевно обездоленных молодых людей и решили, что спектакль должно увидеть как можно больше народа, потому что он позволяет человеку понять человека.

Собственно это вообще задача драматического искусства (и одна из важнейших, так считают в Орском театре), что и отразилось в его фестивальных спектаклях - таких несхожих сюжетно и жанрово, но таких духовно наполненных и объединенных поиском пути к тем ценностям, которые мы чуть было не утратили, а теперь обретаем вновь.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.