Последний из рода Хоули / "Зима тревоги нашей" в РАМТе

Выпуск № 7-187/2016, Премьеры Москвы

Последний из рода Хоули / "Зима тревоги нашей" в РАМТе

На Маленькой сцене РАМТа Инна Савронская сумела уместить действие большого романа Джона Стейнбека «Зима тревоги нашей». Перед началом спектакля зрители, рассматривая программку, делятся между собой воспоминаниями: «Я зачитывался этим романом в юности», «Это был мой любимый роман», «Читала когда-то»... Но и те, кому история, рассказанная Стейнбеком, неизвестна, с первых сцен понимают, что спектакль «Зима тревоги нашей» поднимает вечные проблемы, остро ощутимые и в современном мире.

Инна Савронская берет материал, который сегодня не на слуху, а это значит, что спектакль заинтересует и тех, кто роман не читал, и тех, кто захочет увидеть на сцене известную им историю. Обращаясь к хорошо забытому тексту, режиссер сосредоточивает внимание на вечных темах, находящих отзвук на многих современных сценах.

Стоит подчеркнуть сложность, с которой сталкивается каждый режиссер, берущий за основу своего спектакля текст романа. И. Савронская сконцентрировала все внимание на жизни Итена Хоули: вырос в богатой и уважаемой семье, открыл свой магазин, но потерял все и теперь работает в местном магазинчике продавцом, нисколько не смущаясь своим положением. Масштабная романная история подвергается сокращению и рискует потерять объем, который режиссер сумела сохранить благодаря монологам главного героя. Хоули (Денис Баландин) каждое утро готовит магазин к открытию: подметает пол, развешивает ценники и... размышляет о своей жизни. Актер не обращается к зрителю, чтобы рассказать о своем герое, иначе монологи были бы утомительными и останавливали развитие действия. Итен непринужденно беседует с магазинной вывеской, философствует с самим собой, вытирая пыль с прилавка и полок. Герой говорит о своем происхождении: как его предки попали в этот городок 200 лет назад, чем занимались, рассказывает об истории магазинчика и его хозяине Марулло. Во время этого немудреного монолога он рисует картину города, в котором происходит действие, и дает понять зрителю, кто такой Итен Хоули.

Декорация напоминает клетку, в которую заключены все жители городка Нью-Бэйтауна. Задник сцены представляет собой полотно с изображением почти идиллической картины: аккуратные домики, засеянное поле. Но любоваться ею невозможно: выжженная в середине полотна объемная дыра разрушает гармонию. В этой дыре создатель спектакля разместил зеркало, призывая заглянуть и героя, и зрителей в зеркало души своей и понять, какие идеалы мнимые, а какие истинные.

С первой до последней минуты жители городка говорят Итену о деньгах. С первой до последней минуты Итен говорит, что это не главное. Сложнейшая актерская задача: показать как под давлением общества, человек готов переступить через себя. С самого начала Итен с усмешкой смотрит на Джоя (Алексей Мишаков), рассуждающего об ограблении банка. Итен уверен, что быть честным с самим собой куда важнее, чем быть при деньгах. Но когда его жена Мэри (Виктория Тиханская) заводит разговор о семейном бюджете, Хоули начинает думать по-другому. И, наконец, разговор с расчетливым Бейкером (Алексей Мясников) приводит главного героя к выводу, что материальное богатство куда важнее духовного.

И напрямую, и в подтексте Итен призывает людей «повернуть глаза зрачками в душу». Хозяин магазина сицилиец Марулло (Андрей Бажин) уверен, что все воруют. Итен напоминает ему о родственниках, которых тот не видел сорок лет. Марулло не меняется в одночасье, но впоследствии принимает вынужденный отъезд на родину как подарок судьбы. Режиссер не делает из главного героя романтика, который борется один против всего мира. Хоули смотрит на мир реально и понимает поступки и поведение других, но не считает для себя возможным поступать так же.

Прямо или завуалированно режиссер поднимает еще одну важную тему - памяти. За двенадцать лет работы за прилавком местного магазинчика Итен не забыл, что он принадлежит к знатному роду, он помнит о чести и достоинстве, значит мелкое жульничество для него недопустимо. Дэнни (Андрей Сипин) - пьяница, на нем уже все поставили крест. Все, кроме Хоули. Дэнни помнит историю своей семьи и не продает имение, которым она управляла многие десятилетия. У каждого человека есть корни, но не каждый об этом помнит. Все жители городка Нью-Бэйтауна живут здесь и сейчас, но только не Хоули. Неоднократно он с гордостью говорит о своей семье, что дает ему силу и уверенность.

Название спектакля так же, как и название романа, - это первая строчка шекспировской трагедии «Ричард III». И если шекспировский герой Глостер ступает на кровавую дорогу к власти, начиная свой монолог с этой фразы, то в спектакле Инны Савронской все совсем наоборот: Итен победоносно произносит эти строки, когда понимает, что путь душевной чистоты единственно верный.

Если финал романа Джона Стейнбека говорит читателю, что «зима тревоги нашей» позади, то И. Савронская оставляет свой финал открытым. Что ждет героев после зимы тревоги? Радость весенних перемен? Или новая зима? Выжженная на заднике сцены дыра с ее почти мистической зеркальной глубиной не позволяет забыть о тревоге...

 

Фотографии Марии МОИСЕЕВОЙ

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.