Счастливые юбилеи / Виталий Белобородов (Северск)

Выпуск № 7-187/2016, Лица

Счастливые юбилеи / Виталий Белобородов (Северск)

Главный балетмейстер Северского музыкального театра Виталий Белобородов отмечает в этом году 80-летие со дня рождения и 60-летие служения искусству Терпсихоры! Вся его жизнь связана с искусством танца: Пермское хореографическое училище, работа артистом балета в Пермском театре оперы и балета, учеба на балетмейстерском отделении Ленинградской консерватории, Всесоюзный институт повышения квалификации при Большом театре, работа в различных городах России...

Своим жизненным кредо он всегда считал высказывание Фридриха Ницше: «Да пропади пропадом день, когда мы не танцевали хоть раз!»

И это не просто приверженность к красивым словам, ведь Виталий Андреевич приобщился к искусству танца очень рано: в десятилетнем возрасте родители определили его в Пермское хореографическое училище. С этих пор для маленького Виталика началась другая жизнь - трудная, полная забот и... необычайно прекрасная! Да, он не мог себе позволить, как другие мальчишки его возраста, погонять в футбол, покататься на коньках и лыжах, просто побегать на улице! И вставать ему приходилось каждый день в 5 утра, чтобы уже в 6 выбежать из дома и пешком добираться до училища (в послевоенной Перми с общественным транспортом было худо), а возвращаться почти к ночи... Но он окунулся в волшебную, завораживающую атмосферу искусства, его учили самые лучшие балетные педагоги, во время войны эвакуированные в его родной город из Ленинграда. Они навсегда остались для него и его однокашников образцом не только профессионализма, но и высочайшей человеческой культуры.

Юных танцовщиков часто задействовал в своих постановках Пермский театр оперы и балета. И уже на втором году своего обучения Виталий танцевал Ванечку в балете «Доктор Айболит». А позднее, по мере взросления, и Петуха, и Бармалея...

Вполне закономерно, что после окончания училища его пригласили в труппу театра, где он прослужил 10 лет и был занят в самых известных балетах.

А потом его пригласили возглавить театр... народный!

В истории советской культуры был такой период, когда по инициативе Екатерины Фурцевой - одного из министров культуры СССР - главный упор был сделан на развитие народного творчества, которое всесторонне поддерживалось. И справедливости ради надо сказать, что некоторые народные коллективы в то время не уступали по своему уровню профессиональным.

Солист балета Пермского оперного театра Виталий Белобородов стал вторым по счету руководителем Народного театра балета Дворца культуры им. И.В. Окунева нижнетагильского Уралвагонзавода. Работники промышленного гиганта, отработав смену, приходили вечером в ДК и вставали уже к другому станку - балетному. Виталий Андреевич организовал при театре и детскую студию, в которой дети постигали искусство балета с самого раннего возраста, практически по программе хореографических училищ.

Об уровне руководимого им народного театра можно судить уже по названиям балетов, которые там ставились: «Эсмеральда», «Штраусиана», «Болеро», «Жизель», «Лебединое озеро» (III акт), «Щелкунчик», «Тщетная предосторожность», «Бахчисарайский фонтан» и другие. Благодаря этим спектаклям, тагильчане имели возможность познакомиться с классикой русского и зарубежного балета. А многие участники народного коллектива, ученики Виталия Белобородова, в дальнейшем пришли в профессиональный балет и стали работать в различных театрах и хореографических ансамблях страны. Так, Ирина Кривошенина являлась солисткой балета Минского оперного театра, Анатолий Высочин - солистом балета Пермского оперного театра, Галина Кушкова - солисткой балета Карагандинского театра музкомедии, Наталья Гаврилина, Татьяна Зайцева - солистками театра оперетты Урала, Тамара Деева - солисткой Московского мюзик-холла. Коллектив народного театра показывал свои работы в разных городах Советского Союза: Свердловске и Свердловской области, Перми, Омске, Одессе, Москве. Большим событием для него стало выступление на сцене Кремлевского театра с постановками «Штраусиана», «Болеро», «Барышня и хулиган», «Эсмеральда». Москвичи стоя аплодировали искусству тагильчан!

И сегодня, спустя многие годы, Виталий Андреевич продолжает поддерживать связь с участниками Народного театра балета. Их вечера встреч, на которые съезжается огромное количество людей со всех концов России (и не только!), стали уже традицией.

А вот к миру оперетты Виталий Белобородов прикоснулся благодаря известному режиссеру и педагогу, народному артисту СССР Владимиру Курочкину. Он, тогда главный режиссер Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии, увидел молодого балетмейстера на одном из профессиональных семинаров.

- Помню, как Владимир Акимович, поближе познакомившись с моей деятельностью, не на шутку рассердился: «Профессиональные театры задыхаются без хороших балетмейстеров, а Вы в народном коллективе работаете!» - вспоминает Виталий Андреевич.

Конечно, сразу же поступило предложение перейти в Свердловскую музкомедию. Это было несколько иное, непривычное для него существование в танце, но не менее интересное, нежели классический балет. Напротив, появилась возможность больше экспериментировать, самовыражаться, постигать разные жанры, заниматься с артистами не только хореографией, но и актерским мастерством!

Слава о талантливом балетмейстере разнеслась быстро. Его стали приглашать на постановки спектаклей и концертных программ в разные театры страны. И не только на постановки. Так, почти двадцать лет в качестве главного балетмейстера он отработал в Красноярском театре музыкальной комедии.

И вот уже сорок лет ( с отъездами и возвращениями) длится его роман с Северским музыкальным театром!

- Вообще, с томской землей у меня какая-то магическая связь, - считает Виталий Андреевич. - За большую творческую жизнь я все время то приезжал сюда, то уезжал. Но непременно возвращался. Удивительное дело: даже мои первые в жизни гастроли вместе с Пермским театром оперы и балета, куда я только-только пришел после училища, состоялись именно в Томске. На сцене Томской драмы (сейчас там располагается ТЮЗ) мы танцевали для томичей «Бахчисарайский фонтан», «Лебединое озеро» и другие знаменитые балеты. А в 1976 году меня в качестве балетмейстера пригласили в закрытый город Северск на постановку оперетты Д. Модуньо, Р. Рашел «Купите пропуск в рай». После премьеры предложили возглавить балетную труппу. Можно сказать, что с этого года и началась моя творческая биография в этом театре. Несмотря на то что я периодически «изменял» ему, то и дело служа в других театрах, связь с северской труппой не прекращалась. Хотя бы раз в сезон приезжал на постановки. И вот уже несколько последних лет посвящены только ему!

Я люблю эту труппу, эту сцену, эти стены. Мне посчастливилось, как хореографу, принять участие в постановке разных по жанру и стилю музыкальных спектаклей и концертных программ. Среди них: «Свадьба в Малиновке», «Марица», «Веселая вдова», «Цыганская любовь», «Поцелуй Чаниты», «Ищите женщину», «Орфей в аду», «Сильва», «Прекрасная Елена», «Пенелопа», «Ассамблея Петра», «За двумя зайцами», «Бал в Савойе», «Вечер балета», «Букет из оперетт» и многих других. Сейчас готовлю вместе с нашими артистами большую программу к своему бенефису. Говорят, что в юбилей принято подводить какие-то итоги... Могу сказать одно: я счастлив, что моя жизнь связана с танцем. Чем больше постигаю это искусство, тем больше убеждаюсь, как оно совершенно!

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.