Закон о меценатстве / Формирование современной инфраструктуры театральной Москвы

Выпуск № 7-187/2016, Взгляд

Закон о меценатстве / Формирование современной инфраструктуры театральной Москвы

Сегодня мы публикуем статью заместителя Председателя СТД РФ Дмитрия Мозгового, посвященную, как нам кажется, весьма актуальной теме изданного Министерством культуры РФ Закона о меценатстве. Нам представляется, что эти вопросы важны не только для театров Москвы, столицы, на примере которой автор рассматривает интересующую всех нас проблему, но и для российских театров.

Итак, читайте, думайте, экспериментируйте...


24 октября 2014 года Госдума приняла Закон о меценатстве. «Согласно тексту документа, - читаем на новостном портале ТАСС, - меценатской деятельностью признается безвозмездная передача юридическими и физическими лицами имущества, денежных средств в сфере культуры, образования и искусства, направленных на сохранение культурных ценностей и развитие культуры. <...> Получателями меценатской помощи могут быть только государственные, муниципальные и негосударственные некоммерческие организации культуры, а также образовательные организации, реализующие программы в области культуры и искусства. Это, в частности, музеи, библиотеки, театры и вузы». При этом подчеркивается, что органы госвласти и МСУ не имеют права претендовать на помощь благотворителей, а сама меценатская поддержка может быть использована "только на сохранение культурных ценностей и развитие деятельности в сфере культуры, образования, искусства"».

Театральная инфраструктура, в орбиту которой исторически входило меценатство, включала в себя и активную общественную деятельность, которая в работе рассматривается как один из механизмов саморегуляции театральной системы. Деятельность московского Артистического кружка (1863-1883), учредившего театральное агентство (актерскую биржу), поставившего во главу угла вопросы образования и основавшего комиссию для пересмотра законоположений по театральному управлению, определила важнейшие элементы театральной инфраструктуры.

Весомый вклад в развитие подсистемы внесли частные театральные агентства и Императорское Российское театрального общество (ИРТО).

Российское театральное общество, чья история ведется с 1894 года, решало вопросы трудоустройства и регулирования правовых отношений; посредничества в производственно-технологической сфере; формирования информационной базы; изготовления декораций, реквизита, костюмов и пр.; проката театральной аппаратуры и имущества; подготовки к изданию новых пьес и соблюдения авторских прав.

Национализация российских театров после Октябрьской революции 1917 года свела на «нет» естественный процесс самоорганизации в театральном деле и обнаружила в театральной системе неустойчивость как результат волюнтаристского решения государства. Поворот в направленном движении театральной системы и изменения ее подсистемы - инфраструктуры - объяснимы теорией бифуркации: «Политические революции, по определению, разрушают прежний порядок, создавая на развалинах новый. Они всегда - дестабилизация, непримиримый конфликт, когда затруднительно предсказать победу одной из сторон». (Степанов А.И. Число и культура: Рациональное бессознательное в языке, литературе, науке, современной политике, философии, истории. М.: Языки славянской культуры, 2004)

Бифуркация раздвоила вектор траектории движения театральной системы, но принципиального не изменила самих параметров системы, которая временно лишилась способности к саморегуляции и подчинилась диктату извне. На смену самоорганизации пришло государственное управление. Монополия государства в сфере театрального искусства служила целям идеологической пропаганды.

В процессе так называемой сталинской централизации театрального дела, направленной на выполнение доктрины эпохи социализма, театральная система, однако, сохраняла жизненно важные параметры, исподволь стремясь к изначально заданному состоянию.

В 1980-х годах проводится комплексный эксперимент по совершенствованию управления и повышению эффективности деятельности театров, чем определяется новый виток в функционировании театральной системы и развитии театральной инфраструктуры после периода длительной стагнации. Легализовывались процессы, энергия которых умножалась благодаря перестроечным процессам и - через время - смене экономической модели России.

Мы вправе сделать вывод, что театральная система на протяжении XX века сохраняла самое себя и, несмотря на давление извне, держалась уровня, определенного внутренней структурой.

С конца 1990-х годов механизмы самоорганизации театральной системы были запущены вновь, что повлекло за собой интенсивное развитие театральной инфраструктуры.

Современная театральная инфраструктура, как представляется, включает в себя инфраструктуру создания спектакля и инфраструктуру его проката и эксплуатации. Сюда входят финансовое (государственное дотирование, спонсорство, госзаказ) и материально-техническое обеспечение театров (строительство и эксплуатация зданий, технологическое обеспечение постановки и ее проката), подготовка профессиональных кадров (театральное образование) и система трудоустройства, условия проката (реализация билетов, информационное сопровождение спектакля, организация гастрольной и фестивальной практики).

Театральная инфраструктура определяется сводом взаимосвязанных и согласованных между собой элементов, обеспечивающих театральную жизнь.

На основании сказанного возможны выводы:

  1. Обновление и развитие театральной инфраструктуры зависит от свободного функционирования театральной системы, а содержание - при устойчивости всех компонентов - от театрального процесса в целом.

  2. Театральная инфраструктура, ориентированная на рыночные условия хозяйствования, характеризуется многообразием организационных и финансово-правовых форм театрального дела.

  3. Действующая театральная инфраструктура поддерживается инициативами гражданского общества (общественной мотивацией и меценатством) при деятельном участии государства.

  4. Независимые объекты инфраструктуры театрального дела - агентства, биржи, продюсерские центры, гастрольные бюро, объединения и корпорации, осуществляющие производство декораций и костюмов, обеспечивающие проектные театры технологически - объективный результат самоорганизации свободных театральных структур.

  5. Театральная инфраструктура реагирует на инновационные процессы, запущенные театральной системой (с рубежа XX-XXI веков таким процессом можно назвать образование свободных площадок, функционирующих по типу открытых сцен).

Инновационные процессы (помимо исторического экскурса) рассматриваются на примере театральной жизни крупнейшего региона России - Москвы. Эти процессы во многом определены сменой политического строя и экономического курса, интеграцией в пространство мировой культуры, развитием средств коммуникации, расширением конкурентного поля, освоением практик мирового театра.

Свободные сценические площадки или так называемые открытые сцены, с точки зрения автора, составляют инновационный фокус театральной инфраструктуры современной столицы России. Инициированный Департаментом культуры города Москвы проект «Открытая сцена» на протяжении 15 лет своего существования позволил талантливой молодежи заявить о себе во всеуслышание и войти в круг внимания широкой зрительской аудитории и «просвещенных театралов». Однако проект, длительное время позиционировавшийся как дебютная площадка, со временем утратил свое назначение и превратился в унитарное предприятие по обслуживанию «спальных районов» Москвы. Последнее умозаключение отнюдь не отменяет целесообразности существования «Открытой сцены» «по-московски», однако позволяет провести демаркационную черту между понятиями «свободная сценическая площадка» и «открытая сцена».

Свободная сценическая площадка - пространство для презентации и проката независимых театральных проектов, подспудно оказывающих влияние на развитие традиционных по статусу российских (столичных) театров, образуя в ходе взаимодействия с ними инновационное (конкурентное поле). К таким площадкам в Москве можно отнести Театральный центр «На Страстном» и проект «Боярские палаты», инициированный автором настоящего исследования в качестве альтернативы так называемым «открытым сценам».

Открытая сцена - по сути, сцена любого стационарного театра, принимающего в «свой устав» резидентов и «сторонние» проекты, совпадающие с художественной (репертуарной) направленностью этого театра, диктуемой худруком. Разница - столь же очевидна, сколь и актуальна, ибо главный вывод представленного исследования заключается, как ни парадоксально, в старой и усвоенной истине: театр - искусство сиюминутное и ни разу не повторяющееся. Сегодня он - один, завтра - другой и - вечно новый. Обеспечить простор на пути его обновления - задача современного корпуса менеджеров, сознающих, что история и современность, опыт и инновация - есть суть Театра, отражающего мир, но и живущего в нем по своим правилам.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.