Дом, который построил Борис Гранатов

Выпуск № 7-187/2016, Портрет театра

Дом, который построил Борис Гранатов

Этот театр в российском театральном сообществе, да и в самом городе называют театром Гранатова. Борис Александрович пришел сюда по театральным меркам давно - тридцать лет назад. Тогда, в середине 80-х, он, в совсем недавнем прошлом выпускник Высших режиссерских курсов ГИТИСа, уже опознаваемый театральной режиссер в еще советском театральном пространстве (Иваново, Львов, Ставрополь), приехал в Вологду, чтобы, как оказалось, остаться в ней надолго. Здесь он создаст свой театр, который называет домом, без пафоса и не по старинке, а по глубокому убеждению в жизнеспособности и жизнестойкости этой модели театра. Будет жить со своим театром в этом городе, воспитает в нем не только своих актеров, но и своего зрителя, приведет театр к успеху и разделит с ним трудности, которые не обойдут его театральный дом стороной. Стоит ли удивляться, что официальный интернет-адрес театра - www.granatov.ru?

Борис Гранатов стал человеком театра рано, поскольку буквально рос в Киевском академическом русском театре имени Леси Украинки, где работали его отец и мать (Лидия Васильевна Гранатова - суфлер, помощник режиссера; Александр Борисович Гранатов - актер). Едва повзрослев, Гранатов и сам придет в гримерно-постижерский цех театра, чтобы стать там учеником гримера. Вспоминая эту свою киевскую театральную жизнь, говорит, что театр для него был - «эти лестницы», «этот спуск в мамину суфлерскую будку», «этот пульт помощника режиссера, именно вот так расположенный, а не иначе». И потом, по окончании Днепропетровского театрального училища, когда актер Борис Гранатов приедет работать в Ростовский театр юного зрителя, ему будет казаться, что это «не театр», что-то другое, другие лестницы, иначе расположены гримерки, запахи другие. Ему пришлось ко всему этому привыкнуть, понять, что есть и другой театр.

Гранатов достаточно поздно, по современным меркам, пришел в актерскую профессию. Жизнь за кулисами театра не помешала ему сначала получить высшее образование, казалось бы, от театра, далекое: закончил Киевский пединститут, факультет дефектологии. Изучал логопедию в институте, играл в команде КВН, создал в институте студенческий театр эстрадных миниатюр, в котором, конечно же, играл и сам. Серьезное актерское становление началось на занятиях в студии при одном из киевских народных театров, которым руководил отец, он же вел со студийцами и занятия по программе, практически совпадавшей с программой обучения актера в профессиональной театральной школе. И играть, и ассистировать в качестве режиссера Борис Александрович начал в театре своего отца. Это, конечно же, народный театр, но, например, декорации для его спектаклей делали в Театре им. Леси Украинки.

Затем была учеба в Днепропетровске в мастерской Нелли Михайловны Пинской, ученицы Бориса Евгеньевича Захавы, который в свою очередь учился у Евгения Багратионовича Вахтангова. Школа Пинской позволит Гранатову уверенно войти не только в актерскую профессию, но и сделать первые шаги в режиссуре. Приехал в Ростов-на-Дону с красным дипломом, работал в ТЮЗе три года, за это время сыграл 23 роли в диапазоне от зайцев и медведей - до чеховского Тузенбаха. Здесь судьба свела его с режиссером Юрием Ивановичем Ереминым, между ними возникнет понимание, о котором сам Гранатов говорит: «Он гитисовец, я понимал режиссера с полуслова, как будто бы я у него учился». Здесь, в ассистентской работе с Ереминым, начинается становление режиссера Бориса Гранатова, Еремин же отправит начинающего режиссера учиться в ГИТИС на Высшие режиссерские курсы. А в не такой уж и далекой перспективе - в конце 80-х им суждено будет еще раз оказаться в ситуации «учитель и ученик», когда Грантов приедет из Вологды, где он уже служит главным режиссером ТЮЗа, в Московский драматический театр им. А.С. Пушкина в качестве режиссера-стажера к Ю.И. Еремину, в то время - главному режиссеру этого театра. Борис Александрович не очень сожалеет по поводу отсутствия у него академической режиссерской школы. «Иногда я рад, что не имею академического режиссерского образования, - говорит он, - потому что я не знаю, как нельзя ставить спектакли. Я знаю, что все можно. Театр - это игра, где можно все». В режиссерском становлении Гранатова большую роль сыграл и Эфрос, на репетициях которого в театре и в общении в период своей учебы в ГИТИСе Борис Гранатов имел возможность формировать себя как режиссер.

Когда Гранатов приехал в Вологду, Театру юного зрителя было всего девять лет, за это время сменились четыре главных режиссера и три директора. В труппе молодые актеры воевали друг с другом, снимали главных режиссеров, убирали директоров. Первый спектакль, который поставил новый режиссер, - «Ящерица» по пьесе А.М. Володина. Роли распределил так, что род Зубров и род Скорпионов играли актеры из противоборствующих групп театра, чтобы они посмотрели на себя со стороны. Может быть, наивная идея, но она сработала. В спектакле было много танцев. Актеры репетировали их буквально во всех углах театра, в том числе и в буфете. Казалось бы, простые движения, но их нужно было разучить. Интригами заниматься просто некогда. На создание коллектива ушли три года, но это было самым важным. Объединить можно только работой, только делом. Есть в арсенале «педагогических» приемов Гранатова один особенный - «чтение классиков». Когда случается то или иное «обострение», мешающее коллективу жить, режиссер находит у того же Станиславского или у Эфроса отрывки, в которых речь идет о чем-то сходном. Когда на встречу с коллективом Гранатов приходит с несколькими книжками с закладками, всем понятно - зачем. Актеры смеются, узнавая себя в цитируемых режиссером текстах. Гранатов тот режиссер, который еще не устал заниматься актерами.

В Вологодском театре для детей и молодежи ловко, мудро, сбалансированно собрана труппа. Актеры с разными школами (Екатеринбург, Красноярск, Ярославль) органично сосуществуют, как это, впрочем, и должно быть в творческом процессе создания и жизни спектакля. В числе актеров и ученики самого Бориса Гранатова, окончившие студию при театре, а затем и Ярославский театральный институт. Гранатову удалось не просто собрать свою труппу, да и «команду» театра в целом, а выработать «гранатовский» стиль театра. Сейчас в состоящей из 28 актеров труппе из тех, кто был с режиссером в самом начале его вологодского пути в 80-х и 90-х годах, осталось четверо. Выпускникам, которые заканчивали гранатовскую студию при театре, уже за сорок, это «среднее поколение» театра. Они исповедуют все тот же «гранатовский» стиль театра, сформировавшийся к концу 80-х. Приходящие в театр новые актеры «встраиваются» в уже созданную команду, живут так, как живет и весь гранатовский дом: кроме собственно репетиций, вечерних и дневных спектаклей, два раза в неделю уроки танца, вокала, обязательно фехтование, независимо от того, будет оно в будущем спектакле или нет. Фехтование для Гранатова - это не только репетиция номера для спектакля. Это партнерство, работа в паре, умение видеть глаза друг друга, то, что активно развивает актерские навыки. Жизнь в театре для артиста начинается в 10.00 утра, до утренней репетиции - час разминки вокальной, фехтовальной или танцевальной. Как правило, раз в десять дней проходит сбор труппы, на котором идет разговор о профессии, разбор идущих спектаклей. В текущем репертуаре более тридцати названий, которым необходим режиссерский контроль. «Дежурный по спектаклю» всегда один - сам Грантов, то есть в театре нет практики «дежурящего» актера или режиссера, в театре вообще нет очередного режиссера. Поручать дежурство опытным актерам Грантов не считает необходимым: актер есть актер, и он смотрит на работу коллеги своими актерскими глазами, это может иногда вызывать, по мнению режиссера, и негативную реакцию.

Весь гранатовский «метод» основан на том, что в театре нужно заниматься делом и больше ничем. Его артисты, как принято говорить в театре, «растут на успехе». На большой сцене он ставит спектакли, в которых часто умудряется презентовать едва ли не всю труппу, показать ее возможности. Гранатовские большие спектакли в техническом плане, как правило, не простые. Слаженно и сложно работают все службы и цеха, рождение и жизнь спектакля - большое творческое событие в жизни всего коллектива театра. Театр Бориса Гранатова - давно не ТЮЗ в узко-организационном понимании предназначения такого театра. Он обладает таким широким в своей направленности репертуаром и такой творчески состоятельной труппой, что близок очень разному зрителю, очень разным людям. Впрочем, так и должно быть.

Создание своего театра обеспечено и еще одной гранью режиссерского таланта Бориса Гранатова - педагогической. В 1991 году он открыл при своем театре Школу-студию драматического искусства, выпускники которой сегодня - ведущие артисты театра. А в 2010 году народный артист России Борис Гранатов был приглашен в Ярославский театральный институт в качестве художественного руководителя курса артистов драматического театра. Однако свой театр не оставил: работал в институте с актерским курсом заочной формы обучения.

Где Борис Александрович находит время на работу со студентами, на многолетнее председательство в Вологодском отделении Союза театральных деятелей России, на организацию театральных фестивалей, в том числе и на работу в оргкомитете такого масштабного международного театрального форума, как «Голоса истории», - знает только он сам. Возможно, поэтому Гранатов один из немногих в современном провинциальном театре режиссеров, который практически не испытал судьбу «свободного художника»? Дома дел, конечно, много. В разговоре он признается, что долго занимался только своим театром, очень редко выезжал на постановки, потому что боялся оставить актеров одних. И теперь, когда ему уже немало лет, путей, протоптанных на постановку в другие театры, нет, наводить мосты сейчас - поздно и не хочется: из театра не ушел и уходить не собирается. Да и творческие лидеры других театров чувствуют в нем конкурента: он так привык руководить своим театром, что, оказываясь в чужом, начинает заниматься воспитанием артистов. Это не всем нравится. Спектакль идет с успехом, а Гранатова на постановку больше не зовут, нужен просто постановщик, а не режиссер-лидер.

Вологодский театр для детей и молодежи вместе с Борисом Гранатовым стал в 1999 со спектаклем «Кармен» номинантом Национальной театральной премии «Золотая Маска». Кстати, Гранатов является и автором инсценировки, ставшей основой этого яркого спектакля по новелле П. Мериме, и это еще одна грань его театрального таланта. В 2001 году театр «открыл» «Окно в Россию» - признан лучшим профессиональным театром провинциальной России. Творческий путь театра и его режиссера буквально усеян дипломами различных театральных фестивалей. Режиссерский почерк Гранатова замечательно визуально оформлен продолжительным сотрудничеством с художниками-сценографами Степаном Зограбяном и Виктором Пушкиным, художником по костюму Ольгой Резниченко.

Режиссер Гранатов не склонен к бытовому реализму, в его театре доминирует яркая поэтическая метафора. Этот театр не боится гротеска, яркой театральности, любит петь и хорошо это делает, пластичен, может позволить себе поэкспериментировать, уйти с большой сцены в камерное пространство, говорить со зрителем как словом классики, так и языком современной драматургии о самых острых проблемах, эффектно презентует актеров, любит своего зрителя и остается ему верным.

Пытаюсь найти в провинциальной театральной России хотя бы относительно сходные судьбы режиссера и его театра. Гранатов, конечно, не один, но то, что таких мало - это бесспорно. Не скрою, что ехала к нему в театр «с осторожностью», думая, что режиссер так давно там работает, что, наверное, закис в своей же собственной традиции, все держится только на диктатуре личности. И вдруг выясняется, что ничего такого нет. Не стоит идеализировать ни Гранатова, ни его театр: успех очевиден, но и от проблем никуда не деться: идет живой творческий процесс, в котором все просто не бывает, бесконфликтного театра вообще не существует. Однако природа конфликта в гранатовском доме созидательная, да и он далеко не Карабас Барабас. Не случайно режиссер так любит один из «постулатов» своего учителя А.В. Эфроса: артисты не должны режиссера бояться, они должны бояться его огорчить.

Театр для детей и молодежи и его режиссер попали в такую зависимость друг от друга, от которой освобождения не ищут. Она дает о себе знать даже в стечении юбилейных дат: в их жизни нынешний театральный сезон не рядовой, а дважды юбилейный: и Вологодский театр для детей и молодежи, и его художественный лидер народный артист России Борис Грантов отмечают особые даты в своей жизни, в том числе и в совместной. Такое замечательное стечение обстоятельств.


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.