Манон Леско времен Бриджит Бардо / "Манон" в Музыкальном театре им.К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко

Выпуск № 7-187/2016, Мир музыки

Манон Леско времен Бриджит Бардо / "Манон" в Музыкальном театре им.К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко

Премьеры оперы «Манон» в Московском академическом музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко ждали. Не так уж часто на российских оперных сценах ставят французскую романтическую оперу. Произведение Жюля Массне, впервые прозвучавшее в 1884 году, было очень популярно при жизни автора. Но далее - за сотню с лишним лет - «Манон» Массне изрядно потеснил другой вариант музыкальной истории любви прелестницы Манон и кавалера де Грие. Опера молодого Пуччини «Манон Леско», написанная на восемь лет позже, в наши дни ставится много чаще и больше известна публике.

Знатоки и любители жанра распределение ролей и имена вероятных солистов обсуждали задолго до премьеры. Ведь партитуры Массне дают богатую возможность блеснуть и оперным солистам на сцене, и сольными партиями в оркестре, много в этом произведении дуэтов и арий, требовательных к эмоциональности исполнителей, их мастерству и вокальным данным. Премьерных вечеров ждали еще и с ревностью: было известно, что режиссером-постановщиком приглашен латыш Андрейс Жагарс, задействовавший в этой работе еще и целую команду своих земляков. (В том числе известных уже театральной Москве художника по костюмам Кристину Пастернак, сценографа Рейниса Суханова и видеохудожника Ивету Сипунову.)

Вечный сюжет о любви, - безоглядной, роковой и страстной, - первоисточником своим имеет книгу. Роман аббата Антуана Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско», отчасти биографический, был написан в 1721 году, и в какое-то время даже запрещался во Франции, ведь поборники морали усмотрели в нем подрыв традиций и устоев, угрозу обществу. Авторы либретто - Анри Мельяк и Филипп Жиль - психологизм романа слегка подсократили и свое сценическое воплощение эта история обрела в конце ХIХ века. Ну, а Андрейс Жагарс, в нынешней постановке на сцене МАМТ тоже с временами слегка «поиграл» - его Манон живет уже в ХХ веке - где-то в 60-х-70-х годах, еще узнаваемых публикой, но уже ностальгически прекрасных для нее.

Так что - ни дилижансов в этой постановке нет, ни кринолинов. Манон, по Жагарсу, скорей, похожа на студентку, чем на деву, сдающуюся в монастырь. И вся ее история дальше - про девчонку, жадную до любви, в которой для нее - и ключ к успеху в жизни, и обещание шика, приключений, славы и богатства. И про силу соблазнов, которые требуют жертв, и про мольбу о прощении в устах уже взрослой женщины. В наивной провинциалочке Манон (мне посчастливилось слушать сопрано Евгении Афанасьевой) - клокочет столько жажды жизни, доверчивой готовности любить, какая только может быть в шестнадцать лет. И стоит появиться герою - прекрасному де Грие (в исполнении Липарита Аветисяна, молодого тенора из Еревана, приглашенного на эту роль, он, правда, неотразим) - и оба влюблены, и счастье их взаимно.

Спектакль получился красивый - как музыкально, так и зрительно. Приметы времени на сцене хороши - они нарочито яркие, кинематографичные по замыслу Жагарса и его команды. В узнаваемых образах, в прическах, в ярких, бутафорски-знаковых костюмах приметы 60-х годов прошлого века. Наряды то и дело меняют не только солисты, но и массовка, которая так живописно «работает» то на вокзале, то на рыночной площади и в казино. А уж как же не узнать в прическе уже процветающей содержанки - Манон ту, знаменитую «бабетту» от Брижит Бардо?.. Она - символ достатка, принадлежности к бомонду. На сцене-площади свои приметы времени: мотоциклетики-грузовички и транспоранты, брошенные демонстрантами. Весь этот антураж «почти что современности» многих зрителей раздражает и утомляет. Мол, лучше бы без этого...

Согласна: да и я предпочитаю классику. Ведь исчез бы весь сюжет, не будь в спектакле столько прекрасной музыки. Три с половиной часа продолжается оперное действо!.. И все это время внимание публики держит баланс вокально-музыкального звучания с действием на сцене. Но к середине второго акта - там, где прихожанки в церкви Сен-Сюльпис в полном восторге от нового священника, - сомневаешься уже в преимуществах чистой классики. Может быть, все же в оперной постановке временные подмены имеют право на жизнь? Ведь такая картинка ложится на классическую музыку, и такие порождает образы, ассоциации и смыслы!

Дальше выскажу мысли совсем крамольные. В конце концов, чем уж так отличается эта высокая история Манон от современной, по сути, похожей истории из попсовой (на паре аккордов) песенки про «Девушку, которая хотела счастья и ... поселилась около военной части...»?

Совершенно иным уровнем музыкальной культуры и уровнем разговора о чувствах - да, конечно. И искушенностью в понимании и выражении себя. Но более - эмоциональным багажом и знанием сердца, пережившего опыт окрыляющей и обреченной любви. Это им взрослая и уже умирающая в конце спектакля Манон Леско так дорожит, это им отличается она от себя же - прежней. От той жадной до жизни девчонки, для которой все было так беспечно и легко...

Три премьерных дня «Манон» в январе продемонстрировали итог колоссальной работы: практически ведь спектакль играть будут три состава солистов. В роли Манон выходила на сцену также Мария Макеева, а партии де Грие исполняли в разные дни премьер Чингис Аюшеев и Александр Нестеренко. (Все трое - лауреаты международных конкурсов.) Заслуживают добрых слов и исполнители многих других ролей, без которых не было бы ни динамизма музыкального действия, ни атмосферы спектакля - Леско (Антон Зараев), граф де Грие (Денис Макаров), де Бретиньи (Илья Павлов), Гийо (Валерий Микицкий). Впрочем, оставим подробный разбор музыкальных тонкостей специалистам.

Скажу лишь, что гармоничность музыки и действия в «Манон» - во многом заслуга музыкального руководителя постановки Феликса Коробова, который все три дня январской премьеры стоял и за дирижерским пультом. По мнению знатоков, вокал безупречно сросся с музыкой, и опера Массне в стилевом отношении вообще прозвучала в Москве очень по-французски - без нажима, но эффектно и романтично. И хор (главный хормейстер Станислав Лыков) был очень хорош во многих сценах спектакля.

Так что теперь на сцене МАМТ - две «Манон» (трехактный балет с одноименным названием, созданный Кеннетом Макмилланом тоже на музыку Массне, но другую, собранную из разных его произведений, ранее уже был в репертуаре). Опера «Манон» собирает залы, но играется не часто, примерно раз в месяц.

И завершим цитатой с сайта «Голос Публики» (golos-publiki.ru), очень подробно, «вкусно» и со знанием дела разобравшим как достоинства, так и просчеты этого спектакля. Резюме звучит весьма вдохновляюще:

«Особенно приятно, что Андрейс Жагарс создал спектакль не для тусовки причисляющих себя к богеме одноразовых премьерных критиков, пресыщенных и скучающих без скандальных подробностей, а для простых зрителей, приходящих в театр за праздником для души - и, нередко, возвращающихся на понравившиеся спектакли. Новая «Манон» в МАМТ - спектакль для всех, в котором стильная сценография находится в гармонии с красотой музыки, а исторический сюжет на удивление мирно уживается с современным решением. Пусть сценическая жизнь «Манон» в Москве будет долгой и счастливой».

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.