Богом избранное сердце / Вспоминая Богдана Ступку

Выпуск № 7-187/2016, Вспоминая

Богом избранное сердце / Вспоминая Богдана Ступку

Очередную встречу из цикла «Мы их хорошо знали» Борис Поюровский посвятил одному из самых выдающихся артистов нашего времени - Богдану Ступке, оставившему ярчайший след в истории украинского театра, украинского и российского кинематографа, в сердцах тех, кто имел счастье с ним быть знакомым, общаться, выходить на сцену и на съемочную площадку.

Желание провести такой вечер в стенах Культурного центра Украины в Москве на Арбате, где Богдан Сильвестрович очень часто бывал, где всегда останавливался во время своих многочисленных приездов и где сегодня его именем названа библиотека и открыта мемориальная доска, у Бориса Михайловича появилось несколько лет назад. Но по разным причинам, к огромному сожалению, это событие откладывалось. И вот звезды сошлись так, что все стало возможным в стенах Дома актера. Тоже, кстати, на Арбате, всего в каких-то сотнях метров от Культурного центра.

Богдан Ступка с начала 2000-х был частым и желанным гостем российской столицы. Здесь он активно снимался (с 1999 по 2012 год - 29 фильмов), участвовал в антрепризных театральных проектах и не единожды получал заслуженные награды. Народный артист Украины в России за эти годы был отмечен «Хрустальной Турандот» (спектакль «Старосветская любовь), «Золотым Овном» и «Никой» (фильм «Свои»), трижды «Золотым Орлом» (фильмы «Водитель для Веры», «Тарас Бульба», «Дом»), стал «Кумиром 2009-2011». И все это не считая призов на кинофестивалях, а также украинских и международных кино- и театральных наград.

В августе этого года Богдану Ступке исполнилось бы 75. Накануне своего 70-летнего юбилея артист часто цитировал слова отца: «Главное, сынок, дотянуть до семидесяти, а потом живи, сколько хочешь». И когда понимаешь, что одно из главных отцовских наставлений он не выполнил, прожив после семидесяти всего-то одиннадцать месяцев, становится очень грустно.

Вечер получился очень теплым и трогательным. Борис Поюровский вспомнил о знакомстве с тогда еще 16-летним мальчишкой Богданом, который у театрального критика из Москвы поинтересовался, сможет ли он сыграть Гамлета. И так сложилась судьба, что именно в Гамлета Богдану Сильвестровичу так и не удалось перевоплотиться, хотя, поступая в театральную студию при Львовском театре Марии Заньковецкой, он читал монолог Гамлета на... русском. А встречи с Шекспиром потом, конечно же, были. Он в разное время сыграл Эдмунда и Короля Лира в «Короле Лире» и Ричарда в «Ричарде ІІІ».

«Впервые на сцене я увидел Богдана Ступку примерно лет 40 тому назад во время гастролей Львовского украинского театра имени Марии Заньковецкой в Москве, - рассказал Борис Михайлович. - Позже мне посчастливилось встречаться с ним на спектаклях Театра имени Ивана Франко и, конечно, в кино.

Большинство ролей, которые он исполнял, были связаны с именами великих предшественников, что отнюдь не упрощало задачу актера. К примеру, Дон Жуана в «Каменном властелине» Леси Украинки долгие годы играл Михаил Романов; Войницкого в «Дяде Ване» А. Чехова - Николай Добронравов: Тевье и Лира - Соломон Михоэлс и Марьян Крушельницкий; Мыколу Задорожного - Амвросий Бучма; Артуро Уи - Евгений Лебедев... Разве что роль Автора Ивана Петровича Котляревского в «Энеиде» до Ступки никто не играл.

Но это обстоятельство, как мне кажется, не смущало Богдана Сильвестровича. Никому не подражая, он каждый раз смело отправлялся в путь и находил собственное решение. На мой взгляд, Ступка давно входит в десятку самых выдающихся актеров современности.

Такие актеры, как Ступка, действительно являются национальным достоянием. Я ценю не одни лишь образы, созданные им, но и сам способ его существования в жизни и искусстве, удерживающий актера от соблазна присесть за режиссерский столик, и благодарную память не только по отношению к родителям, но и ко всем, кого Богдан считал близкими себе по духу - от Натальи Лотоцкой и Сергея Данченко, которому он многим обязан, до Тараса Шевченко, Уильяма Шекспира, Ивана Франко, Антона Чехова, Николая Гоголя, Шолом-Алейхема, Амвросия Бучмы, Леся Курбаса, с которым хоть и не был знаком лично, зато оказался связан общим пониманием того, что есть добро и что есть зло, и потому безусловно является их наследником по прямой.

Удивительный актер, один из самых интересных в своем поколении. Он был светлой личностью. Я в это вкладываю очень большой смысл.

В нем было нечто такое, что людей не разъединяло, а объединяло, напоминало, что все мы люди и ничто человеческое нам не чуждо. Это особенно важно сегодня, когда у нас нет авторитетов и нет людей, к которым мы бы могли относиться с таким уважением, доверием и любовью, с какими относились к таким людям и артистам, как Богдан Сильвестрович Ступка».

Старший научный сотрудник Театрального музея им. А.А. Бахрушина Екатерина Казакова напомнила о двух потрясающих театральных работах артиста - роли Войницкого в «Дяде Ване» и короля Лира и «протянула» совершенно неожиданную ниточку от... мамы Богдана Сильвестровича, показав, как отдельные детали биографии могут отразиться на ролях.

Так, в молодости мама Мария мечтала стать актрисой, но посвятила себя семье, заслонив свою мечту, образно говоря, супами и кастрюлями. А это же тема «Дяди Вани»! Мамина внутренняя талантливость, удивительные глаза, истинно чеховский, мягкий, цельный, не сдающийся жизни характер были переданы сыну.

Без малого 20 лет отделяют роли Войницкого и короля Лира, но обе они были созданы вместе с удивительным режиссером Сергеем Данченко, с которым судьба Богдана Сильвестровича была неразрывно связана на протяжении практически всей его творческой жизни.

«Короля Лира» можно было поставить как историю о предательстве пожилого человека, но гениальный режиссер и необыкновенно мощный актер помогли до конца понять, что хрестоматийно известная шекспировская «разбушевавшаяся стихия» не так страшна, как буря в душе Лира, потому что сама по себе буря в природе не является злом, а только стихийной реакцией на человеческое зло, символом катастрофических катаклизмов, приводящих к распаду человечества. А кусочек черного хлеба, который жует Лир во время все той же бури, стал символом прозрения короля, символом того, что изменилась не только его жизнь, но и его мировоззрение. И воплотить такую метаморфозу под силу только очень большим артистам.

Лия Ахеджакова тепло и эмоционально вспоминала совместную театральную работу с Богданом Ступкой в спектакле Валерия Фокина «Старосветская любовь»:

- До личной встречи с Богданом Сильвестровичем я его уже знала как большого артиста. Правда, он тогда в России редко бывал, а вот после нашего спектакля он стал здесь бывать очень часто.

Мне творческая судьба подарила встречу с самыми потрясающими партнерами, среди которых особое место занимает Богдан Ступка. В нем было актерское благородство - благородство поведения на сцене. Он никогда не солировал, а растворялся в тебе, жил тобой.

Сколько бы ни ругали антрепризу, она замечательна тем, что при хорошем режиссере и достойном произведении появляется уникальная возможность встретиться с замечательными партнерами, с которыми никогда бы не встретилась в других обстоятельства. Сколько работаю в театре, мне ни Чехова, ни Достоевского, ни Пушкина, ни Гоголя не суждено было сыграть. И нашелся продюсер, который заказал пьесу Николаю Коляде. Так появился спектакль «Старосветская любовь».

Был такой случай. Мы задолго до начала спектакля ложились на пол. Как-то он лежал-лежал и вдруг тихо говорит: «Как бы хорошо было сейчас стоять на четвереньках и дергать свеклу. Какая прекрасная жизнь! А тут лежишь, как собака, на подстилке, и от нервов кажется, что удар хватит».

В жизни Богдан Ступка был потрясающим рассказчиком анекдотов, прекрасно читал украинскую поэзию, пел, как оперный певец. Помню, как-то «Современник» приехал на гастроли в Киев, и мы работали на сцене Театра им. Ивана Франко. После спектакля, как водится, был банкет, на котором во главе стола сидели Валентин Гафт и Богдан Ступка и соревновались в словесности - кто кого.

Но главным, конечно же, на вечере был сам Богдан Сильвестрович. Были показаны его фотографии в жизни и в кино- и театральных ролях, отрывки из спектаклей «Тевье-Тевель» и «Старосветская любовь», в его исполнении прозвучало стихотворение современной украинской поэтессы Лины Костенко «Крылья» и «Завещание» Тараса Шевченко.

Человек покидает нас навсегда только тогда, когда исчезают все материальные свидетельства и, конечно же, память о нем. Богдана Ступку помнят и любят миллионы! За всю свою жизнь он был в ипостаси не только кино- и театрального актера, но и министра культуры, и художественного руководителя родного Театра имени Ивана Франко, в течение всей своей творческой жизни он получил 7 почетных званий, 8 орденов, 18 кино- и театральных премий, 10 призов на кинофестивалях и театральных конкурсах, за время театральной карьеры (1960-2008) им сыграно 73 роли, кинематографической (1970-2012) - ровно 100 киноролей, он снялся в 5 документальных фильмах и 9 сняты о нем, о его жизни можно прочитать в 8 книгах и перелистать бесконечное множество материалов в прессе! Люди с таким багажом навсегда остаются с нами. И в этом наше великое счастье. Вечная Вам память, Богдан Сильвестрович!

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.