Оренбург. Таланты ищут спонсоров

Выпуск № 8-188/2016, В России

Оренбург. Таланты ищут спонсоров

В афише Оренбургского областного драматического театра имени Горького - новое название - спектакль «Таланты и поклонники» по пьесе Александра Николаевича Островского.

Постановку осуществил молодой режиссер Александр Федоров, настолько молодой, что поневоле возникает вопрос: что заставило 32-летнего режиссера обратиться к драматургии Островского? На самом деле ничего удивительного. Ведь пьеса про театр, про судьбу творческого человека и мир вокруг него. Это ли не повод поразмышлять о жертвах, на которые приходится идти во имя своего таланта. Правда, насколько талантлива актриса Саша Негина в исполнении Лейлы Гусейновой (другие исполнительницы роли Юлия Каштанова и Наталья Ренева), пока сказать трудно, надо посмотреть образ в развитии. Но то, что это создание чистое, благородное, а потому ранимое, это бесспорно. «Но позвольте! - скажет иной зритель. - Как же так? Если она благородна, то почему же бросает влюбленного в нее студента Мелузова и в поисках театральной славы и благоденствия уезжает с миллионщиком Великатовым?» Ну, во-первых, Великатов, каким он предстает в исполнении Андрея Лещенко (в другом составе - Сергей Тыщенко) - кстати, спектакль поставлен к его бенефису - обладает несомненной притягательностью. Он величав (потому и Великатов - Островский всегда давал своим персонажам «говорящие» фамилии), но при этом ироничен, что свидетельствует о незаурядном уме, и по-мужски обаятелен. Поэтому тот факт, что между ним и Петей Мелузовым (Дмитрий Воропаев, Радик Дибаев) - «вечным» студентом наподобие Пети Трофимова из «Вишневого сада» Негина выбирает Ивана Семеныча.

Думаю, многие из нынешних подающих надежды актрис могли бы только мечтать о таком богатом да еще добропорядочном спонсоре. И кто бросит в них за это камень? В этом Островский очень актуален для сегодняшнего дня. Кстати, драматург, некогда сам переживший похожую ситуацию, брошенный актрисой ради богатого купца, снисходителен к своей героине. Вот и в оренбургской постановке не стали перечить классику: исполнительница роли Негиной оправдывает свою героиню. В конце концов, та бежит не столько за радостью семейной жизни (как правило, талантливые люди редко бывают счастливы в этой ипостаси), сколько за осуществлением своей мечты. За славой, если хотите. И не качайте укоризненно головой, лучше вспомните старую истину, проверенную не одним поколением талантов и поклонников: у того, кому дается талант, неизбежно отнимается и что-то очень существенное. 

Несмотря на гротеск, а образы таких «поклонников», как Ираклий Стратоныч Дулебов (Сергей Кунин, в другом составе - Александр Папыкин) и Григорий Антоныч Бакин (Дмитрий Гладков) решены именно в этом жанре, герои Островского в исполнении оренбургских лицедеев выглядят вполне сегодняшними людьми. И не только потому, что костюмы лишь слегка стилизованы под XIX век. А потому, что Островский, как показывает время, драматург на все времена. Не только отдельно взятый талант не может защитить себя и ищет покровительства богатых дельцов, но и искусство в целом. Не случайно при каждом столичном театре, впрочем, провинциальные от них не отстают, существует роскошный ресторан. В Маяковке - кафе «Маяк», в Театре Наций - ресторан «Театръ Корша», при Ленкоме - итальянское заведение «Болоньезе» и т.д. и т.п. Театры готовы, как бесприданница Саша Негина, пойти на все, чтобы выжить. И видимо, еще долго будут идти. Поскольку на всю культуру в бюджет следующего года заложено всего 0,6 процента.

Но не будем о грустном. Лучше поговорим об удачах спектакля. Одной из таких удач несомненно является роль матери Саши Негиной - Домны Пантелевны (Надежда Величко, во втором составе - Зинаида Карпович). Актрисе блестяще удается образ женщины, на которой лежит неизгладимая печать пошлости и мещанства, она живет в обстановке, где царят ругань и копеечные расчеты. При этом она добрая и любящая мать. Да, она не понимает искусства и даже отвергает его. Но она понимает свою дочь и разделяет ее терзания.

Спектакль оставляет чувство глубокой благодарности артистам и постановочной группе - Тану Еникееву за костюмы и декорации и Тамаре Пикулевой - за музыкальное оформление спектакля. И, конечно, режиссеру Александру Федорову за то, что приобщает зрителей к настоящей драматургии.

 

Фото автора

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.