Воплощая заветы Зиновия Корогодского / XVII Международный "Брянцевский фестиваль"

Выпуск № 8-188/2016, Фестивали

Воплощая заветы Зиновия Корогодского / XVII Международный "Брянцевский фестиваль"

В марте в Санкт-Петербургском ТЮЗе прошел ежегодный фестиваль, на котором выступали детские коллективы из России, Грузии, Республики Беларусь, Эстонии и Финляндии. В этом году фестиваль был приурочен к 90 летию со дня рождения главного режиссера ТЮЗа с 1962 по 1986 год, народного артиста России З.Я. Корогодского. Руководитель театра учил уважать творческую личность ребенка и ценить его взгляд на мир. Этого завета придерживались при отборе спектаклей и определении лауреатов. Из 150 работ члены жюри выбрали 23 спектакля, и дети сыграли их на Малой сцене театра. Историк театра Алексей Пасуев проводил заседания и комментировал работы на круглом столе, оценивая режиссуру, замысел и воплощение, литературный материал. Члены жюри интересовались работами с практической стороны: для них была важна деятельность педагогов и то, как ребята существовали на сценической площадке. Помимо этого три дня подряд педагог по сценическому движению Анна Тугушева проводила 45-минутные открытые уроки для участников фестиваля. Все это в комплексе дало большой эмоциональный заряд как театру, узнавшему, чем живет творческая молодежь, так и педагогам и коллективам, взглянувшим на свои работы с другой стороны. Фестиваль подталкивает к развитию собственного взгляда на мир и формирует хороший художественный вкус у подрастающего поколения.

Наша статья представляет собой большой дневник, который расскажет о Брянцевском фестивале как с точки зрения членов жюри и критиков, так и педагогов студий.

Среди членов жюри были: народный артист Николай Иванов, заслуженные артисты Сергей Шелгунов и Сергей Жукович, актеры Виталий Кононов и Никита Остриков, актрисы Мария Соснякова и Елизавета Прилепская. Мы задали вопрос о том, как они отбирают спектакли и что ценят в работах в первую очередь.

Николай Иванов: Я благодарный зритель. Продвинутый, искушенный, но доброжелательный. Если я вижу в ребятах индивидуальность, легкое существование в том материале, который они показывают, - мне это импонирует. Театр - это творчество, где важна личность художника, и если я ее не вижу - мне не интересно. Очень важно, чтобы ребята сами понимали, что они делают, и транслировали это в зал - тогда зритель по-настоящему увлечется.

Сергей Шелгунов: Спектакль, который я смотрю на Брянцевском фестивале, должен понравиться мне, прежде всего, как зрителю. Что меня может зацепить? Форма, в которой происходит действие; отдельные личности, индивидуальности. Очень ценно, когда педагоги находят подходящий ребенку сценический материал и роль, которая сможет по-настоящему раскрыть юного артиста. Я очень люблю, когда спектакль чист по форме и содержанию, когда он сделан аккуратно. Мне не нравится, когда со сцены «кричат». Некоторые ошибочно полагают, что если будет громко - будет здорово, и просто «выдают пар». Нет, лучше пусть это будет аккуратно, искренне и по-детски.

Сергей Жукович: У меня богатый опыт педагогической работы с детьми, я в свое время 20 лет этому посвятил. Мне нравятся слова Сент-Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили». Необходимо раскрыть природные способности детей, предложить им увлекательный материал. Главное, чтобы юный артист был свободен и понимал, ЧТО он говорит со сцены, а не просто воспроизводил заученный текст.

Мария Соснякова: Когда я смотрю спектакль, оцениваю, прежде всего, работу с детьми. Только если ребенок искренне вовлечен в игру, он сможет раскрыться на сцене. Театр - это игра, и в театральном институте нас часто просили обратить внимание на то, как дети играют в свои игры, как они верят в то, что делают. Между актерской профессиональной игрой и детской - очень много общего. Творческое начало пробуждается только тогда, когда педагог создает все условия для искренней детской веры в то, что он делает.

Елизавета Прилепская: На Брянцевском фестивале я хочу видеть перед собой живого человека - не «застроенного» педагогом ребенка, а артиста - творца своей роли. Это гораздо интереснее. Когда дети реализуют свой творческий потенциал - это видно невооруженным глазом. И почти во всех коллективах я вижу ребят, которых на вступительных экзаменах в театральный институт, на мой взгляд, ждал бы успех.

Виталий Кононов: Для меня важна работа педагога с детьми. Если я не вижу давления, а замечаю, что педагог творит и общается с детьми на равных - это хорошо. Очень часто, сидя в зрительном зале, я чувствую, что дети дают мне мастер-класс. Я учусь у них - парадокс, но это так.

Никита Остриков: Когда я смотрю работы - для меня главное, чтобы ребята получали удовольствие на сцене, но в то же время серьезно относились к делу. Важно, чтобы дети были живые, чтобы они рассказывали о том, что интересно им, а не режиссеру.

Лауреатами фестиваля стали следующие коллективы: в номинации «Лучший спектакль среди школьных театральных коллективов» - «Арлекинада» (по пьесе К. Гольдони «Хозяйка гостиницы», театр-студия «Перевоплощение», режиссер Виктория Воробьева), в номинации «Лучший спектакль среди театральных коллективов подростково-молодежных клубов и дворцов культуры» - «Пилигримы» (по произведениям И. Бродского, театр-студия современного танца «Шаги», режиссер Елена Васильева), в номинации «Лучший спектакль среди театральных коллективов Домов детского и юношеского творчества и Детских школ искусств» - «HELADOS» (по произведению Н. Думбадзе, Юношеский театр «Театрали», режиссер Лаша Гогниашвили).

Руководители первых двух студий поделились своим педагогическом опытом и рассказали о том, что для них значит участие в фестивале.

Беседа с руководителем театра-студии современного танца «Шаги» - хореографом Златой Колчиной, режиссером театра Еленой Васильевой и композитором Натальей Тарасенко.

- Вы взяли для постановки «Пилигримы» стихи Иосифа Бродского. Серьезная заявка! И вот у вас стихи читают, их поют, под них танцуют, двигаются чудесные, красивые девочки. Зрелище это и эстетичное, и совершенно завораживающее. Как вы смогли добиться такого эффекта, такой пластики и органичности? 

- Нашей хореографической студии 15 лет. Наши дети приходили к нам с желанием танцевать, владеть своим телом. А потом мы поняли, что только движения нам мало, и мы потихоньку стали подтягивать своих друзей, создавать команду. У нас получилась такая многогранная студия. Театр пополнился режиссером, которая работает уже лет семь, композитором. 

- Вы готовили «Пилигримов» специально под Брянцевский фестиваль? 

- Нет, мы честны, конъюнктуры у нас нет. Мы подбирали этот материал, видя, что он интересен детям, он им по душе. Мы берем поэзию уже во второй раз. Первое обращение было к поэме Анны Ахматовой «У самого моря». Мы поняли, что жанр хореографии очень близок к поэзии. Слово рождает действие. Вот именно слово поэтическое - оно, как музыка, как плавная линия. У нас в том году был Гаршин «Лягушка-путешественница». А в этом году мы соскучились по пластическому и поэтическому воплощению. Вообще в студии разновозрастные дети - от 7 до 16 лет. Для младших мы стараемся выбирать игровые формы - им должно быть это доступно, весело. А вот для тех, кто постарше, требуется материал для души. 

- Удивительно, что в самодеятельной студии еще и свой композитор. Музыку сочинить - это же целый процесс. Поделитесь секретом, как удается это Наталье? 

- Музыку Наталья пишет легко, быстро, ну просто за секунду. Можно на ходу поделиться с ней идеей, например, попросить представить, что наши трехлетние дети ангелы... А вечером она уже присылает мелодию. Я ей: «Ну как теперь репетировать? Сердце щемит, душа наизнанку». А она пока через Дунайский мост перейдет, песню сочинит. И не может объяснить, как. Просто в голове рождается мелодия, ритм. Наталья не училась на композитора - закончила Университет культуры, она хормейстер народного хора. Просто музыка в голове возникает. И что интересно, безо всяких нот музыку Наталья с нашим звукорежиссером Дмитрием Степановым записывают на компьютере, используя только звуки инструментов, они вдвоем создают звучание целого оркестра, женского хора. А мы слушаем эту музыку и плачем. 

- Вы не новички на Брянцевском? 

- Мы гордимся, что жюри нас единогласно выбирает для участия в фестивале вот уже в течение пяти лет! На нас смотрят профессиональные люди, мы счастливы, что имеем возможность в этих стенах показывать свое творчество, видеть, чем живут другие педагоги, куда движется молодое поколение, какой материал выбирает. ТЮЗ и его Брянцевский фестиваль - это та цивилизация, в которую мы окунаемся, в которой нам приятно плыть. Мы слышим здесь важные замечания от членов жюри. Спасибо Брянцевскому за все те удивительные встречи, которые здесь с нами случаются.

Обратимся к размышлениям студентов и театральных критиков, посетивших фестиваль.

СБРОСИТЬ МАСКИ 

«Арлекинада»

по пьесе К. Гольдони «Хозяйка гостиницы» 

Театр-студия «Перевоплощение»

Научить детей существовать в жанре комедии дель арте - наука непростая. Режиссер Виктория Воробьева взяла пьесу К. Гольдони «Хозяйка гостиницы» и помогла детям заговорить на языке классического текста середины XVIII века. 

Итальянская музыка и язык направляют внутренний ритм спектакля, обнажая карнавальное начало и даря возможность выплеснуться бушующей энергии молодежи. Арлекин представляет кукол, и они начинают площадное представление, декорацией которого станут две ширмы и большой сундук. Маркиз и граф соревнуются в том, кто сильнее и главнее, Мирандолина умело управляет их настроением, а кавалер Рипафратта заносчиво объявляет, что никогда не женится, - «Арлекинада» длится до тех пор, пока главные герои не влюбляются друг в друга. 

Сцена признания решена замечательно: Мирандолина и Рипафратта просто смотрят друг в другу в глаза, не произнося ни слова, потому что их взгляд говорит гораздо больше слов. Актриса, исполняющая роль хозяйки гостиницы, в меру хитра и очаровательна, поэтому не возникает вопросов, почему все герои влюблены в нее. Все артисты пластичны и прекрасно существуют в жанре - видно, что была проделана большая работа, которая была принята детьми с большим удовольствием. Маски позволяют скрыть возраст героев, который обыгрывается в финале, когда они снимают их. Это метафора чистоты души, к которой можно прорваться лишь благодаря сильным чувствам.

Сложности драматургического материала умело обойдены режиссером благодаря жанру. Пустое и неподробное пространство приобретает вес и значимость, обрастает мелочами благодаря верной энергии, которую излучают артисты. Зрители соглашаются на предложенные обстоятельства и отдаются представлению, зараженные искренностью артистов. Ощущается, что это - крепкий, спаянный и надежный коллектив, участники которого доверяют друг другу.


ДЕТИ / БРОДСКИЙ

И. Бродский «Пилигримы»

Театр-студия современного танца «Шаги»

Выбор столь серьезного материала в сочетании с танцем интригует: Бродского, чья популярность растет с каждым днем, трудно представить на сцене драматического театра. Представляется сложным передать особую мелодику его стиха со сцены, поэтому зачастую в спектаклях используют звукозаписи стихотворений в исполнении самого автора. А представить поэзию Бродского через пластику - кажется, еще сложнее. 

Режиссер спектакля «Пилигримы» Елена Васильева вместе с ребятами показали, что нужно пробовать искать пластический эквивалент поэтическим образам Бродского, параллельно читая строчки его стихотворений (чем занимался режиссер Алвис Херманис в Новом Рижском театре в спектакле «Бродский / Барышников»). Этот метод работает, и зритель получает сильный эмоциональный «укол». Но если Херманис пытался сопоставить (судя по рецензиям) две личности - Бродского и Барышникова, то режиссер Елена Васильева решила взглянуть на Бродского под другим углом, совершенно для него не типичным (что уже интересно и заслуживает внимания). 

Во-первых, спектакль получился светлым, по ощущениям сравнимый с добрыми финалами и чудесами рождественских сказок. Во-вторых, это спектакль о детях, которые хотят быть детьми. «Мир останется прежним», - радостно восклицают дети, оставаясь абсолютно уверенными, что их мир действительно будет таким всегда. Будут петь пустыни и вспыхивать зарницы. А они «мимо ристалищ и капищ» дружно пойдут навстречу этому неизвестному, но, безусловно, чудесному миру. 

И лишь финал заставляет зрителей усомниться в том, что невозможно всегда быть ребенком и пребывать в стране грез. Танец, поставленный под песню на стихотворение Бродского «Проплывают облака», - тоска режиссера по исчезнувшему, упорхнувшему навсегда детству. «Проплывают облака, это жизнь проплывает, проходит...». Но как же все-таки здорово, хоть на миг вместе с ребятами вспомнить о детстве. 


ИЗ ГРУЗИИ С ЛЮБОВЬЮ...  

Н. Думбадзе. «HELLADOS»

Юношеский театр «Театрали»

Просмотр спектакля на иностранном языке всегда любопытнейший аттракцион для любого зрителя. Особенно, если это такой экспрессивный язык, как грузинский. Зал понимал и живо реагировал на такие слова, как «хулиганы», «скрипка», «Паганини», «большое спасибо». Все остальные реплики, диалоги и монологи актеров были для нашего зрителя особой составляющей этой постановки. Они стали частью музыкального сопровождения «Hellados», словно одна из мелодий - самая выразительная и вполне понятная без расшифровки.  

Лаконичное сценическое пространство легко трансформируется с помощью простых перестановок. Световая партитура указывает, в основном, на смену времени суток, но также, вместе с музыкальной, помогает следить за настроением и происходящим на сцене. Музыка и интонации речи актеров - это основное, что у нас есть для понимания сюжета. Именно благодаря чередованию разных по эмоции композиций зритель следил за перипетиями повествования.  

Сначала мы видим рассказ старой, как мир, истории. Пионера со скрипкой задирает «вожак двора» со своей свитой. Мальчики не раз подерутся, покричат друг на друга и, конечно, в результате подружатся. Но закончится все отнюдь не так тривиально - финал печальный.  

Хочется отдельно отметить работу молодых актеров. Они с одинаковым мастерством играли легкость школьников, беззаботно живущих в городе на море, и тяжесть горя, которая неожиданно обрушится на их героев. Прекрасны в своих ролях две юные актрисы, исполнившие роли взрослых женщин. У этих девушек, и у других юных актеров «Театрали», все получилось. Зал стоя рукоплескал, а многие не могли сдержать слез.

Историк театра Алексей Пасуев, уже третий год подряд работающий на фестивале и ведущий круглые столы, подвел итоги и отметил работу ряда коллективов.

- Чем отличается этот фестиваль от предыдущего? Заметен ли профессиональный рост коллективов?

- Отличается всем. Рост есть. Двух похожих фестивалей не бывает. Каждый раз расставляются новые приоритеты, иные авторы выходят вперед, а коллективы обновляются. Дети стремительно растут, и на следующий год перед нами уже совершенно другой коллектив. Например, театр «Дуэт», который я третий раз наблюдаю. Каждый раз это что-то новое. В этом году у них был спектакль «Каменный гость», хотя до этого они не обращались к поэтической драме. Также и грузинский коллектив «Театрали», который в прошлом году привез традиционную, историческую постановку. В основе была некая легенда. А тут они привезли спектакль по Думбадзе. Историю бытовую, но поставленную не бытово: поставили на этом материале притчу, рассказ о Родине, взрослении, о первых потерях и мужской дружбе.

- Были ли какие-то интересные режиссерские находки на этом фестивале?

- Таких находок огромное количество. Попробуем их воспроизвести по порядку. При всей спорности, очень интересно бывает, когда режиссер детского коллектива вступает в диалог с каким-нибудь знаменитым современным режиссером. Например, с Бутусовым («Шекспир. Музыка. Этюды» Образцового детского коллектива театра-студии «Первый этаж») или с Волкостреловым (уже упомянутый «Гудбай, Берлин!»). Интересно наблюдать, как дети входят в этот мир, кажущийся совершенно элитарным, закрытым. Тем не менее получается взаимная диффузия. Очень интересный был спектакль «Все хорошо, или Одна беда - собака ваша сдохла» театральной студии «Подмостки», где режиссер Милица Белоусова показала образец настоящего современного европейского театра: сдержанного, минималистичного, точного. Она поработала с текстом Рэя Брэдбери, который дает образец настоящего американского абсурда - сатиры на общество потребления, и нашла для этого материала современный, адекватный и выразительный театральный язык. Потрясающий спектакль «Чихнули-с, как видите» театральной студии «НаВыРост», режиссеры - Елена Антонова и Светлана Митюк. Спектакль поразил удивительной работой режиссеров в области драматургии. Они потрясающе организовали литературный материал: взяв рассказы Чехова, сделали сложную осколочную, непрямую композицию, в которой несколько сюжетных линий переплетаются друг с другом. Есть зачин и некий эпилог, который рифмуется с ним. Все закачивается немой сценой, но не гоголевской, а чеховской. Изумительный был материал по прозе Тэффи. Это спектакль «Деточки» театральной студии «На бис!» из Ростова-на-Дону, режиссер - Марина Шерстобитова. Вообще, в случае со спектаклем «Чихнули-с» и со спектаклем «Деточки» мы видели на сцене маленьких детей, которые работали со сложнейшим материалом из иного временного измерения - рубежа XIX-XX веков, но работали в нем абсолютно сознательно, остроумно и ярко. В случае с рассказами Тэффи - взрослыми рассказами, где именно взрослый взгляд на жизнь детей (отсюда возникал юмористический контраст) - этот материал дал возможность детям посмотреть на себя со стороны, отнестись к себе иронично, посмеяться над своими уловками и приспособлениями в жизни. Очень интересным оказался спектакль «Арлекинада» по пьесе Гольдони «Хозяйка гостиницы» театра-студии «Перевоплощение», режиссер - Виктория Воробьева. С одной стороны, это обращение кажется очевидным - решить пьесу Гольдони как Арлекинаду через технику комедии дель арте. Но очень интересно, что в этом решении - новое режиссерское прочтение этой пьесы. Получается «Укрощение строптивой», но наоборот. История про то, как взаимное соперничество мужчины и женщины приводит к рождению взаимного чувства. Этой мысли у Гольдони нет. Она привнесена режиссером и, тем не менее, очень логично выстроена. И еще - спектакль «Детвора» по Чехову. Это спектакль студии «Театралика» из города Саратов, режиссер - Анжелика Лозановски. Это изумительный спектакль, который я не сразу прочувствовал, не сразу его понял. Изначально казалось, что он слишком мрачен и затянут. Но потихоньку пришло понимание того, что Чехов решается через Метерлинка, через мрачную символистскую драматургию. Через мысль о том, что детский мир (у Метерлинка это есть и в трактатах) очень близок к потустороннему. Эта мысль протянута режиссером здорово, через все рассказы. И при этом опять на площадке маленькие дети воплощают большие и сложные смыслы! Причем должен отметить, как аккуратно здесь работает режиссер. Дети играют то, что они могут играть, транслируя то, что они могут транслировать. Им не навязываются вещи, которые им знать пока рано. А все эти смыслы и сопоставления возникают уже в режиссерском рисунке.

- А что фестиваль дает вам?

- Мне фестиваль дает поразительные открытия. Иногда я получаю огромное удовольствие как зритель, куда большее, чем в театрах взрослых и профессиональных. Когда я прихожу и вижу, как какая-то пьеса на фестивале школьных театров сыграна лучше, чем в государственном театре, я понимаю, что что-то с нашими государственными театрами не так... Зато все так с детскими театральными коллективами. А это дает надежду, что в будущем и в государственных театрах все наладится, если эти дети, так или иначе, как актеры, драматурги, режиссеры или просто зрители, туда придут.


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.