Здравствуй, Пушкин! (Театр "Ромэн")

Выпуск № 8-188/2016, Премьеры Москвы

Здравствуй, Пушкин! (Театр "Ромэн")

На театральном занавесе всем известное изображение памятника Пушкину в Москве. Фотография середины ХХ века, за спиной у Пушкина фасад кинотеатра «Россия», сильно изменившийся за минувшие годы. Сам Александр Сергеевич (Андрей Жемчужный) выйдет из зала, чтобы шагнуть на сцену в суету светского бала. И звук рокового выстрела - предчувствие беды сопровождает появление поэта.

Иллюстративное начало, лишь зачин, пролог к спектаклю, в котором нет ничего хрестоматийного, но есть вихри страстей, чувств, танца и поэзии. Ведь театр, представляющий эту историю - цыганский «Ромэн», - необычный и самый эмоциональный театр, яркие чувства и природная музыкальность таятся в самой его природе.

Цыганская тема - тема вольной стихии, олицетворяющей идею свободы, увлекала поэта с детских лет. Еще в лицее четырнадцатилетний Пушкин написал не дошедший до нас роман «Цыган». Во время ссылки в Бессарабию поэт две недели провел в цыганских шатрах, эти впечатления стали основой для поэмы «Цыгане». В главном герое Алеко современники увидели романтизированный образ самого Александра Сергеевича.

Георгий и Андрей Жемчужные подарили вторую жизнь пьесе, написанной еще в 1974 году основателем театра «Ромэн» Иваном Ром-Лебедевым, сделав ее новую литературно-сценическую версию. Пьеса создана на основе биографических материалов, писем Пушкина к друзьям и современникам, вновь открываемых версий его рождения, жизни и творчества.

В театре давно хотели вернуть Пушкина на сцену, но пьесу долго не могли найти. Когда нашли, то оказалось, что копия плохо сохранилась и Георгий и Андрей Жемчужные практически создали ее заново. Нашлась же она по какому-то «мистическому» совпадению, когда актер Андрей Жемчужный, представитель знаменитой династии Жемчужных, выпускник РАТИ-ГИТИСа уже был готов к серьезной работе.

Природная музыкальность, пластическая одаренность в сочетании с хорошей профессиональной школой ведущего театрального вуза и вот результат - роль поэта стала несомненной удачей молодого актера.

Андрей Жемчужный играет без парика и грима, но добивается почти портретного сходства. Он прекрасно читает пушкинские стихи, а уж в сценическом движении, танце и пластической выразительности намного превосходит исполнителей этой роли в других театрах.

Впрочем, театр поведал нам о том, что у самого Пушкина были цыганские корни. Возможно, это смутит опытных пушкинистов, но в художественном мире спектакля версия звучит вполне убедительно.

Перед нами столкновение двух миров. Мир города - лживый и фальшивый, обманчивый мир маскарада, мир серых казенных мундиров. И пестрый, яркий мир свободы, живых чувств и страстей, жизнь вольного цыганского табора.

В первых сценах спектакля поэт увлечен городской круговертью. Бал, маскарад, театр, Александр Сергеевич читает стихи про балерину Истомину, кружится в вихре вальса, в вихре светской жизни. Но Пушкин и здесь не просто завсегдатай театров и маскарадов, вольнолюбивая поэзия этого периода - это тоже Пушкин. В сценическом оформлении спектакля использованы подвижные ширмы - с одной стороны зеркало, с другой - копии пушкинских черновиков - стихи и рисунки. Пространство сцены превращается то в комнаты поэта, то распахивается в глубину, давая простор для вольного цыганского танца. В сравнительно небольшом пространстве и за небольшое сценическое время перед нами предстает вся жизнь Александра Сергеевича. И это отнюдь не беглый пересказ биографии поэта, а объемный и емкий рассказ о его судьбе и жизни.

Вот на квартиру Пушкина приходит тайный агент Фогель (Семен Чунгак) и выдает себя за его лицейского товарища, а верный дядька поэта Никита (Николай Страшинский) разгадывает обман и не пускает в кабинет. Серые казенные мундиры отправляют Пушкина в ссылку, откуда поэт сбегает к цыганам. Вспомним, почему в пушкинской поэме цыгане принимают к себе Алеко. Главный довод таков: «Он гоним. Его преследует закон». Цыгане принимают поэта в свою семью, разделяя с ним «хлеб, вино и песню».

История странствий с цыганами и яркая сцена цыганской свадьбы сменяются сценами деревенской ссылки, где поэт проводит свои дни в окружении любящей няни Арины Родионовны (Ирэна Морозова) и отца-доносчика (Роман Грохольский), встречается с Анной Керн (Ляля Жемчужная), слушает песни деревенских девушек. Русские песни в исполнении артистов цыганского театра звучат не менее зажигательно и страстно, чем цыганские.

Здесь же поэт узнает о восстании декабристов, размышляет об их судьбе. Театр поведал и о встрече и беседе Пушкина с Николаем I, напомнил об известной реакции царственной особы на это знакомство: «Я беседовал с умнейшим человеком своего времени». Сам Николай I (Николай Булдыженко) показан умным и сложным человеком, несмотря на присутствие пяти веревочных петель - и тяжелую тень пяти повешенных декабристов. Тема «поэт и власть» вновь оборачивается темой вольности и несвободы. Человек на троне оказывается менее губителен для поэтической души, чем серая безликая толпа, мир, застегнутый в казенные шинели.

Казалось бы, многое нам известно еще со школьных учебников, но сыграно это так искренно, темпераментно и заразительно, что невозможно остаться равнодушным.

Еще одна тема, без которой невозможен рассказ о Пушкине, - его женщины.

Три женских образа - страсть, муза и судьба - Земфира (Аделина Плахотная), Анна Керн (Ляля Жемчужная) и Наталья Гончарова (Анжела Калинич) - словно три грани души поэта. И не случайно страстной Земфире здесь отдано центральное место, Анна Керн «мимолетным видением» окрыляет поэтическое вдохновение, а судьбоносной и решающей становится встреча с Натальей Гончаровой.

Кульминация - последний свободный вечер перед женитьбой. Пушкин проводит его с цыганами. Всю мощь и красоту цыганской песни, красочного музыкального действа показал театр в этой сцене. Екатерина Жемчужная в роли цыганки Тани с песней «Ах матушка, грустно мне», вызывающая слезы Александра Сергеевича, - это почти отдельный спектакль.

Две яркие и судьбоносные свадьбы - цыганская свадьба в таборе в начале и свадьба поэта в финале. Александр Сергеевич снова в окружении цыган, и грусть и тревожное предчувствие здесь уходят на второй план. Пушкин счастлив.

Спектакль, начинавшийся со звука рокового выстрела, заканчивается почти как сказка со счастливым концом. Вспомнились строчки известного стихотворения: «А мне приснился сон, что Пушкин был спасен...»

Удачная драматургия, крепкий актерский ансамбль - все эти определения можно смело адресовать театру. Есть в нем и то, ради чего многие пойдут в цыганский театр - яркое музыкальное зрелище. А еще - солнечный, непосредственный взгляд на жизнь поэта - цыганский театр «Ромэн» подарил нам счастливого Пушкина.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.