Имена и вехи / Академический русский театр им. Евг. Вахтангова (Владикавказ)

Выпуск № 8-188/2016, Портрет театра

Имена и вехи / Академический русский театр им. Евг. Вахтангова (Владикавказ)

145 лет работает во Владикавказе старейший на Северном Кавказе Академический ордена Трудового Красного Знамени русский театр им. Евг. Вахтангова.

В начале 60-х годов XIX века молодой город - в недавнем прошлом крепость - Владикавказ стал одним из 20 городов России, претендовавших на строительство театра. Начальник Терской области генерал М.Т. Лорис-Меликов с 1868 года писал обстоятельные докладные записки наместнику Кавказа, подчеркивая быстрый рост города и его стратегическое значение на важном и единственном в те годы пути, связывающим Россию и Закавказье, заставившее его настоятельно ходатайствовать о постройке театра. Доводов было много но, пожалуй, самым убедительным был тот, что русский театр имеет... «то громадное преимущество, что в нем единство публики и общение между собой разноплеменных личностей связывается русской речью».

Получив разрешение на постройку театра, генерал-губернатор М.Т. Лорис-Меликов изыскал средства. Известные архитекторы С. Унтон, В. Грозмани, В. Русановский составили проект, а строительство велось под руководством инженеров Вотовского и Янковского.

15 апреля 1871 года театр впервые поднял занавес. Газета «Терские ведомости» писала: «Владикавказский театр, столь нетерпеливо ожидаемый публикой, открыт»... И в тот же день давалось представление, на котором игрались «Маскарад» М.Ю. Лермонтова и водевили «Жених из долгового отделения» и «Жена всему голова».

Директор по сценической и распорядительной части Ениколопов сформировал драматическую труппу, способную, как отмечала газета «Терские ведомости», украсить любой театр. Владикавказскому театру повезло - с первых же дней в нем воцарилось серьезное отношение к искусству. Этому немало способствовал режиссер Михаил Аграмов, позже ставший известным своими постановками в театрах Москвы и Петербурга. С первых шагов театр, определивший для себя высокий творческий уровень, завоевал город.

История Академического русского театра им. Евг. Вахтангова богата событиями и именами. На его сцене играла знаменитая актриса Мария Савина, танцевала известная балерина Зинаида Гельцер, Коста Хетагуров - выдающийся осетинский поэт, основоположник осетинского языка и литературы, художник, просветитель - работал в театре художником-декоратором. Здесь же служил первый осетинский режиссер А. Туганов и первый профессиональный осетинский актер Б. Тотров. На этой же сцене журналист газеты «Терек» С. Киров и гимназист Евг. Вахтангов организовывали спектакли для простых людей. И первая пьеса М. Булгакова «Дни Турбиных» была поставлена на сцене нашего театра. Кстати говоря, Михаил Афанасьевич заведовал в театре литературным отделом и именно благодаря этому он начал писать свои первые произведения, которые ставились на сцене Русского театра и имели большой успех у горожан.

Прошли годы... На сцене театра сменилось великое множество спектаклей, актеров, режиссеров, театр живет, сохраняя лучшие традиции русской театральной культуры, русского языка и нравственного воспитания.

Театр сегодня является успешным, и в этом огромная заслуга художественного руководителя и директора, народного артиста РФ Владимира Ивановича Уварова. Он возглавил театр в трудные 90-е годы. Под его руководством театр выжил, потом ожил, а в 2000-е набрал новую высоту.

Театр всегда откликался и откликается на знаковые события времени, создавая репертуар из произведений различного национального колорита. Он внимательно всматривается в душу каждого, чтобы создать «живую ткань» спектакля, чтобы каждый зритель смог найти то, что созвучно его сердцу, ответ на волнующий вопрос, поддержку в радостные и трудные моменты жизни.

В театре сложился богатый яркими индивидуальностями, высокопрофессиональный коллектив, способный решать масштабные творческие задачи.

Среди ведущих мастеров сцены популярные актеры нескольких поколений, заслуженные и народные: Валерия Хугаева, Вячеслав Вершинин, Наталья Елпатова, Николай Поляков, Эллина Дударенко, Александра Турик, Наталья Серегина (Уварова), Анжелика Тер-Давидянц, Юрий Хафизов и другие.

Труппа театра постоянно пополняется молодыми актерами, многие из которых уверенно заявили о себе: Мария Федорович, Алан Цаллаев, Елена Бондаренко, Роберт Кисиев, Эльмира Бестаева, Зоя Бестаева, Элина Захарова, Никита Верзилин.

За последние десятилетия коллектив побывал на многих российских и международных фестивалях: трижды на международных фестивалях русских театров в Йошкар-Оле, стал постоянным участником Международного фестиваля русских театров республик Северного Кавказа и стран Черноморско-Каспийского региона в Махачкале, где в 2009 году был удостоен чести открыть фестиваль спектаклем «Очень простая история» М. Ладо как ведущий театр Северного Кавказа. Поездка в Москву на фестиваль «Островский в Доме Островского» на сцене Малого академического театра России в 2000 году и признание спектакля «Василиса Мелентьева» способствовали утверждению творческого уровня коллектива. Дважды выступал коллектив театра Вахтангова на Международном молодежном фестивале «Русская классика» в подмосковном городе Лобня, во Владимире на «Фестивале фестивалей», в Ульяновске на фестивале «История Государства Российского. Отечество и судьбы». Новых почитателей театр обрел и в Мытищах, Орле, Владимире, Элисте.

Для того чтобы расти и развиваться, театр сотрудничает с режиссерами разных школ и направлений как из России, так и из стран ближнего и дальнего зарубежья. Режиссер из Минска народный артист РСО-Алания М. Абрамов поставил спектакли «Банкрот» по А.Н. Островскому, «Очень простая история» М. Ладо, «Пять вечеров» А. Володина, «Полоумный Журден» М. Булгакова, которые стали уроками мастерства и открытия новых возможностей актерских дарований.

Особой цельностью и жанровой сложностью отличаются постановки Владислава Константинова «Танго на закате» по М. Булгакову, «Сосед - соседка Д. Чодорова и «Корсиканка» И. Губача.

Павел Зобнин, режиссер из Москвы, поставил спектакль «Метод Грёнхольма» Ж.Гальсерана, а Богдан Петканин (Болгария) - мюзикл «Любовь, несмотря ни на что» Л. Адамова и А. Гоптарева. Оба спектакля пользуются неизменным успехом у зрителей. Марк Розовский, народный артист России, руководитель театра «У Никитских ворот» осуществил постановку спектакля «Похороните меня за плинтусом» по книге П. Санаева. Спектакль пользуется успехом у зрителей Владикавказа и соседних республик.

Плодотворно ведет репертуарную линию главный режиссер заслуженный деятель искусств РСО-Алания Валерий Попов. Его спектакли «Рождественские грезы» Н. Птушкиной «Танец семи покрывал» Ю. Ломовцева, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, «Недоразумение» А. Камю и другие пользуются популярностью у зрителя.

В своих постановках народный артист России, заслуженный артист РСО-Алания, лауреат Госпремии им.К. Хетагурова Вячеслав Вершинин щедро делится огромным актерским опытом. Его интерес обращен в основном к современным пьесам: «Немного нежности» А. Николаи, «Одноклассники» Ю. Полякова, «Афинские вечера» П. Гладилина, «Шельменко денщик» Г. Квитки-Основьяненко, «Мужчины по выходным» В. Мережко, «За двумя зайцами» М. Старицкого и сказкам для детей.

Театр осуществляет проект «Мир на Кавказе через межнационально-культурное общение в условиях театрального пространства». Для этих целей в 2009 году постановкой спектакля «За закрытыми дверями» Ж.-П. Сартра была открыта малая сцена, а возрастающий зрительский интерес подтвердил необходимость данного проекта. Сегодня на малой сцене с успехом идут спектакли «Недоразумение» А. Камю и «Метод Грёнхольма» Ж. Гальсерана.

Сохраняя ценности русского театрального искусства, развивая собственные исторически сложившиеся традиции, театр активно включает в творческий поиск все средства выразительности: вокал, пластику, элементы импровизации, открывает новые возможности актеров. Подтверждение этому успешная работа «Экспериментальной лаборатории» под руководством Олега Лоевского и первый мюзикл «Любовь, несмотря ни на что».

Откликом театра на трагические события 2004 года в Беслане стало осуществление уникального благотворительного проекта по психологической реабилитации пострадавших в теракте детей. Идея объединила театральных лидеров России - Председателя СТД РФ, народного артиста РФ А.А. Калягина, режиссера Г.Н. Яновскую, директора Московского ТЮЗа Марка Литвака и руководителей «Банка Москвы». На сцене нашего театра были представлены лучшие спектакли театров России и мира, таких как: «Et cetera», Музыкального театра им. К.К. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Московского театра «Школа драматического искусства», Театра «У Никитских ворот», Московского ТЮЗа, театров юного зрителя Самары и Екатеринбурга, Театра «Лицедеи», датского театра «Corona la blans», Тапер шоу.

Начиная с первых дней своего создания, театр стремится следовать совету К.С. Станиславского: «Театр - одно из самых действенных средств в борьбе за мир между народами, за понимание и сохранение их сокровенных чувств...»

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.