Обыкновенное чудо

Выпуск №7-117/2009, Премьеры Москвы

Обыкновенное чудо В маленьком уютном зале Театра «Буфф», что на Лесной улице, режиссер Карен Нерсисян поставил сказку для детей «Как чуть не съели принцессу Булочку» польского писателя и театрального деятеля Матея Войтышко.

Естественная для новогоднего «ассортимента», она привлекает не только сюжетом, но и общей культурой зрелища, какую редко можно обнаружить в зачастую наспех сработанных «утренниках».

Это история о том, как несколько странствующих рыцарей, призванных в сказочное королевство ради спасения Принцессы, которую вознамерился съесть ужасный дракон, предпочли умыть руки, а спас героиню тот, на кого и не рассчитывали.

Развивается пьеса как философская притча о душевной чистоте, рождающей истинное бесстрашие.

Художник Ксения Шимановская поселяет героев в зал готического замка со светящимися витражами, а одевает их в костюмы мягких линий, пластичные, свободные и нарядные. В них удобно двигаться и танцевать, выражая пластическую природу характера (балетмейстер Олеся Бойко).

Авторы спектакля увлеченно создают атмосферу маленького музея где-то в Центре Европы.

В этом замке уютно, тепло и красиво. Здесь, кажется, живут духи старины, развлекающие себя тем, что разыгрывают сказочные новеллы из собственной истории.

Тонкая грань между исторической легендой и ироничной сказкой – самая занятная художественная задача спектакля.

Композитор Ирина Полонская сочиняет не только звуковую среду, но пишет музыку и для песенок на стихи знаменитого поэта Ильи Кормильцева. Чуть лукавые, но мудрые, они создают сюжету сказки нешуточный философский контрапункт, интересный не только детям, но и взрослым.

Характеры персонажей тоже лишены приблизительности, какая в наскоро поставленных сказках раздражает больше всего. Режиссер придумывает их не без юмора, а артисты охотно ловят его намеки и, действуя в логике сказочного сюжета, раскрывают его неожиданные парадоксы.

Загадка сказки в том, что двигающая сюжет волшебница Незабудка… внезапно потеряла память, забыла свои волшебные заклинания. Она всю дорогу все на свете путает и, тем более, не может противостоять злому дракону. А тот, хоть на сцене и не появляется, но каждые десять минут громогласно объявляет, как скоро Принцесса будет съедена.

Молодая актриса Дарья Казеева, играя безалаберную волшебницу, забавно изображает заторможенную дамочку без возраста, которая у бездны на краю не только не теряет самообладания, но даже, кажется, нарочно тянет время, чтобы драматическая ситуация обрела истинный объем.

Своей обаятельной ленью она обволакивает все вокруг, между делом, внимательно наблюдая за чужими реакциями и делая выводы, полезные для смысла истории, которую, как становится позднее ясно, не теряла из поля своего внимания.

Принцесса Булочка, та, кого «поставили на счетчик», в свою очередь, живет истинными страстями. Артистка Антонина Шеина играет существо хрупкое, жертвенное, драматично воспринимающее мир.

Движимая отчаянием, она способна даже пройтись по сцене колесом, что тоже у нее получается на удивление красиво.

Чудесные свойства ее характера воспитаны непростыми обстоятельствами. Явно влюбленный в Принцессу романтичный Паж Антон (Михаил Горский) – человек искренний, но силы духа ему еще недостает. А на странствующих рыцарей и вовсе надежды никакой. Вот тут и крутись…

Артист Игорь Фомин играет трех горе-претендентов на роль спасителей чужой чести сатирично, но беззлобно.

Шумный Хлопуша Петардович, и Колорадский Джек, всегда готовый не только вовремя смыться, но даже успеть добежать до канадской границы, и самоуглубленный Харакири, пародийно отражая национальные признаки, соответственно, славянина, американца и японца, являют собой панораму безответственных людей не на своем месте.

Тут-то снова неожиданно активизируется лукавая волшебница.

Вслед за Антоном, ринувшимся на борьбу с драконом и, кажется, сгинувшим в его чреве, спасать принцессу решается реальный юный зритель, которого Незабудка выбрала из неожиданно огромного числа желающих.

Самое радостное открытие, какое суждено пережить на спектакле, – искренняя готовность юных зрителей к защите нравственного идеала.

Неведомый – и явно не подсадной – ребенок, вполне сознавая серьезность ситуации, но абсолютно бесстрашно, устремляется за кулисы, чтобы уничтожить злое чудище.

Волшебница Незабудка снова корректирует сюжет, обеспечивая ему счастливый финал: дракон вовсе не страшный, более того, сознательный вегетарианец. А потому все кончается хорошо. Но послевкусием этой мудрой вариации на тему Ланцелота остается гордость за то, что в сознании юных зрителей нового поколения есть место истинному рыцарству, которого почти не осталось в реальной жизни.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.