Наедине со всеми / "Беседы о национальном театре" Валерия Фокина

Выпуск № 8-188/2016, Книжная полка

Наедине со всеми / "Беседы о национальном театре" Валерия Фокина

В юбилейный для художественного руководителя Александринского театра Валерия Фокина год в издательстве «Балтийские сезоны» вышла в свет его книга «Беседы о национальном театре».

Это роскошное, тиражом в тысячу экземпляров издание - подарок, прежде всего, тем, кто по каким-то причинам не может себе позволить поездку в северную столицу (да и цены на гастрольные спектакли знаменитого Александринского театра слишком велики), но у кого есть желание знать, чем живет сейчас один из ведущих петербургских театральных коллективов. Тем более что книга эта увидела свет очень вовремя. Ведь нынешний год - особенный. И для всего российского театрального сообщества, и для Александринского театра, и для его художественного руководителя Валерия Владимировича Фокина. В 2016-м исполняется ровно 260 лет с того знаменательного момента, когда Императрица Елизавета подписала Указ, согласно которому отечественному театру придавался государственный статус. Юбилейной эта дата считается и для Александринки. На 2016-й выпало и 70-летие Валерия Фокина, чья биография связана с коллективом театра уже достаточно давно, с далекого 2002-го.

Не будет преувеличением сказать, что именно при Фокине свое органичное продолжение получила политика радикального обновления Александринского театра, справедливости ради стоит заметить, начатая одним из лучших театральных директоров России Георгием Александровичем Сащенко. Благодаря Фокину Александринка вернула подобающее ей высокое положение в российском театральном процессе. И сам режиссер получил немало профессиональных наград. А в 2006 году в серии «Библиотека Александринского театра» вышли его, Валерия Фокина, «Беседы о профессии».

В тех, по большей части мемуарных «Беседах...» в «роли» своеобразного интервьюера Фокина «выступил» его заместитель Александр Анатольевич Чепуров, чьи вопросы невольно заставили не склонного к излишней публичной откровенности Валерия Фокина вспомнить о наиболее значимых фактах своей биографии. О встречах с людьми, которые помогли ему личностно состояться. В том числе о педагогах Щукинского театрального училища, творческом лидере «Современника» Галине Волчек, легендарном режиссере Ежи Гротовском. И, конечно, о неизменном его кумире - Всеволоде Эмильевиче Мейерхольде. Размышлял Валерий Владимирович и о путях развития национального театра.

В новой же книге, несмотря на то, что в ее названии тоже значится слово «беседы», традиционных для этого жанра вопросов нет. Текст, как указано в аннотации, записан и подготовлен к печати тем же Чепуровым, но в данном случае Александр Анатольевич остается «за кулисами». Вследствие чего нашему вниманию предлагается череда монологов Валерия Фокина. Запечатленный на магнитофонную пленку некий подробный разговор режиссера и с самим собой, и с нами, читателями, о том, как проходило его привыкание к Петербургу, за эти пятнадцать лет ставшему ему почти родным городом, где жили и творили наиболее почитаемые им авторы Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский. И - привыкание к Александринскому театру, в котором многое напоминает о Мейерхольде, режиссерское наследие которого до сих пор не оставляет Фокина равнодушным, что само по себе дорогого стоит. Все-таки с подобной преданностью идеалам юности и молодости приходится сталкиваться не часто. И это невольно заставляет проникнуться к обладателю данного качества уважением.

Наверняка расположит читателей к Фокину и эволюция его взглядов - от стремления к режиссерской свободе и независимости к осознанию ценности театра-дома. Впрочем, последнее Валерию Владимировичу отчасти было присуще и раньше. Даже тогда, когда он пытался реформировать Театр имени М.Н. Ермоловой, но был неверно понят и частью артистов театра, и критикой по причине преждевременности его идей, во многом революционных для конца 80-х - начала 90-х годов прошлого века, и в частности тех положений, что касались организации театрального дела.

А в ситуации с Александринкой все сошлось. Изменилась сама жизнь, оказавшаяся благосклонной к различным экспериментам. Менее категоричным стал и Фокин, которому удалось сохранить основное, по его признанию, богатство этого театра - труппу. О том, как проходил нелегкий процесс их сближения Валерий Владимирович подробно рассказывает на страницах книги. Отрадно, что он отдает должное и мастерам старшего и среднего поколения: Николаю Мартону и Галине Карелиной, Виктору Смирнову, Сергею Паршину и Семену Сытнику, Игорю Волкову и Светлане Смирновой... А также молодежи - Янине Лакобе и Юлии Марченко, Дмитрию Лысенкову и Александру Поламишеву... Удивительно, но обычно скупой на комплименты Фокин не скрывает нежности и восхищения по отношению к александринским артистам, которые самоотверженно, даже с каким-то азартом осваивали новые для них профессиональные задачи.

И о созданных им в Александринке спектаклях режиссер повествует, подавая «крупным планом» актерские работы. И это вкупе с выразительными, отнюдь не постановочными фотографиями помогает нам представить образ того или иного сценического действа - от гоголевских «Ревизора» и «Женитьбы», «Двойника» и «Литургии Zero» по Ф.М. Достоевскому до шекспировского «Гамлета». И самого, судя по всему, на сегодняшний момент сокровенного для Фокина спектакля «Ваш Гоголь» с его попыткой прикосновения к чрезвычайно тонкой теме «анатомии души художника» и важностью каждой составляющей этого необычного действа. Действа без финальных поклонов, которые, как считает Фокин, обязательно разрушили бы особое, навеянное спектаклем эмоциональное состояние и исполнителей, и артистов, по замыслу режиссера оказавшихся причастными к трагической судьбе гения.

Валерию Фокину вообще важно то, с каким настроем публика будет ежевечерне покидать любой, не обязательно им поставленный спектакль вверенного ему Александринского театра. И данный настрой, по мнению режиссера, обязательно должен быть позитивным. В этом, если следовать логике рассуждений Фокина, состоит едва ли не главная цель национального театра. Театра, призванного не только, как утверждал легендарный александринец Юрий Михайлович Юрьев, «хранить тайны ремесла», но и заниматься изучением внутреннего мира человека, его духовных запросов, помогать людям в критических обстоятельствах оставаться самими собой и не терять собственного достоинства. И с этой позицией трудно не согласиться.


Фото предоставлены заведующей экспозиционно-выставочным отделом Александринского театра Светланой Спириной

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.