Орел. Категория 450+

Выпуск №9-10—189-190/ 2016, В России

Орел. Категория 450+

450 лет, которые уже совсем скоро отметит наш Орел - дата эпическая и фантастическая. Эти четыре с половиной столетия, стоящие за городом и его жителями, не каменная стена истории, а сплетение судеб, событий, надежд. Взрослому трудно представить себе громаду былого. Что уж говорить о детях. Но ведь праздник общий - и тех «кому за...», и тех, кто относится к категории 0+. Поэтому премьера Орловского театра кукол «Сказание об Орле» заслуживает самого обстоятельного внимания.


Не кукольный театр


Если кто-то забыл, давно распрощавшись с детством, или не знает, еще не обзаведясь собственным чадом: спектакли Орловского театра кукол всегда очень яркие, милые, забавные и по-своему серьезные. Они, как и полагается, учат: зло - плохо, а добро всегда побеждает. Но при этом в постановках нет банальности и полно юмора.

Перед режиссером Олесей Черкашиной стояла непростая задача - угодить маленькому, но уже искушенному и избалованному спектаклями орловскому зрителю и сделать интересными, поучительными, познавательными уроки «давно минувших дней». Пьеса Натальи Захаровой, легшая в основу современной театральной былины, очень лиричная и «литературная»: глубокая мысль, хороший слог, доступные образы. Яркие идеи и режиссерские находки сделали предложенный материал динамичным, постановочным.

На сцене одновременно пересекаются несколько измерений, пронзающих пласты столетий. Утверждено своеобразное правило перспективы. Герои дня сегодняшнего, близкие и видимые, отличаются огромными симпатичными масками. Их предки, отделенные веками и воскрешенные сказительницей, более привычны для театра кукол. «Преданья старины глубокой» и вовсе лишь просвечивают силуэтами теней.

Вслушиваясь в историю семьи Орловых и древнего города, зритель понимает, откуда есть пошла земля орловская, с чего начинается любовь к своей Родине, к своим корням.

Бабушка рассказывает внуку о его прапрадеде.


Орлята учатся летать


Переход от фамильного древа Орловых к легендарному орловскому дубу очень гармоничен. Тут не надо слов и объяснений, сердцем понимаешь, насколько мы взаимосвязаны. Ради этой живой нити целые поколения способны на любые подвиги - кто во что горазд: умыться за 5 минут, дать отпор неприятелю в жестокой схватке, согреть теплом своей души осиротевшую птицу.

Спектакль выносит на суд зрителя знакомую, но все же творчески модифицированную легенду об основании Орла, связанную с судьбами двух детей Маруси и Вани, овеянную крылами гордой птицы. Но, главное, он напоминает, что женщина - это мудрость и любовь, мужчина - сила и опора, сколько бы им ни было лет.

Очень здорово наблюдать за куклами-актерами и реальными артистами, которые смеются и плачут, спорят, разгорячившись, обижаются, любят, верят...

«История-то наша из жизни, а в жизни все непросто: в ней радость и беда, свет и тень рука об руку идут, друг в друга обращаются».

Сколько эмоций в монологе Маруси, пронизанном тоской плача Ярославны, вдовьими слезами и дочерними страданиями. Сколько нежности и силы в языческой по сакральности и христианской по просветленности молитве Матери - Сырой Земле...

Как трогателен первый шаг в небо, совершенный птенцом, как величественна и печальна его судьба.

Всякое бывает: горечь потерь, забавный пушок еще не оперившегося орленка, холод топора, огонь стрелы, радость открытий. Драматург и режиссер не скрывают от маленьких зрителей всех оттенков, из которых соткана жизнь.

Есть в спектакле и такое, от чего невольно улыбнешься: ох, и непросты же мы, орловцы! Ни меча не боимся, ни острого слова. Все сдюжим. И в силе, и в хитрости не сыскать равных.

Неслучайно Иван Грозный в постановке хоть и грозным был, да все равно лишь гостем на орловской земле. Знай наших!


Заветными тропами


Материал подан настолько трепетно, что сразу понимаешь: автор самой орловской детской пьесы Наталья Захарова, композиторы Андрей и Полина Ковыршины - коренные орловцы. В спектакле и места наши родимые, «первопрестольные» представлены: слияния Оки и Орлика, легендарный дуб-великан.

Олеся Черкашина, которая ныне служит завлитом Орловского государственного академического театра им. И.С. Тургенева, тоже прочно связана с городом. В Орловском театре кукол делала свои первые самостоятельные творческие шаги после училища. Над созданием детских спектаклей, кстати сказать, ей доводилось трудиться и как художнику, и как постановщику, «Анекдоты Ходжи Насреддина», «Лисенок плут», «Люди и Куклы», «Жил - был у бабушки...».

Олеся Васильевна признается: над «Сказанием об Орле» шла очень кропотливая работа. Ведь спектакль должен был стать (и стал) гимном нашему городу, исполненным для детей.

Существует такая легенда: если при рождении бог поцелует младенца в уста, из него вырастет прекрасный оратор, если в руки - скульптор, если в лоб - великий мыслитель. Будущих «кукольников» Всевышний очень щедро расцеловывает. Кто же еще смог бы былину сделать современной, а сказку - реальной!

В спектакле заняты Заслуженная артистка России Галина Самойлова, а также Татьяна Легкобит, Зоя Серова, Светлана Комарова, Раиса Овсянникова, Владимир Козлов, Михаил Коновалов, Сергей Фроликов.

Щедра на удивление и сценография Галины Шеховой: компактный вселенский кубик Рубика, перемещающийся во времени и пространстве. Главное, куда бы взгляд героев и зрителей ни устремился, перед ними открывается очень уютный и родной мир.


Девчонкам и мальчишкам, а также их родителям


Как бы пафосно это не звучало, «Сказание об Орле» учит, что такое настоящий патриотизм, как крепка связь поколений. Вот только взрослые должны хоть немного, но подготовить ребят к этому зрелищу, может, рассказать о прабабушках и прадедушках, обратить внимание, насколько красив и самобытен город Орел. Уж точно следует запастись ответами на вопросы, которые непременно последуют после просмотра.

Театр кукол - это ведь тоже история Орла. Он был основан в непростом 1943 году. Люди, измученные тяготами войны, с надеждой смотрели в будущее, всеми силами старались наполнить радостью жизнь окружающих. Когда город был фактически в руинах, когда голод и страх грозили стать основной мотивирующей силой, актриса Александра Воскресенская решила организовать что-то наподобие театральной студии... Так все и началось.

Новый спектакль открывается песней об орлике, мечтающем скорее вырасти, «чтоб летать дозором над страной своей». Мотив очень символичен для маленьких зрителей.

Наш 450-летний город, по сути, тоже только на старте пути. И взор остер, и крылья крепки, и сердце его горячо! В постановке сама Мать-Земля помогала орленку. Знаете, нас тоже кто-то незримо оберегает, ведь все мы - дети родного города, большой страны. Орел, с днем рождения! Все только начинается!

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.