Тула. Борьба и единство противоположностей

Выпуск №9-10—189-190/ 2016, В России

Тула. Борьба и единство противоположностей

В пьесе Михаила Хейфеца «Rock-n-roll на закате»всего два персонажа - Он и Она. Имен у них нет, автор подчеркивает, что действие пьесы могло происходить в любой стране. Режиссер Андрей Любимов сделал спектакль более населенным, внесценические уроки рок-н-ролла он вывел на сцену, придумал новых персонажей - Танцевального гуру (именно так он назван в программке), и две пары обучающихся: Любовь со своим взрослым внуком Феликсом и Марину с Константином. Собственно, эти уроки танцев строятся так, что все зрители малой сцены Тульского театра драмы, на которой идет спектакль, ощущают себя учениками, азартно изучающими замысловатые рок-н-ролльные па. И они, зрители, вовсе не с первой секунды понимают, что на призыв Танцевального гуру выйти на сцену откликнулись не их соседи по зрительному ряду, а все-таки артисты театра.

... Немолодые уже театралы, конечно, помнят спектакль, ставший в свое время событием - «Взрослая дочь молодого человека», поставленный Анатолием Васильевым по пьесе Виктора Славкина в Московском театре им. К.С. Станиславского. Было это, страшно сказать, - почти сорок лет назад... Недавно ушел из жизни Альберт Филозов, герой которого был главным нервом этого спектакля... А душой, несомненно, был рок-н-ролл и знаменитая «Чаттануга». Для тогдашних сорокалетних (разумеется, не для всех) ритмы стиляг были знАком другого мироощущения, а танцы Бэмса под «Поезд на Чаттанугу» - выражением внутренней свободы, которая не совсем еще умерла в том самом поколении. Кто как распорядился этой свободой, - и был одним из главных вопросов, поставленных театром. Нельзя было не вспомнить об этом выдающемся театральном явлении конца 70 х годов прошлого века, потому что в спектакле Тульского театра драмы «Rock-n-roll на закате» рок-н-ролл тоже становится как бы главным героем, и кажется, тоже дает персонажам свободу. Но тут уже речь не о бунтарском духе, а о стихии, которая дарит им невидимые крылья.

Андрей Любимов смело внедряет в сценическую ткань кадры старого кино 50 х годов - того самого классического американского рок-н-ролла. Пишу «смело», потому что использование видеопроекций в театре далеко не всегда получается органичным. Но здесь видеоряд с зажигательными танцами и музыкой, несомненно, создает атмосферу легкости и приподнятого настроения, которой окружены главные герои спектакля.

При этом лирическую комедию М. Хейфеца А. Любимов ставит с мягкой иронической улыбкой. На экране появляется известная в Туле телеведущая Виктория Живейнова и в качестве первостатейной новости объявляет, что в Тульском академическом театре драмы начинается спектакль «Рок-н-ролл на закате». Появление узнаваемого туляками «лица из телевизора» - одновременно знак серьезности и иронии. В сочетании с тем, что театр вслед за автором подает пьесу как «минисериал», это тоже задает верную тональность восприятия происходящего на сцене. С одной стороны, сериальная жизнь очень многим в нашей стране заменила настоящую, с другой, - эта игра в сериал как бы снимает с театра (и с пьесы, кстати, тоже) ответственность перед теми, кто хотел бы увидеть на сцене бездонные глубины психологии персонажей, постичь природу человеческого одиночества. Парадокс в том, что театр, показывая пьесу про одиночество, этих задач перед собой не ставит. Когда смотришь на героев спектакля в исполнении Ольги Красиковой и Виктора Чепелева, то не думаешь о том, какую же тоскливую и безрадостную жизнь они вели до того момента, как встретились на уроках рок-н-ролла. Жизнь была вполне обычной. Да, в отрыве от родных, которые разъехались по разным городам, но это бывает сплошь и рядом. Их специально никто не обижал. Таких одиноких - по всему миру - миллионы. Конечно, сложись в жизни наших героев что-то иначе, они могли бы и не испытать этого импульса ступить на рок-н-ролльный танцпол, могли бы и не встретиться. Но предмет интереса автора пьесы и театра - не обстоятельства прошлой жизни героев, а их настоящее, путь друг к другу немолодых уже людей, которые чувствуют взаимное притяжение, но обременены кучей внутренних барьеров, нежеланием поступиться хотя бы частичкой своего «я».

Лидер этого драматургического дуэта - Она. Именно Она после пропущенных Им занятий разыскивает Его адрес и является к Нему в дом, дабы выяснить, в чем дело и вернуть себе партнера. Она у Ольги Красиковой - энергична, разговорчива, эмоциональна, бывает взбалмошной, неумело скрывает свои желания, улыбчива, обаятельна. Он - ее полная противоположность. Виктор Чепелев подчеркивает в своем герое рассудительность, переходящую порой в занудство, мы видим, что его желание быть галантным не всегда достижимо - ему мешает стремление настоять на своем. Перед нами разыгрывается история трудного сближения мужчины и женщины. Андрей Любимов вместе с Виктором Чепелевым и Ольгой Красиковой показывает, как непросто признать право на существование особенностей эмоционального и ментального мира представителя противоположного пола. Мужское и женское - главная тема спектакля. При этом она раскрывается без всяких «перегрузок», легко - как, например, в демонстрации различий в женском и мужском юморе, когда и Она и Он рассказывают соответственно «женский» и «мужской» анекдоты.

Мягкая ирония ощущается и в сценографическом решении спектакля Ирины Блохиной. Слева - квартира Ее, справа - Его. Стена Ее комнаты - розовая, стена Его комнаты - серо-голубая. Цвета - нерезкие, пастельные, но явно отсылают к устоявшемуся разделению на «девчачий» и «мальчуковый». На этом фоне случаются и яркие колористические всплески. В очередной приход к Нему мы видим Ее в немыслимом костюме для занятий танцами: зеленые шорты-трусы с желтыми лампасами, на груди - желтое жабо, на ногах - наколенники. Ольга Красикова в этом облачении остается смешной и трогательной, внутри ее персонажа начинает оживать клоунесса в самом высоком смысле этого слова.

Рок-н-ролл для героев пьесы и спектакля - что-то вроде магнитного поля, он создает для них пространство притяжения. Но режиссеру и здесь важно расширить ракурс, выйти за пределы пространства не только двух квартир, но и за рамки истории взаимоотношений главных персонажей. В какой-то момент театр прерывает игру в сериал и внедряет в спектакль документальные видеоинтервью на тему рок-н-ролла с самыми обычными людьми. Кто-то оказывается весьма далек от этой музыкально-танцевальной стихии, кто-то неожиданно глубоко ею увлечен. Этот прием (как и появление в начале спектакля на экране Виктории Живейновой) стал возможен благодаря сотрудничеству театра с телекомпанией «ВГТРК-Тула». Он вовсе не отвлекает зрителя от основного действия, он позволяет соотнести его с тем, что происходит за пределами театральных стен, и при всей легкости восприятия задуматься о реалиях самой жизни.

Собственно, той же цели служат микромонологи посетителей занятий рок-н-роллом. В пьесе этих текстов, как и самих посетителей, нет. Их написала Ольга Кузьмичева - театровед и многолетний завлит Тульского театра драмы. Написала замечательно, потому что для четырех персонажей найдено всего по нескольку предложений, в которых видна судьба каждого. Даже не хочется называть этих персонажей второстепенными - мы их видим на нескольких уроках рок-н-ролла на протяжении всего спектакля. Как и героев О. Красиковой и В. Чепелева, мы успеваем полюбить персонажей, которых играют Ирина Федотова, Максим Старцев, Ирина Васина, Игорь Небольсин вместе с их Танцевальным гуру - Дмитрием Чепушкановым.

В спектакле - абсолютно открытый финал. Мы не знаем, соединят ли Он и Она свои судьбы. Между ними, как и во всей Вселенной, действуют не только силы притяжения, но и отталкивания... Но мы знаем, что между ними точно есть взаимозависимость, они нуждаются друг в друге, если не для умиротворенной совместной жизни, то хотя бы для того, чтобы вступить в очередную фазу конфликта.

 

Фото Ольги КУЗЬМИЧЕВОЙ

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.