О чем говорят дети

Выпуск №9-10—189-190/ 2016, Любительские театры России

О чем говорят дети

В Подольске в рамках IV Всероссийского конкурса (любительского и профессионального) детского и юношеского творчества «Москва - Подольск транзит», организованного Детским Благотворительным фондом «АРТ Фестиваль - Роза Ветров» (Москва), прошел IV Всероссийский театральный конкурс «Дети играют для детей».

В течение трех дней жюри в составе заведующей Кабинетом любительских театров СТД РФ, генерального секретаря Российского центра Международной ассоциации любительских театров (АИТА), режиссера Аллы Зориной (Москва), доцента кафедры сценической речи Театрального института имени Бориса Щукина Елены Ласкавой и педагога эстрадно-джазового отделения Института современного искусства Ксении Шемякиной (Москва) оценило четырнадцать постановок, пять из которых представили коллективы Подольска. Работа жюри заключалась не столько в профессиональной критике, сколько в профессиональных советах, за которые большинство были очень благодарны.

В конкурсной афише были имена Ивана Крылова, Александра Афанасьева, Николая Носова, Самуила Маршака, Ханса Кристиана Андерсена, Уильяма Гибсона, Чарльза Диккенса, Ксении Драгунской, Евгения Шварца, Антона Чехова, Виктора Ольшанского, Лопе де Вега, а также постановки по оригинальным сценариям.

Одним из самых ярких событий стал спектакль Центра детского театрального творчества «Синяя птица» (Подольск) «Волшебная водица», поставленный Ириной Базаровой по мотивам сказок Александра Афанасьева и награжденный пятью дипломами: «За лучший актерский ансамбль», за лучшую режиссуру, Антон Иванов за роль Сына, Валерия Заец за роли Жены и Коровы, Екатерина Тегниряднова за роль Дочери и Сергей Гончаренко за роль Старушки-хозяйки. Не покривлю душой, сказав, что эта постановка может конкурировать с профессиональными по цельности режиссерской работы, вкусу в музыкальном и художественном оформлении, в актерском мастерстве. Артисты одинаково органичны в ролях и людей, и животных. Простые, очень выразительные костюмы, неожиданный и остроумный образ Огородного, блистательно воплощенный Александрой Бормашенко, интересные пластические решения, зарисовки простых крестьянских будней... Но за кажущейся легкой формой народной сказки - серьезный разговор о взаимоотношениях в семье...

Интересными режиссерскими ходами запомнился спектакль Театрально-хореографической школы-гимназии «Мастер-класс» (пос. Огниково) «Волшебный горшочек» по мотивам пьесы Евгения Шварца «Свинопас» в постановке Лидии Волковой и Анны Бывшевой. Родившись из десятиминутной зарисовки на английском языке, постановка стала полноценным музыкальным спектаклем, в котором даже музыка Альфреда Шнитке воспринимается специально написанной для него! Постановка была отмечена диплом лауреата первой степени, а также специальными дипломами: Ольга Щеголева за роль Принцессы, Артур Тищенко за роль Свинопаса и Ника Каминская за роль Баронессы.

Серьезным профессиональным разбором завершился показ музыкального спектакля «Приключения Оливера Твиста» Образцового детского музыкального театра «Капелька» из Луховиц. В его основе - мотивы романа Ч. Диккенса и музыка Л. Барта. Постановка Людмилы Бобковой оказалась одной из самых массовых (52 человека), стильных (художник Н. Власов) и сложных по хореографическому (хореограф О. Соломонова) и вокальному (педагоги по вокалу А. Цыпляева и Е. Пидимова) исполнению, поскольку все музыкальные партии исполнялись вживую. Режиссер, как это ни странно, сократила всех... положительных героев, сыгравших в спасении Оливера первостепенную роль, при этом совершенно не нарушив сюжетную канву. Дипломами жюри отметило работы Ивана Дорофеева в роли Оливера Твиста, Анастасии Сергеевой в роли Нэнси и Никиты Герасимова в роли Ловкого плута, а также успешную музыкально-педагогическую работу с юными актерами Людмилы Бобковой.

Молодежная студия театра «Вечерний звон» (Подольск), представила спектакль «Собака на сене» в постановке Елены Мотасовой по одноименной комедии Лопе де Вега. Он получился ярким и в художественном плане, и по исполнительскому мастерству, поскольку артисты сумели вжиться в стихотворный текст, освоить его. Дипломами отмечены Варвара Беликова за роль Дианы и Илья Голенев за роль Фабьо.

В конкурсе участвовал еще один спектакль в постановке Елены Мотасовой - «Тряпичная кукла» по Уильяму Гибсону Театрального коллектива «Свеча» (Подольск). Пьеса, построенная на фантастических перемещениях героев - то они летят, то плывут, встречают на своем пути удивительных персонажей, достаточно сложна для сценического воплощения. Чуда не произошло, но артисты заслуживают самых высших похвал, поскольку все, что они делают на сцене, - очень искренне.

Творчество А.П. Чехова представил Театр-студия «MINIMA» (Москва). Режиссер Лора Макмак (диплом «За приобщение молодежи к лучшим произведениям русской литературы») включила в лирический этюд «Превратности любви» рассказы «Из записок вспыльчивого человека», «Предложение», «Злой мальчик», «Полинька» и «Медведь» и поставила его в заявленном в названии театра стиле минимализма: черный кабинет, девочки в тренировочных черных трико и белых гипюровых юбках, что ассоциировало их с балеринами, пара белых табуретов, белая ткань - условные листы бумаги, несколько корзинок с разноцветными ленточками и ярким пятном в этом черно-белом пространстве красная перчатка, заменившая пистолет. Юным артистам удалось главное - создать чеховскую атмосферу. Да, кто-то немного пережал, кому-то элементарно не хватило жизненного опыта, чтобы передать все тонкости чеховского текста, но в целом получился стильный спектакль для старших школьников, которые входят в пору любви, ищут нужные слова для объектов своей симпатии и пытаются совершать правильные поступки. И тут Чехов - очень хороший советчик.

Было еще два совершенно разных музыкальных спектакля. Театральный коллектив «Праздник» (Москва) показал «Незнайку и его друзей» по Н. Носову, а Музыкальный театр «Галлагрант», группа «Presto» (Москва) - «Музыкальные картинки по сказкам Х.К. Андерсена». Историю о Незнайке разыграли самые маленькие участники конкурса - мальчишки и девчонки 7-8 лет. Режиссер Наталья Садчикова (диплом «За работу с детьми младшего возраста по приобщению к искусству театра»). «Музыкальные картинки по сказкам Х. К. Андерсена», отмеченные дипломом II степени, исполнили старшие школьники. Режиссер Галина Буланова соединила в постановке несколько сказок, среди которых «Свинья-копилка», «Калоши счастья», «Пастушка и трубочист», «Голый король», «Русалочка», «Девочка со спичками». Андерсена интересно читать, но сложно ставить. К сожалению, акцент сместился в сторону формы, визуального ряда, а мораль сказок отошла на второй план.

Очень честный получился спектакль у Театрального коллектива «Порыв» (Подольск) «Уж столько раз твердили миру...» по басням И. Крылова и А. Измайлова в постановке Инны Кудрявцевой. При всех неровностях, здесь много интересного. В басне «Кащей и лекарь» для Кащея сделана короткая кровать, что характеризует его скупость, а в качестве стетоскопа использована лейка. Дипломами жюри отметило Арину Алиеву за роли Мартышки, Мышки и Вороны и Артура Саварянца за роли Ивана и Петуха.

«Театр юных друзей» (Москва) обратился к С. Маршаку и его сказке «Кошкин дом», за что режиссеру Марии Сайпашевой достались особые слова благодарности, а исполнителям ролей Кошки и Бобра - дипломы. К современному драматургу обратились ребята из Объединения «Сцена» (Подольск), поставив спектакль по рассказам К. Драгунской. «Все мальчишки - дураки!» - так режиссер Мария Непейвода вслед за автором удивительных и остроумных рассказов назвала свою постановку (Дарья Иванюк отмечена дипломом за роль Учительницы). Народный театр-студия «МЮСЛИ» (Тула) и режиссера Людмилу Кацеро привлекла драма В. Ольшанского «Зимы не будет», где у ребят появилась возможность сказать со сцены своим сверстникам о том, что нужно заботиться о своих близких, любить и уважать родителей, ценить каждую минуту общения с ними. Дипломами лауреатов отмечены Юлия Иванина за роль Новенькой и Никита Жоричев за роль Фордфокуса.

И закончить обзор Всероссийского театрального конкурса «Дети играют для детей» хочу двумя спектаклями на военную тему, которые представили Театральная студия «Премьера» (Орел) и Образцовый коллектив «Театральная студия "Колибри"» (Вышний Волочок). Эта тема никогда не оставит равнодушным зрителя, тем более, когда о войне говорят сегодняшние дети - потомки в третьем и четвертом поколении тех, кто отстаивал право на наше будущее. Ребята из Тулы представили спектакль по оригинальному сценарию и в постановке Марины Харламовой. Главные героини - узницы концлагеря - вспоминают довоенные дни. Спектакль состоит из двух частей с чередующимися картинами из плена и мирной жизни. Интересно решены лагерные сцены: две натянутые по авансцене веревки создавали полное ощущение лагерных будней и человеческих страданий. Потом эти же веревки превращались в бельевые, на которых развешивались девичьи платья после стирки. Как тонка грань между миром и войной, как в одной мгновение счастье может смениться горем. Дипломами фестиваля отмечены Марина Харламова «За обращение к теме исторического прошлого в работе с детьми», Лилия Колбасова за роль Веры в детстве и Ангелина Туранцева за роль Слепой.

Юные артисты из Вышнего Волочка вместе с режиссером Натальей Тютяевой обратились к прозе белорусской писательницы С. Алексиевич. Спектакль «Соло для детского голоса» поставил достойную точку в конкурсной программе.

 

Фото автора

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.