И к ней за это благосклонны небеса

Выпуск №7-117/2009, Лица

И к ней за это благосклонны небеса О театре хочется говорить, как о счастье, - бессвязно и взахлеб. Потому что театр, как и счастье, оставляет в памяти лишь своего рода стоп-кадры, мгновения восторга, которые по прошествии времени возвращаются в ореоле молодости или тайны. Тургеневское «вспомнишь и лица, давно позабытые» - словно щемящая мелодия сокровенных театральных впечатлений.

Много лет Новокузнецкий театр драмы ассоциировался у меня с обликом царственной и непреклонной герцогини Йоркской из шекспировского «Ричарда III». Актриса была незабываема. По силе испепеляющей внутренней страсти, аристократизму облика и красоте осанки сравнить ее было не с кем. С тех пор я всегда помнила, что в Новокузнецке есть такая актриса. Потом я увидела ее на каком-то театральном форуме и не выдержала, подошла – с изъявлениями восхищения и благодарности. И была воспринята с огромной душевной открытостью. В быту она была несколько иная, попроще, конечно, но масштаб личности все равно сохранялся и прочитывался. Оказалось, что я видела ее и в других спектаклях, и тоже впечатление было неслабым, но соотнести эти роли с одной исполнительницей мне и в голову не приходило: ее персонажи были не просто незабываемы, они были не сравнимы друг с другом. «Не сравнивай: живущий не сравним», - это в равной степени о людях и о персонажах на сцене.

Вера БЕРЕЗНЯКОВА, заслуженная артистка РФ, а речь идет именно о ней, секреты своего мастерства если и озвучивает, то исчерпывающе кратко: «Моей кухни не знает никто». Говорить о себе – это не ее профессия, все монологи и реплики сказаны ее персонажами. Хотя в повседневной жизни она очень общительна: нет такой стороны театральной жизни, за которую она бы не переживала. Но перед спектаклем – никаких разговоров, тишина и сосредоточенность во имя сбережения внутренней энергии, предчувствия, что «ангел превращенья снова здесь». Актриса служит сцене Новокузнецкого драматического театра с 1971 года. Ее профессиональная биография не делится на разные периоды, она сложилась практически в одном театре. Проработав несколько лет после театрального училища в Хабаровском театре драмы, молодая актриса принимает приглашение дирекции Новокузнецкого театра, и вот уже 38 лет дарит этой сцене блеск своего таланта, неповторимость внутреннего мира и силу творческой энергии.

Актриса редчайшего драматического дарования, Вера Березнякова передает со сцены беспрецедентные по глубине и напряженности страсти, вполне соизмеримые с шекспировскими. Недаром персонажи этого драматурга в исполнении актрисы по неукротимой индивидуальности и яркости театральной подачи так объемно содержательны и так органично соединяют в себе трепетную влюбленность юной Титании с античным трагизмом многоопытной герцогини Йоркской.

Какой бы материал ни играла актриса – современный, классический или экспериментальный – она чутко открыта самой важной для нее проблеме - сохранению человеческого в человеке вопреки всем обстоятельствам и преградам. В любой роли Вера Березнякова находит внутренний драматизм женской судьбы, приоткрывает тайну женского сердца. Подлинное вдохновение исследователя-художника помогает актрисе проникать в глубинные пласты женской психологии и передавать тончайшие оттенки проявлений противоречивых характеров ее героинь. Мощный темперамент, виртуозное владение секретами профессии, несомненное сценическое обаяние, прекрасные внешние данные, гибкая пластика и королевская осанка, помноженные на чувство стиля и жанра, превращают каждую сыгранную ею роль в событие. Сама актриса считает, что получила эту безотчетную власть над зрителем благодаря множеству трагических поворотов в собственной судьбе. Беспокойный ген справедливости, борьбы за правду до сих пор не дает ей покоя. Ее жизненное и творческое кредо звучит по-библейски значительно: «Считаю, что человек должен жить по законам Божьим».

Неисчислимое количество ролей сыграно актрисой, и любая из них являет новую иллюстрацию этого ее убеждения - от императрицы Екатерины (А.Толстой. «Любовь – книга золотая») до убогой Мартирио (Ф.Лорка. «Дом Бернарды Альбы»). Лучшие роли мирового репертуара сыграны актрисой в истинно гуманистической интерпретации: светлая жертвенность Ольги (А.Чехов. «Три сестры»), сломленная личность Стеллы (Т.Уильямс. «Трамвай «Желание»), женственно-привлекательная Лидия Васильевна (А.Арбузов. «Старомодная комедия»), роковая и колоритная фея Моргана (К.Гоцци. «Любовь к трем апельсинам»), властная и глубоко несчастная мать – Марфа Игнатьевна Кабанова (А.Островский. «Гроза») и многие, многие другие. Легко наделяя своих героинь неповторимой индивидуальностью, актриса обнаруживает неуловимое искусство придавать им и черты своей личности. Образ Татьяны Павловны из «Подростка» Ф.Достоевского словно соткан из противоречивых психологических нюансов с явным преобладанием великодушия и доброты. Великолепное пластическое воплощение роли Белотеловой в «Женитьбе Бальзаминова» А.Островского и роли Ортанс в «Оркестре» Жана Ануя позволяет судить о незаурядных данных актрисы не только в области театра переживания, но и театра представления. Многогранный талант Веры Березняковой вместе с человеческой неординарностью в любом ее появлении на сцене позволяет увидеть роскошную актрису и удивительную женщину.

И в творчестве, и в жизни она очень избирательна и непримирима. Может отвергать что-нибудь очевидное и годами помнить эфемерное. Вспоминая, как много лет назад, после очередной репетиции арбузовской «Старомодной комедии» режиссер показал ей на улице пожилую супружескую чету и сказал, что вот это и есть образ спектакля, актриса плачет до сих пор.

В своем возрасте осенней женской элегантности Вера Березнякова выглядит обворожительно и считает, что пластика лица недопустима, потому что она уносит нечто главное. Наверное, она могла бы повторить знаменитую реплику Анны Маньяни про морщины, которые не надо скрывать, потому что они слишком дорого стоили. Как и вся жизнь, как характеры ее героинь на сцене.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.