Перечитывайте классику! / XXI Международный молодежный фестиваль "Русская классика. Лобня-2016"

Выпуск №9-10—189-190/ 2016, Фестивали

Перечитывайте классику! / XXI Международный молодежный фестиваль "Русская классика. Лобня-2016"

Этот любимый всеми фестиваль проходил в Лобненском театре «Камерная сцена» в последнюю декаду мая, завершая собой театральную весну Москвы и Подмосковья. И диалог с русской классикой, ведущийся здесь уже два десятилетия, вновь позволил нам ощутить ее неиссякаемую современность. Главный режиссер театра Николай Круглов и директор Светлана Давыдова давно уже сделали подмосковную Лобню местом театральных встреч всего мира...

По традиции, фестивальная программа делилась на профессиональный и детский блоки. Количество спектаклей детского блока поражало изобилием и многообразием. Мне предстояло увидеть только взрослую часть фестиваля, афиша которого была составлена также с размахом и артистизмом.

Сам Лобненский театр выступил очень солидно, показав премьеру - тургеневский «Месяц в деревне», поставленный молодым режиссером Мариной Филатовой. Спектакль женственный и поэтичный, с изысканной атмосферой старинной русской усадьбы, деревенской летней неги и безмятежным ритмом жизни обитателей. И то, как внезапно был взорван этот летний покой, как отчаянно ворвавшаяся любовь едва не перевернула все в доме, дано было сыграть самой Светлане Давыдовой, выбравшей роль Натальи Петровны. И как отрадно, что столь жесткая директорская должность в театре не стерла в ней романтичной женственности, такой редкой в наши времена. В ее героине ощущалась истинно тургеневская дымка, ей необычайно шли нежные воздушные платья, и даже когда душа оказывалась на пике страстей, то и лицо, и голос, и манеры не теряли изящества и благородства.

Вообще, это был «спектакль женских ролей», где мы открыли для себя прелестное существо Верочку, похожую на угловатого и трепетного подростка (Юлия Красноперова). А также искусную сокрушительницу мужских сердец, «фам фаталь» Елизавету Богдановну (Маргарита Иванова), роль которой редко становится событием этой пьесы.

Надо заметить, что, в отличие от зарубежных, все наши театры представили русскую классику в традиционном, почти классическом стиле - образцом которого как раз и стал «Месяц в деревне».

Русский духовный театр «Глас» играл водевиль В. Соллогуба «Беда от нежного сердца» в постановке Екатерины Лисовой - прелестный старинный лубок, яркий, изящный и забавный, с героями, пленявшими наивной непосредственностью и пылкостью чувств. А Дмитровский театр «Большое гнездо» показал гоголевскую «Ночь перед Рождеством», поставленную Владимиром Красовским, - мистическую комедию с полным набором волшебства, чертовщины и превращений, полетов по ночному небу, песен, плясок под горилку и веселья, сбивающего с ног.

Московский областной ТЮЗ показывал «Печорина» по роману «Герой нашего времени». Это этюд-фантазия по Лермонтову, придуманный Алексеем Дорониным в легкой полифонической манере, где четверо актеров, жонглируя образами, создавали для нас «воспоминание о романе». Поставленный именно для старшеклассников, этот спектакль будет интересен как вариант «внеклассного чтения», расширяющий границы хрестоматийного текста.

А Сергиево-Посадский театр-студия «Театральный ковчег» привез спектакль «Отличная партия» по комедии А.В. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского» в постановке Вячеслава Смирнова. Здесь образец очень простого и ясного «просветительского театра», обращенного и к тем, кто никогда не брал в руки Сухово-Кобылина, и к тем, кто знаком с его сюжетом - и те и другие окажутся им увлечены. Поскольку игра актеров ясна и открыта, а история Кречинского рассказана увлекательно и просто.

Совсем иной взгляд на нашу классику явили иностранцы - трактуя ее весело и вольно, не ведая никаких канонов и предлагая нам «мета-сюжеты», весьма далекие от источников. Кстати, многие зарубежные гости - это наши бывшие соотечественники, эмигрировавшие из России, но создавшие за рубежом собственные театры, играющие, в том числе, и на русском языке. Они учились в наших вузах - в ГИТИСе, в ЛГИТМИКе, у тех же, что и мы, педагогов. И мы общались с ними как со старыми добрыми друзьями, у нас были общие знакомые, воспоминания и темы. Привезшие к нам русскую классику, они не скрывали своей ностальгии.

Берлинский театр «Русская сцена» внес долю хорошей интриги в ход фестиваля, показав фантазию «Нина, или О хрупкости «Чаек» по А.П. Чехову и М. Вишнеку. Режиссер Инна Соколова-Гордон обратилась к жанру «пост скриптум», перенеся чеховский треугольник (Нина-Треплев-Тригорин) в 1917-й год. Мы увидели «проекцию в будущее», протягивающую нити давно завершенного чеховского сюжета. Поскитавшиеся по жизни герои вновь встречаются в опустевшей усадьбе Аркадиной, размышляют о Ленине, о революции, видят в окне «человека с ружьем» и подумывают об эмиграции. Годы прошли - а наши персонажи не изменились: Тригорин (Вадим Граковский) все так же самовлюблен и неуязвим. Костя (Андрэ Мошой) поседел - но остался все тем же «вечным мальчиком». А в красивой и нервной рыжеволосой героине (Светлана Лучко) видна все та же романтичная Нина. И все трое по-прежнему мучают друг друга, и все они по-прежнему вечные скитальцы. (И разве сам по себе этот спектакль не акт ностальгии по России?)

Испанский театр «ЕТС» из города Дения сыграл этюд «В Париже» по рассказу И. Бунина в постановке Марио Пассеро - изящную миниатюру о двух одиночествах, встретившихся в большом городе. А израильская труппа «Ха-мартеф ха-метораф» привезла авантюрную композицию «Петер@Бург» - смесь «Записок сумасшедшего» Н.В. Гоголя и «Записок из подполья» Ф.М. Достоевского. Два режиссера, Ольга Туберовская и Елена Тартаковская, сочинили интеллектуальный гротеск о современном человеке в современном мире. О его одиночестве в толпе подобных, о разобщенности и одичании людей, живущих в отсутствии гармонии, счастья, смысла. Разыгрывали эту драму на иврите Ори Леванон, Рои Рубани и невероятно красивая и талантливая Адас Эяль.

А «Записки сумасшедшего» по-азербайджански сыграл в своем моноспектакле Шовги Гусейнов из Азербайджанского ТЮЗа.

Современные классики, кажется, меньше интересовали постановщиков - однако именно здесь открывались самые интересные работы фестиваля.

Санкт-Петербургский театр «Ковчег» играл драму В. Распутина «Последний срок», ставящуюся теперь нечасто. Этот спектакль Людмилы Манониной-Петрович, взявший на фестивале Гран-при, явил нам старую, как мир, режиссуру, обращенную исключительно к человеку. Где надо было лишь внимательно и с любовью на него взглянуть - что и было сделано с большой нежностью. А в ролях двух деревенских соседок-старух, Матери и Миронихи, блистали легендарные мастера петербургской сцены Галина Карелина и Ирина Соколова.

Необычайное оживление вызвала постановка Нью-Йоркского театра «STEPS» «Василий + Федерико». Создатель театра Слава Степнов поставил рассказы Шукшина, «осветив его гением Феллини» и соединив мир Феллини и мир Шукшина. В этом экзотическом и грустном опусе актеры с итальянскими лицами, обликом и манерами, разыгрывали русские шукшинские сюжеты, соединяя столь разнородные культуры и стихии в нечто общее. И создавая неповторимый вкус этого зрелища, идущего под музыку Нино Роты.

А истинным триумфатором фестивальной декады стал москвич Сергей Карякин со своим авторским моноспектаклем «Москва-Петушки. Поэма». Бессмертный текст Венедикта Ерофеева о вечной русской тоске и вечном поиске выхода из нее, текст, ставший памятником и реквиемом русскому пьянству, был прочтен как пронзительная исповедь человека. А его несвершившаяся поездка в Петушки стала целым философским путешествием по просторам и безднам русской души.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.