Ярославский подиум / VIII Молодежный фестиваль "Будущее театральной России"

Выпуск №9-10—189-190/ 2016, Фестивали

Ярославский подиум / VIII Молодежный фестиваль "Будущее театральной России"

Ярославский фестиваль дипломных спектаклей театральных школ России родился в 2000 году и во многом программно (за исключением привлечения зарубежных театральных школ) совпадал с московским Международным фестивалем театральных школ «Подиум». Фестиваль проводился по четным годам, театрально-педагогическое сообщество тут же дало ему неофициальное наименование - «ярославский "Подиум"». Московский и ярославский «Подиумы» позволяли ежегодно наблюдать результаты жизнедеятельности театральных школ России. В программу ярославского фестиваля входили не только дипломные спектакли выпускных курсов российских театральных школ и вузов, осуществляющих подготовку актеров, но и открытые уроки ведущих педагогов, семинары и мастер-классы. В рамках фестиваля проходила научно-методическая конференция, решающая «сверхзадачу» фестиваля - осмысление актуальных проблем театральных школ России. Активно работала актерская биржа, решавшая еще одну важную задачу фестиваля - трудоустройство выпускников. Студенты-театроведы из Петербурга выпускали ежедневную фестивальную газету «Отсебятина».

В 2009 году начинается новый этап жизни ярославского Фестиваля дипломных спектаклей театральных школ России: Министерство культуры России отдает основную программу (дипломные спектакли) «под крыло» Российского государственного академического театра драмы им. Ф.Г. Волкова, оставляя театральному вузу образовательную программу форума (проведение мастер-классов). Существенно меняется целевая направленность: фестиваль все дальше уходит от проблемы осмысления актуальных проблем театральных школ к проблеме трудоустройства выпускников. В целевом поле фестиваля на первый план выходит создание молодежной театральной биржи труда, а также поддержка молодых талантов. Фестиваль получает новое имя - Молодежный театральный фестиваль «Будущее театральной России», апельсиновую символику и «грозную» аббревиатуру - БТР.

На сегодняшний день фестиваль «Будущее театральной России» фактически монополизировал провинциальное фестивальное школьное пространство. В истории фестиваля нынешний БТР - восьмой по счету. География, как всегда, обширна - Москва, Екатеринбург, Самара, Саратов, Симферополь, Хабаровск, Ярославль. Спектакли, творческие встречи, кинопоказы, знакомства, рефлексия о настоящем и поиски ответа на главный вопрос: какое оно - будущее театральной России? Художественный руководитель Волковского театра Евгений Марчелли в ходе своей творческой встречи с участниками фестиваля провоцирует дискуссию: «В силу того, что в Ярославле проходит "Будущее театральной России" и у меня есть возможность каждый год видеть по несколько спектаклей, я вам признаюсь, у меня ощущение, что будущего нет. В этом смысле я абсолютный пессимист. Я вижу, простите, редко более или менее приличные спектакли, в которых есть интересные как данности актеры, но которые бесконечно загублены системой воспитания». Далее - еще более жесткое высказывание художественного лидера Волковского театра, яркий творческий путь которого не отмечен педагогической работой в школьных мастерских: «На мой взгляд, школа умерла».

Однако с этим утверждением фестиваль в полной мере согласиться не позволяет. Переживающая действительно не самые простые времена российская театральная школа на ярославских фестивальных площадках в эти апрельские дни терпела и сокрушительные поражения, и столь же убедительный успех. В афише оказался не один, и не два, а целый ряд спектаклей, которые можно назвать событиями, которые не позволяют констатировать летальный исход славной и многострадальной российской театральной школы. Итак, события молодежного фестиваля «Будущее театральной России».

Фестиваль открылся в понедельник. Нет, фестиваль открылся в среду, в 15.00 на камерной сцене Театра им. Ф.Г. Волкова. Потому что именно тогда, а не в понедельник, произошло первое событие: Хабаровский государственный институт культуры показал спектакль-фантазию по мотивам русских сказок «Чепуха-ха-ха» (мастер курса и режиссер спектакля Константин Кучикин).

Спектакль высмеивает нашу бесполезную серьезность, с легкостью решая онтологические вопросы. История девочки, которую не понимают взрослые: Дед и Бабка. Ребенок уходит в мир фантазии, сказки. Здесь все перевернуто с ног на голову: кузнечики больше девочек, коровы едят конфеты, муравьи создают живую пирамиду без основания в надежде отнять у пчелы яблоко. Познакомившись со всеми обитателями своеобразного зазеркалья, девочка с их помощью выращивает вполне себе реальную репку. Однако сюжет здесь не так уж и важен. Важно то, что мы видим, как ребенок узнает мир. Это чистое, наивное, глупое, абсурдное, детское существование, которое не знает еще ни правил, ни законов, ни этикета. Вся эта чепуха, весь этот абсурд - модель для сборки. Девочка собирает из этого конструктора свой новый гармоничный мир. Сказочный мир, где Зюля превратилась в прекрасную бабочку, где муравьи получили свое яблоко, где из конфет выросла репка, и вся семья собралась, и кричать перестали. И Бабка даже разрешила обнять корову, несмотря на блох.

Среда оказалась богатой на события. И остается только сожалеть, что творческая встреча с Евгением Марчелли была во вторник. Ах, если бы господин режиссер посмотрел до этого времени спектакль «Бедность не порок» Театрального института им. Б. Щукина, выпускником которого он и является! И тогда драматичная фраза «школа умерла», возможно, не была бы озвучена или прозвучала бы не столь категорично.

Сегодня многие задаются вопросом об актуализации классики: где они - эти рамки дозволенного? В спектакле щукинцев (мастер курса и режиссер Александр Коручеков), кажется, случилось точное попадание в золотую середину. Нет ничего, что противоречит Островскому или вытесняет его. Создателям спектакля удалось найти такой театральный язык, в котором юмор и энергетика молодых актеров гармонично соединяются с театральными традициями, и современный зритель может только сильнее полюбить «русского Шекспира». Все, что происходит на сцене, начиная с декораций и заканчивая построением каждой мизансцены, пропитано театральностью, игрой. В общей партитуре спектакля, кажется, нет ни одной неверной ноты. В этой постановке словно воплотилась сама суть театра вместе с ее праздничностью, масочностью, шутовством и юродством.

Сценическое пространство распахнуто перед зрителем. Сцена почти оголена, раскрыта. Прямо на ней музыканты, которые во многом ведут действие, актеры находятся как будто в постоянном диалоге с ними. Музыка становится действующим лицом, встраивается в рисунок роли. Но вместе с тем, отсутствие попытки скрыть музыкантов от зрителя, еще раз подсказывает, что мы находимся в пространстве театральной условности. И все, что происходит - не больше, чем игра.

Иронические зарисовки соседствуют с драматичными сценами заклания юной девушки Любови Гордеевны (Евдокия Маляр) престарелому постылому жениху Африкану Саввичу (Сергей Котюх). Молодость во всей ее трогательной прелести и невинности приносится в жертву отцовской воле, а два любящих сердца вынуждены страдать. Вот и весь сюжет. Поэзия образов влюбленных заключена именно в их неуловимой надбытовой чувственности. В широко распахнутых глазах Любови Гордеевны светится детская простота, неопытность, открытость. Миниатюрная, еще не оформившаяся девичья фигура скрывает в себе необыкновенную силу голоса, отражающую и силу ее духа. Вместо ряженых на праздник в дом Торцовых являются самые настоящие артисты. Приглашенные актеры разыгрывают историю этаких Ромео и Джульетты в стиле комедии дель арте. На сцене развернулся настоящий площадной театр, действие в котором рифмуется с событиями основной сюжетной линии спектакля.

«Бедность не порок» в исполнении щукинцев - это захватывающее зрелище, сочетающее в себе фольклорные мотивы и особую, вахтанговскую манеру актерского существования. Современное музыкальное оформление придает новое звучание комедии Островского, в прямом и переносном смысле. Призыв «Назад к Островскому!» после этого спектакля кажется как никогда актуальным.

Фестиваль - территория праздника, театральный фестиваль - праздник театра. Сценическим воплощением этой театральной аксиомы в программе БТР стал спектакль «Осторожно, Италия!» одного из организаторов фестиваля - Ярославского государственного театрального института. Любой из семи дипломных спектаклей мастерской заслуженного артиста России Сергея Куценко и Татьяны Куценко мог бы стать событием на этом форуме. Мастера выбрали спектакль-праздник. Феерическая музыкальная комедия по мотивам современных итальянских пьес не только наполнила зрительный зал праздничной атмосферой, особым в своей зажигательной темпераментности итальянским юмором, но, что, пожалуй, самое важное на этом фестивале - продемонстрировала абсолютную профессиональную оснащенность выпускников. Блестящая музыкальная и пластическая подготовка, уверенное актерское существование в таком сложном жанре, как комедия, в очередной раз подтверждают творческую состоятельность ярославской театральной школы. Нынешний выпуск этой актерской мастерской особенный: вместе со студентами из России актерское образование получали семь студентов из Казахстана. Их яркий национальный темперамент в спектакле «Осторожно, Италия!» нашел выражение не только в комедийных характерах персонажей, но и создавал неповторимую юмористическую атмосферу всего спектакля.

Заключительный день фестиваля открывался «Утиной охотой» Российской государственной специализированной академии искусств. Спектакли этого вуза традиционно становятся событиями БТР. Обычно они имеют строго заданную пластическую форму, в которой само существование слова становится лишним. Вампиловская «Утиная охота» (мастер курса Анна Башенкова, режиссер Юлия Авшарова) - спектакль другой. Он идет добрых три часа, и актеры за это время на языке жестов успевают рассказать историю со всеми психологическими тонкостями.

Зилов - один из самых загадочных персонажей русской драматургии. Как только начинает казаться, что понимаешь, кто такой Зилов, он тут же ускользает. Более противоречивого героя представить себе сложно. Часто актеры, играющие Зилова, играют едва ли не самих себя. Начало этому положили Олег Ефремов и Олег Даль. Актер-Зилов волей-неволей делится со зрителем своим личным опытом. Попадая под обаяние артистов, начинаешь романтизировать для себя героя, даже если просто перечитываешь пьесу. Зилов в исполнении Олега Селянинова был другой. Актер воспринимает своего персонажа остраненно, почти по-брехтовски. Он становится и адвокатом, и прокурором для Зилова. От этого моменты проявления искреннего чувства у героя - более выпуклые, ясные, отчетливые.

«Утиная охота» - отдельное метафизическое, недостижимое пространство в пьесе, как Москва для чеховских трех сестер. Существование его в спектакле - всегда проблема для режиссера. В спектакле Специализированной академии оно рассекает ткань самой постановки. То, что в пьесе называется «утиной охотой», врывается в спектакль таинственной, неоднородной музыкой группы «Аукцыон», картавым, мягким голосом солиста Леонида Федорова. Красный свет, который вдруг озаряет сцену и превращает всех персонажей, кроме Зилова, в говорящих кукол, тоже льется в пространство спектакля из какой-то другой реальности. «Утиная охота» в этой постановке нечто равнозначно манящее и губительное. Она и внутри Зилова, и где-то далеко, куда ему никогда не добраться. Она одновременно дает ему и полет, недоступный другим, и гасит его желание жить.

Есть то, что отличает спектакли Специализированной академии от остальных на БТРе. В них каждый начинающий актер выглядит на сцене органично. Такая свобода существования позволяет даже самую противоречивую историю рассказать интересно, без лишних технических ухищрений. Здесь в центре внимания актерская игра, предельная чуткость между партнерами - взаимодействие между ними происходит на энергетических уровнях. В таких условиях сценического существования есть возможность сделать Зилова понятнее и ближе современному зрителю.

Заключительный день фестиваля оказался столь же щедрым на события, как и находящаяся в зените творческого марафона среда. Школа-студия МХАТ спектаклем «#чёстихи» (мастер курса Виктор Рыжаков) окунула фестиваль в современную поэзию, квинтэссенция которой заключена в лаконичные метафоричные, а иногда и излишне лапидарные выражения. Нервно-неровное, сдавленное дыхание удушливого города, «города больших говорящих немот», заключающего вывихнутую душу человека в сети гранитных высоток, «дрянных чебуречных», продающих жизнь человека за бесценок голода. Выброшенные на свалку жизни вещи: старые велосипедные колеса, напоминающие о бесконечности; стремянка - новая кафедра современного глашатая, возносящая оратора над безумием бессмысленной суматохи толпы. Приглушенный сумеречный свет, звуки ударной установки, электрогитары... и молодые люди, словно случайно собравшиеся здесь, в «папином гараже», перекинуться несколькими строками, в которых вся пустота, вся псевдонасыщенность современных отношений, удешевленных, выхолощенных, выжженных. Есть в исполнении мхатовцев легкий флер непринужденности и безответственности, оттененный провокационным «Как это вообще читать?», обращенным в зрительный зал. Молодые актеры демонстрируют нешуточное драматическое проживание нередко до боли знакомых и понятных бытовых ситуаций, в проигрывании которых рождаются мировые вечные вопросы. Выражение этой боли, душевного надрыва преодолевает рампу и выливается в зрительный зал. Спектакль Виктора Рыжакова - это познание молодым человеком жизни и одновременно ожесточенная схватка с нею.

Не случайно программа фестиваля дипломных спектаклей невозможна без имени мастера курса. Педагогическое сообщество, достаточно дискуссионно высказывающееся о сегодняшней жизни школы, сходится, пожалуй, в одном - формирование будущего актера зависит от масштаба личности педагога. Александр Кузин, один из лидеров российской театральной педагогики, в ходе встречи с участниками фестиваля в очередной раз говорил об этой ключевой степени зависимости театральной школы от личности педагога. Его взгляд назвать оптимистичным трудно, однако и безысходной ситуация не выглядит тоже. Говоря о том, что школы нет, он имеет в виду школу-материк, но признает существование школ, представляющих собой «острова в океане». «Вот есть Фильштинский, и вокруг него - некий оазис, - говорит он в одном из интервью, - Или Райкин, его аура, талант, энергетика, и вокруг него - островок». Спектакли, ставшие событиями фестиваля БТР, вписываются в эту картину «островного» существования современной театральной школы - за каждым из них яркая творческая личность мастера курса.

Фестиваль дипломных спектаклей привлекает особое внимание к проблемам жизни театральной школы, пытается заглядывать в ее будущее. К сожалению, на этой же фестивальной территории было немало того, что дает основание Евгению Марчелли заявить «школа умерла». Однако спектакли-события позволяют российской театральной школе смотреть в это будущее с некоторым оптимизмом.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.