Мир, который построил Писарев / "Дом, который построил Свифт" в Московском драмтеатре им. А.С.Пушкина

Выпуск №9-10—189-190/ 2016, Премьеры Москвы

Мир, который построил Писарев / "Дом, который построил Свифт" в Московском драмтеатре им. А.С.Пушкина

Премьера Московского драматического театра им.А.С.Пушкина «Дом, который построил Свифт» по пьесе Григория Горина в постановке художественного руководителя театра Евгения Писарева отличается тем удивительным свойством, которым сегодня владеют совсем немногие театры. Этот спектакль словно завораживает всем своим течением, открывая перед зрителем мир одновременно непостижимый и хорошо знакомый, атмосфера которого настояна на тугом переплетении фантазий и реальности, предчувствий и предсказаний. И при этом мир, созданный режиссером, сценографом Зиновием Марголиным, художником по свету Дамиром Исмагиловым, композитором Евгением Плиткиным, удивительно театрален - изобретателен, выразителен, ярок, несмотря на скупость цветового решения, мистичен, по-настоящему тревожен и... очень современен.

Честно говоря, мне казалось, что эта пьеса Григория Горина относится к числу тех, что ассоциируются с днем сегодняшним больше по внешним признакам, нежели по глубоко внутренним. Но спектакль Евгения Писарева убедил в ошибочности подобного мнения: тема сочиненного мира, становящегося пугающей реальностью; заповедь «стань как все», сделавшая великана маленьким человечком (очень хорош в этой роли Григорий Сиятвинда); лилипуты, которые, по мнению слуги Патрика, выразительно сыгранного Сергеем Миллером, снуют под ногами, словно тараканы, не жалкие и убогие, а такие же, как и остальные люди - со своим чувством собственного достоинства, со своими любовью, радостью, ревностью, бедами; исполненный подлинного трагизма эпизод с констеблем (замечательно играет Александр Матросов!), вспоминающим под своеобразным гипнозом человека по имени Некто (Александр Дмитриев соткал свою роль, словно тонкое полотно, из иронии, мистики, актерского естества одного из участников труппы, заполнившей дом Свифта) о своих предыдущих жизнях вплоть до того момента, когда он присутствовал при распятии Христа в качестве стражника и ничего не сделал для того, чтобы история пошла по совершенно иному кругу...

А загадочная фигура Свифта - священника, писателя-сатирика, человека сложной судьбы, раздираемого всю жизнь противоречиями, оказывается внезапно внятной и близкой. Не случайно припоминаются в пьесе слова Вольтера: «Сатира для него - трагическая необходимость неучастия в современности». И становится до боли понятно, почему Евгений Писарев выбрал сегодня именно эту пьесу, наполнив ее современным и живым звучанием: как для актера, играющего для окружающих Свифта, как для приехавшего лечить его доктора Ричарда Симпсона, сильно сыгранного Антоном Феоктистовым, в какой-то момент прочитанная детская книга стала прозрением и помогла ощутить себя Гулливером, так для режиссера спектакля «Дом, который построил Свифт» возникла необходимость неучастия в той театральной, культурной современности, что справляет ныне свой шабаш. Не для того, чтобы почувствовать себя Гулливером в стране лилипутов, - для того, чтобы противостоять в меру возможностей тому, что царит вокруг.

Андрей Заводюк играет Свифта многопланово, несмотря на то, что почти до самого финала молчит, а мы видим только его глаза, только неподвижное, но страдающее лицо. И в финале, когда развязываются все узелки, когда рассеиваются тайны, мы услышим его голос - голос артиста, протагониста, точно знающего: «Придумай подробности - сочинишь судьбу...» Разве не так происходит совсем не только в театре, но и в нашей жизни, которую мы неустанно сочиняем то ли для того, чтобы не участвовать в ее своенравном течении, выстроив свой причудливый дом для всех, то ли для того, чтобы четко и внятно выразить свою личностную и творческую позицию?..

Мир театра, и Евгений Писарев убедительно доказал это, не просто маленькая модель большого мира, но и отражение, нередко словно в треснувших зеркалах, его политики, нравственности, поиска ответов на бесконечные вопросы. И они так или иначе вторгаются друг в друга - реальность и театр, вымысел и правда, сатира на грани фарса и трагедия, чтобы мы научились, наконец, различать подлинное и мнимое.

Мир, построенный в этом спектакле Евгением Писаревым и артистами, многому может научить.

Только бы захотеть учиться...

 

Фото Юрия БОГОМАЗА

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.