"Очень хочется жить, потому что есть прошлое" / Презентация изданий Вахтанговского театра

Выпуск №9-10—189-190/ 2016, Событие

"Очень хочется жить, потому что есть прошлое" / Презентация изданий Вахтанговского театра

Эти очень точные и своевременные слова сказал художественный руководитель Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова Римас Туминас на презентации двух новых книжных изданий - «Евгений Вахтангов в театральной критике» и «Вахтанговский фронтовой театр. Фронтовые дневники», главным вдохновителем которых является директор театра Кирилл Крок.

Когда пишут о спектакле, не всегда задумываются о том, что пройдет десять-двадцать-тридцать, а то и больше лет, когда спектакля уже наверняка не будет в репертуаре, и только эти строки останутся живыми свидетельствами того, что это действительно было. И прекрасно, если автор статьи понял режиссерскую мысль, по достоинству оценил актерские работы, оставил представление о сценографическом и музыкальном решении, одним словом, ничего не упустил. И тогда будущие поколения историков театра, театралов, зрителей, к их счастью, тоже будут «свидетелями» ушедших эпох.

Нужность и важность рецензий, откликов, дневников и т.д. понимаешь только тогда, когда держишь в руках подобные издания, будучи благодарным, во-первых, тем, кто их в свое время написал, а во-вторых, тем, кто все это по крупицам собрал, за их тяжелейший и кропотливый труд.

В книгу «Евгений Вахтангов в театральной критике», являющуюся логическим продолжением ранее изданного двухтомника «Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства», вошли рецензии (1913-1949) на спектакли Евгения Вахтангова, поставленные в Первой и Третьей студиях, а также в театре-студии «Габима».

Представляя издание, его редактор-составитель, доктор искусствоведения, заведующий отделом Государственного института искусствознания Владислав Иванов акцентировал, что многие сегодня рассуждают, каким бы был Вахтангов, если бы не умер так рано:

- Но история не знает сослагательного наклонения. Все его спектакли рождались из страшного предсмертного опыта. И вне этого опыта это были бы другие спектакли, другой Вахтангов, другая смерть, а значит, и другая жизнь. Уже будучи смертельно больным, он репетировал «Принцессу Турандот» и создал самый праздничный спектакль в истории русского театра!

За свою довольно короткую жизнь в профессии режиссер поставил всего десять спектаклей (некоторые в нескольких редакциях). И каждому из них посвящен отдельный раздел: «Праздник жизни», «Усадьба Ланиных», «Потоп», «Росмерсхольм», «Свадьба», «Эрик ХIV», «Принцесса Турандот»... Почти все они пережили своего создателя. «Праздник жизни» держался в репертуаре Первой студии до момента ее преобразования во МХАТ II (1924), «Потоп» стал одним из рекордсменов проката во МХАТ II и был сыгран последний раз на гастролях в Днепропетровске 24 июня 1933 года, «Свадьбу» же перестали играть после зарубежных гастролей Третьей студии 1923 года, «Чудо св. Антония» выпало из репертуара после парижских гастролей Театра им. Евг. Вахтангова 1928 года, «Эрик XIV» последний раз был показан 15 июня 1928 года на гастролях в Ленинграде, «Гадибук» в вахтанговской редакции шел до 1957 года и имел самую бурную и насыщенную гастрольную историю, «Принцессу Турандот» играли вплоть до начала Отечественной войны.

При оседлом образе жизни труппы рецензенты обычно откликаются на премьерные показы, тогда как гастрольные выступления вызывают все новые и новые рецензии, представляющие интерес в разных отношениях. Во-первых, они связаны с другим национальным и региональным театральным контекстом, что немаловажно для восприятия спектакля. Во-вторых, позволяют выявить множество разных точек зрения. В-третьих, часто вовлекают в осмысление спектакля значительные интеллектуальные силы. Впрочем, рецензии, которые не отличаются глубиной, также представляют определенный уровень понимания. Гастрольная пресса дает возможность проследить жизнь постановки во времени, когда не только меняется контекст, но и сам спектакль обретает биографию. Например, «Эрик XIV» был встречен весьма сдержанно и вызвал только одну рецензию Ю. Соболева в «Вестнике театра», а гастроли Первой студии в Петрограде (1921) породили семь рецензий. Чеховская «Свадьба» осталась в истории русского театра исключительно благодаря мемуарным свидетельствам, поскольку в советской периодике удалось обнаружить лишь беглый отклик, и тот появился только во время петроградских гастролей (1923). Несколько больше внимания ей было уделено во время зарубежных гастролей в том же году, когда «Свадьбу» играли в один вечер с «Чудом св. Антония».

И куда бы ни привезли свои спектакли вахтанговцы, в Петроград ли, Баку, Нью-Йорк, Париж, Лондон, Ригу и т.д., каждый раз это была премьера, а значит, появлялось много рецензий. Все они собирались в библиотеках и архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Эстонии, Латвии, Литвы, Украины, Грузии, Израиля, Франции, Германии, США.

В этом контексте особый интерес представляет Журнал проката спектакля «Гадибук» (1922-1957), дающий уникальную возможность проследить его «биографию».

В книге «Вахтанговский фронтовой театр. Фронтовые дневники», изданной совместно с издательством «Театралис», собраны уникальные дневники артистов - участников Фронтового филиала театра, «летопись войны и летопись жизни». Фронтовой театр вахтанговцев существовал с 18 февраля 1942 года по 13 июня 1945 года, совершив за это время десять выездов на фронт, где в общей сложности пробыл 850 дней и дал 1650 концертов и спектаклей.

«Книга с душой», - так назвал ее помощник художественного руководителя Театра имени Евгения Вахтангова, доктор искусствоведения Дмитрий Трубочкин. Душу в нее вложили научные сотрудники музея Театра им. Евг. Вахтангова Ирина Сергеева и Маргарита Литвин, которые скрупулезно собирали и расшифровывали «живые записи». Интересна история этих мемуаров. В вахтанговском театре был артист Николай Мазяйкин, который и задумал вести ежедневные записи про день минувший: как прошел, где выступали, с кем встречались. Он буквально заставлял артистов ежедневно что-то записывать. И только благодаря такой настойчивости и пониманию, насколько это необходимо, получился огромный дневник из восьми тетрадей и двух блокнотов. Теплый, душевный, помогающий сегодня понять, как люди все это прошли и сколько получали радости те, кто видел их спектакли и концерты.

Помощник художественного руководителя театра Юрий Газиев сказал:

- Человеческая память не долговечна. Мы склонны многое забывать, поэтому особенно дорого сегодня говорить о том, что мы возрождаем память о наших дорогих, необыкновенно устремленных людях, которые создали Фронтовой театр, прошли с ним многими фронтовыми дорогами, и все это оказалось зафиксированным в этой замечательной книге.

В нашем обществе была разрушена нравственная система координат. Театр имени Евгения Вахтангова всегда был оазисом человечности в нашем обществе. И наша задача заключается в том, чтобы эта эстафета памяти передавалась из поколения в поколение.

Цитата из книги:

«Три традиции, свойственные нашему театру, решено было положить в основу работы. Первая - это железная производственная дисциплина на сцене или на той площадке, которая нам заменит сцену. Было решено, что какая бы обстановка нас ни ждала, мы будем помнить, что пока актер на сцене, ничто не должно влиять на его работу. Ни снег, ни ветер, ни солнце, ни условия цены, ни опасность. Это правило очень нам потом пригодилось. Все пришлось пережить за три года работы. Играли и в снег, и в мороз, и в ветер, и снаряды разрывались ближе от сцены, чем им это следовало бы. Но эти простые правила сценической дисциплины, усвоенные актерами еще со школьной скамьи, оказались сильнее всех трудностей» (А. Габович, И. Спектор «Вместе с армией»).

* * *

И еще одно важное событие произошло в театральном мире. Отныне в просторах Интернета есть информационный ресурс «ТОП-Театр» (ТОП - Теория, Организация, Практика), посвященный всем профессиональным театрам. Его идею и сверхзадачу озвучили театральные критики Ольга Егошина, Марина Тимашева и Марина Токарева:

- Мы существуем в эпоху театрального Ренессанса, когда именно сцена становится форумом, на котором обсуждаются противоречия нашей жизни, когда общество именно на сцене находит путь между традицией и новаторством, между телом и душой, между строгостью и целомудренностью. Сегодня театр возрождается. И именно тем, кто занимается этой художественной работой, и посвящен наш портал.

Здесь не будет рецензий, но будут видеомонологи. Речь от первого лица, сохраняющая интонацию, которую никогда не передашь через письменную речь. О театре будут рассказывать профессионалы. И не только режиссеры, актеры или театроведы, но и бутафоры, художники, композиторы, раскрывая тайны своего ремесла.

Уже сегодня на портале размещены интервью с Алексеем Бартошевичем, Римасом Туминасом, Инной Соловьевой, Евгением Гришковцом, Валерием Фокиным, Максимом Сухановым и другими. Авторы очень надеются, что этот портал станет парадным входом в Театр ХХІ века посредством тех людей, кто его строит и определяет.

 

Фото автора

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.