На веслах жизни и театра / Вечер памяти Александра Плетнева

Выпуск №9-10—189-190/ 2016, Взгляд

На веслах жизни и театра / Вечер памяти Александра Плетнева

Два года прошло с того дня, как ушел из жизни Александр Плетнев - главный режиссер Калужского драматического театра, человек талантливый, ищущий и находивший именно то, что нужно было театру и зрителю в тот момент.

Сегодня слова «великий», «гениальный», «выдающийся» стали настолько расхожими, что впору приравнять их к ненормативной лексике и запретить употреблять. А вместо них можно использовать слово «настоящий», потому что оно уводит от суеты, пафоса, придыханий и приводит к подлинности.

Александр Плетнев был настоящим - в профессии, в педагогике, в общении, в своем любопытстве к жизни и к театру во всех проявлениях. Проработав в Калужском драматическом 18 лет, он много сделал, никогда не стремясь догнать моду или, подобно Тарелкину, бежать впереди прогресса. Плетнев просто работал - честно, достойно, интересно, разнообразно, всегда находясь в поиске.

Наверное, не случайно последним из поставленных им спектаклей стал «Попытка полета» по Йордану Радичкову: уже тяжело больной режиссер стремился взлететь над обыденностью, увидев по-своему окружающий мир и мир фантомный. Тот противоречивый мир, который он оставлял нам...

И вот прошло два года. Этого спектакля, своеобразного завещания, уже нет в репертуаре, как и других, пользовавшихся любовью калужских и не только калужских зрителей. В афише осталось лишь несколько спектаклей - знаменитая по многим фестивалям, удостоенная престижных наград народная драма «Лодка», «Дом Восходящего Солнца», необычное, глубоко оригинальное сочинение режиссера на тему не слишком далекого прошлого, настоящего и мерцающего где-то вдали будущего, «Цветок кактуса», «Ревизор». И - спектакль-обозрение ХХ столетия через песни и танцы «Если любишь - найди», пронзительный, острый, пробуждающий в зрителях не одну лишь ностальгию, но те самые «чувства добрые», без которых жизнь наша скудеет. Этот спектакль тоже много раз был показан в других городах, неизменно вызывая восторг зрительного зала.

Но вот какая странная история приключилась.

Идея создания спектакля, монтаж фрагментов, точность мизансцен принадлежали Александру Плетневу, работавшему в тесной связи с хореографом Татьяной Борисовой, которую он неизменно называл таким же, как и он, полноправным режиссером «Если любишь - найди». А сегодня, всего два года спустя, на афишах значится имя всего одного режиссера - Татьяны Борисовой. Оставим в стороне вопрос - насколько это этично. Ведь обычно, когда режиссер уходит из жизни, а спектакль на какое-то время выпадает из репертуара, на афише пишется: «режиссер восстановления» и то - не всегда, потому что незаменимые существуют, вопреки расхожей истине. Здесь же ничего подобного не было - спектакль продолжал идти после ухода Плетнева и не требовал никаких «реконструкций». И все же...

Но главное, к счастью, в другом - по собственной инициативе, без распоряжений сверху, на следующий день после закрытия сезона артисты решили устроить вечер памяти Александра Плетнева под названием «В одной лодке». Вечер состоял из фрагментов его спектаклей, которые бережно собрали Сергей Лунин, Леонид Клец и Захар Машненков, артисты, по-прежнему ощущающие себя в одной лодке с тем, кто на протяжении долгих лет азартно, неистово работал с ними и другими, заражая своей верой в величие и значение Театра.

В этих фрагментах, перемежающихся клипами, фотографиями, музыкальными номерами, захватывала та энергия, которую пробудила в артистах память об ушедших спектаклях - их горящие глаза, их азарт переливались в переполненный зрительный зал, вызывая слезы памяти и благодарности. Как же дорого это стоит!..

А потом все они, принадлежащие к разным поколениям, вместе с гостями, приехавшими в этот вечер в Калугу, еще несколько часов сидели и стояли возле служебного входа в театр, жадно общались, словно не виделись годами, вспоминали, вытирали слезы, говорили, говорили... И те, кому уже давно было пора уезжать в Москву, не могли оторваться от этого общения.

Зная, любя и высоко ценя артистов Александра Плетнева на протяжении долгих лет, я вдруг подумала о них: НАСТОЯЩИЕ. Такие, каким был он. А значит, они будут плыть в этой лодке, запущенной Плетневым по вольным водам, еще долго, усердно погружая свои весла на глубину, двигаясь с трудом вперед и только вперед. И дай им Бог хранить эту память и этот заряд энергии как можно дольше...

 

P.S. Через несколько дней в калужской газете была опубликована заметка. В ней говорилось о таинственном исчезновении фамилии Плетнева с сайта и афиши спектакля, им придуманного и поставленного. В тот же день столь же таинственным образом на сайте театра фамилия режиссера была восстановлена. А как же будет теперь с афишами и программками? - еще один вопрос...

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.