Быть успешным / Театральный конкурс "Успех" в Брянске

Выпуск №9-10—189-190/ 2016, Взгляд

Быть успешным / Театральный конкурс "Успех" в Брянске

В Брянске ежегодно проходит конкурс «Успех». Театры представляют новые работы сезона, жюри определяет лучшие из них, а имена победителей в торжественной обстановке оглашаются в Международный день театра. Событие зрелищное, с веселыми капустниками, подготовленными коллективами специально к этому дню. Событие, без сомнения, значимое для культурной жизни области. Конкурс проводится Брянским отделением СТД РФ при поддержке регионального правительства и спонсоров, а в церемонии награждения участвуют первые лица из аппарата губернатора. Но кроме предощущения радости и открытия новых имен, «Успех» позволяет увидеть, каким оказался прожитый год, что происходит в театрах, сколько отсчитано ступенек вверх или вниз.

Брянский театр кукол взлетел сразу на два лестничных пролета. В прямом смысле. Причина достаточно грустная - кукольники лишились своего замечательного дома и были приписаны к областному театру для детей и юношества. Теперь они занимают второй этаж, репетируют и играют в малом зале. Внешне все нормально, но от всей этой истории веет холодом. Что же касается творчества, внутренние проблемы на нем никак не отразились. На конкурс «Успех - 2016» театр кукол выдвинул два новых спектакля, сделанных с безупречным вкусом и мастерством. Необычную версию старой сказки о трех поросятах предложили режиссер Павел Аникин (он же автор музыкального оформления) и художник Ольга Сидоренко. В многомерном пространстве флейта наигрывает народные английские мелодии, ансамбль лягушек задает действию ритм, поросята демонстрируют свои таланты (прекрасные работы Наталии Исаевой, Елены Сафоновой, Юлии Горбачевой и Натальи Хачатрян), спорят, строят домики и спасаются от волка (Иван Песнев), который в итоге оказывается совсем не кровожадным, а интеллигентным и очень одиноким.

В том же тандеме создана «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, признанная жюри одной из самых ярких работ сезона. Павел Аникин («Лучшая работа режиссера») поставил умный, трогательный спектакль, используя первую рукописную редакцию пушкинского текста. Здесь вредная Старуха доходит в своей жадности до крайности и, сидя на Вавилонской башне, заявляет: «Не хочу быть вольною царицей, а хочу быть римскою папой». Ольга Сидоренко («Лучшая сценография») придумала легко трансформирующийся, абсолютно сказочный образ спектакля, включая костюмы актеров. У того самого дуба, где бродит кот ученый, Старик читает своей Старухе стихи: «Я помню чудное мгновенье...». Так начинается история о любви и терпении, об умении признавать свои ошибки и прощать, которую рассказывают Егор Краев и Елена Сафонова (специальный приз жюри «Любви все возрасты покорны...»). Отдельные строки звучат нараспев, иногда повторяются, чтобы зритель мог расслышать мельчайшие оттенки пушкинского текста, созданного на все времена.

Имя классика и в программке к «Пиковой даме», поставленной на сцене Брянского областного театра для детей и юношества его главным режиссером Михаилом Мамедовым. Это лишь один из его четырех спектаклей, выдвинутых на конкурс, что говорит о работоспособности постановщика. К сожалению, они вызвали недоумение, разочарование, досаду. Потому что все, происходящее на сцене, не имело отношения к театру. В «Пиковой даме» полыхали псевдострасти и псевдолюбовь, повсюду шныряли псевдоцыгане, но совсем не нашлось места А.С. Пушкину и его поистине знаковой повести о неминуемости возмездия. Впрочем, Михаил Мамедов назвал свою работу мелодрамой. Небрежность в прочтении и изложении материала, в игре актеров, где, кажется, за образец взяты эмоции из малобюджетных сериалов. Иногда откровенная нелепость в отдельных сценах. Лиза (Дина Костыркина) кается в своих грехах перед персонажем в поповской рясе (Евгений Кадыков), сжимая в руках большое распятие - атрибут, как известно, сугубо священнический. Через минуту она вальсирует на балу с Германном (Александр Курилкин), размахивая все тем же предметом. Графиня Алевтины Бабаевой спасается от натиска Германна и складывает из костылей крест. Выглядит это настолько карикатурно, что в зрительном зале раздается смех.

Тема креста продолжает звучать в спектакле «Без семьи» по повести английской писательницы Уйда (Мария Луиза Раме) «Фландрийский пес». Рассказ «о горестной жизни и трагической гибели одаренного мальчика, мечтавшего стать художником», получился запутанным и невнятным. При обилии персонажей здесь нет ни одного яркого характера, и все они сделаны откровенно грубо. Исполнитель главной роли сироты Нелло Д. Горошилов играет исключительно «высокую трагедию» без малейших полутонов, и эти нарочитые страдания совсем не трогают. Его верный пес Патрош явно из детского спектакля с пометкой «0+» - и по поведению на сцене, и по нелепому пятнистому костюму, выбивающемуся на фоне интересной, сдержанной в красках сценографии художника Андрея Волкова.

Вопросов много. Почему Г. Бутов так примитивно понял свою задачу - высовывать язык и вилять хвостом на протяжении всего действия? Почему Евгений Кадыков в роли Деда лишь натужно изображает старость, а Отец Вячеслава Шевченко выходит на сцену с единственной маской угрюмого злодея? Наконец, по какой причине несчастный Нелло, чья мечта в финале сбывается, и он попадает в собор с фресками великого Рубенса, вдруг хватается за большой деревянный крест, раскидывает руки, словно его распяли, и умирает?

Обидно за молодых и, несомненно, одаренных людей, которым явно не хватает наставника, они не чувствуют грань между хорошим и плохим, не отличают фальшивое от искреннего. Жаль зрителя, потому что он выходит из зала пустым, хотя издает громкие возгласы и аплодирует во время поклонов. Досадно, что все вопросы так и остались без ответа. А ведь они возникли и после примитивно поставленной и сыгранной сказки «Василиса Прекрасная», а также напичканного нарочитым пафосом и явно слепленного к дате спектакля-посвящения «Вечно живые». В дни фестиваля главный режиссер театра находился в отъезде, и разговор не состоялся.

Было бы очень жаль уезжать из Брянска с таким осадком. Тем более что в памяти достаточно интересная, пусть и спорная постановка Михаила Мамедова по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», с целым рядом хороших актерских работ. Что произошло за три года с театром? Хорошо, что в списке конкурсных работ ТЮЗа оказался спектакль «Снежная королева» по Е. Шварцу, который при незначительных шероховатостях прозвучал достойно. Эта постановка когда-то была в репертуаре театра, спустя время восстановить ее решилась актриса Вероника Виницкая, которую поддержали актеры Оксана Башкатова и Владимир Аверин, художник-постановщик Андрей Волков, художник по свету Вера Мацапура. В итоге Вероника Виницкая не только сделала интересный спектакль, но и замечательно сыграла в нем одновременно две разноплановые роли - Бабушку и Атаманшу. По итогам конкурса «Успех» она награждена специальным призом жюри и правления Брянского СТД «За возвращение зрителям и актерам спектакля «Снежная королева». Сказка интересна и по-актерски, в ней гармонично существуют Сказочник Павла Пьянова, Снежная королева Светланы Малькиной, Принц Александра Курилкина, Король Алексея Чубакова, получившего за эту роль диплом в номинации «Яркий эпизод».

Семь дипломов «Успеха - 2016» у актеров Брянского театра драмы им. А.К. Толстого, что говорит о его сильной труппе. На самом деле достойных работ было намного больше, просто число номинаций конкурса ограничено. Это можно сказать о Юлии Филипповой, исполнившей абсолютно разные по психологическому наполнению роли в спектаклях «Дорогая Елена Сергеевна» (Елена Сергеевна) и «Вдовий пароход» (Флёрова), Александре Кулькине, которого во всех работах отличает безупречный вкус, Михаиле Кривоносове, способном даже в условиях неудачной режиссуры держать спектакль, Вениамине Прохорове и Леониде Гое, умеющих в своих небольших ролях докопаться до самой сути характеров персонажей.

В театре нет главного режиссера, но он активно сотрудничает с приглашенными постановщиками. Какие-то спектакли оказываются удачными, в других что-то кажется спорным, но это всегда достойный драматургический материал. Сценическую версию драмы «Вдовий пароход» И. Грековой сделал Юрий Лизенгевич из Витебска (Республика Беларусь). Спектакль цельный, с сильным актерским ансамблем, знаковой сценографией. Московские художники Вера Соколова и Алина Бровина расчертили темный квадрат сцены проводами телеграфных столбов, сухими ветками деревьев, на которых странным образом остались яблоки - созревшие, но никому не нужные плоды. За эту работу сценографы отмечены в номинации «Лучшая сценография». Практически в пустом пространстве, где лишь намечены отдельные уголки коммунальной квартиры, разворачиваются трагические и радостные события, раскрываются судьбы обездоленных, одиноких женщин. Олеся Македонская, сумевшая сделать свою Анфису Громову сердцем спектакля, получила награду в номинации «Лучшая женская роль», Ирина Аркелова, сыгравшая Аду Ульскую, - в номинации «Лучшая роль второго плана».

Тема насилия как инструмента для достижения цели никогда не потеряет актуальности, так же, как и разговор о выборе между честью и предательством. Поэтому пьеса «Дорогая Елена Сергеевна» Л. Разумовской, которая в конце 1980-х стала разорвавшейся бомбой, продолжает тревожить, заставляя постановщиков искать новые подходы к ее воплощению. Режиссер Борис Ярыш и художник Александр Малыгин приглашают к разговору, прежде всего, молодого зрителя, пытаясь совместными усилиями разобраться в природе зла. И очень хорошо, что после каждого спектакля актеры спускаются в зал, и возникает честный диалог между теми, кто направляет «телеграмму в зал» и адресатом. В спектакле занята молодая часть труппы, а среди наиболее интересных работ Витя Дмитрия Ненахова, Володя Ильи Беззуба («Лучшая роль второго плана»), Паша Ивана Швейкина («Дебют»).

«Искусство держится на "чуть-чуть"». Слова Константина Коровина можно отнести к постановке «Дорогой Елены Сергеевны», авторы которой прикоснулись к тяжелой теме насилия, но не перешагнули грань. Но в большей степени - к спектаклю «Капитанская дочка» по повести А.С. Пушкина. Барнаульский режиссер Олег Пермяков (он же автор инсценировки) в попытке произвести театральный эффект нарушил это равновесие. Во время сцены казни на эшафот один за другим поднимались приговоренные к смерти персонажи, прыгали с помоста вниз, и в тот же миг вверх взмывали бутафорские трупы. Эффекта не получилось, это не спасло спектакль от общей монотонности, в которой путались главные нити повествования. Жаль, потому что и литературный материал замечательный, и сценографическая концепция Александра Малыгина, в которой он использовал фактуру потемневшего от времени дерева и полностью обнажил каменные стены и задник на сцене, наполняла спектакль ощущением неминуемой беды, и отдельные работы актеров, сумевших избежать ложных эмоций. Прежде всего, это Василиса Егоровна Светланы Сыряной, Миронов Леонида Гоя, Швабрин Сергея Макухина, а также Савельич Михаила Лаврушева, отмеченный в номинации «Лучшая роль второго плана».

Мистическая история по роману О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» появилась в репертуаре театра драмы не так давно, она достаточно зрелищна и потому притягательна для зрителя. О невидимой брани, которая все время происходит за наши души между светом и тьмой, московский режиссер Алексей Козлов говорит языком символов - они в пластических картинах (балетмейстер Ирина Антипова), в интересно придуманном и воплощенном с помощью большого мерцающего экрана портрете Дориана Грея, на котором неумолимо проступают инфернальные черты. Не все еще получается у исполнителя главной роли Никиты Калганова, актера, без сомнения, чуткого, пластичного. Возможно, просто требуется время, чтобы врасти в образ человека, разрушившего себя до основания, но в финале осознавшего глубину падения. Не всегда работает на образ спектакля сценография Сергея Наджафова, захламляя пространство лишними предметами и часто просто мешая актерам. Если об удачах, она, несомненно, у лорда Генри Михаила Кривоносова, Джеймса Вэйна Ивана Швейкина, леди Генри Ольги Ивановой (премия в номинации «Яркий эпизод»).

Путь к успеху у каждого свой. Есть еще одна номинация, которая неизменно вручается по итогам конкурса «Успех» - премия Брянского отделения СТД РФ «Признание» памяти народного артиста России Валерия Мацапуры. В этом году высокую награду вручили Александру Воронову - артисту, служившему когда-то в Брянском театре драмы им. А.К. Толстого, а ныне педагогу, начальнику отдела культуры, молодежной политики и спорта Советской районной администрации.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.