Дарить тепло и любовь каждому дому / 80-летие Челябинского театра кукол

Выпуск №9-10—189-190/ 2016, Мир кукол

Дарить тепло и любовь каждому дому / 80-летие Челябинского театра кукол

Почти год минул с той поры, как Челябинскому театру кукол исполнилось 80 лет. Один из старейших театров Урала и России на протяжении своей долгой истории знавал разные времена, видел немало выдающихся личностей, накопил солидный жизненный и творческий опыт, но к своему 80-летию подошел юным и наивным, в лучшем понимании смысла этих слов: каждый день и час театр готов к эксперименту, открыт новым веяниям, поиску современных выразительных средств и написанию собственной новейшей истории.

Гордиться есть чем: на общероссийском уровне в активе театра две «Золотые Маски» (за лучшую работу режиссера и лучшую работу художника) за спектакль «Удивительное путешествие кролика Эдварда» и Премия правительства РФ имени Федора Волкова за значительный вклад в развитие театрального искусства России. Помимо этого, театр внесен в национальный реестр «Ведущие учреждения культуры России» за успехи и достижения в области театрального искусства. Что касается местной жизни, театр неоднократно становился лауреатом областного фестиваля профессиональных театров «Сцена» - весьма серьезного форума с представительным столичным жюри.

За годы существования фестиваля, челябинский Театр кукол собрал букет номинаций: гран-при, лучший спектакль, лучшая работа режиссера, победы в актерских номинациях и за ансамблевость исполнения. Ведущие критики страны неизменно отмечают мастерство кукловождения челябинских артистов, сравнивая их степень владения куклой с ведущими актерами-кукольниками мира. И это неслучайно - традиции, заложенные ведущим мастером режиссуры Валерием Вольховским, Мастером, чье имя носит Челябинский кукольный, сильны в театре и по сей день, секреты мастерства профессии, нюансы техники кукловождения передаются из поколения в поколение.

Безусловно, Валерий Вольховский явился для театра даром судьбы, стал самой выдающейся фигурой в истории как челябинского, так и российского театра кукол, изменившим традиционные представления об этом виде искусства. Вольховский в содружестве с выдающимся художником Еленой Луценко привели на сцену театра большую драматургию: Ж. Ануй, А. де Сент-Экзюпери, Б. Брехт, Н.В. Гоголь... Спектакли «Соломенный жаворонок», «Процесс над Жанной д'Арк. Руан. 1431 год», «Маленький принц», «Карьера Артуро Уи, которой могло и не быть», «Мертвые души», «Аистенок и Пугало» покорили зрителей, как в стране, так и за рубежом. В 1979 спектакль «Соломенный жаворонок» был с успехом показан на фестивале в Шарлевиль-Мезьере, а в 1985 спектакль «Мертвые души» получил Гран-при и диплом за режиссуру на фестивале в венгерском городе Печ.

Детские спектакли Вольховского обладали особой сценической и человеческой интонацией: на ярком театральном языке, без назидания и снисходительности они говорили с маленьким зрителем о необходимости познания мира во всем его многообразии, о добре и зле, поиске своего места в жизни, об истинных и мнимых ценностях. Некоторые из них, такие как «Аистенок и Пугало», «Белоснежка и семь гномов», «Бука» до сих пор в репертуаре театра. На них выросло уже не одно поколение, но каждый спектакль по-прежнему современен, актуален и способен составить конкуренцию зрелищам любого вида и толка. Именно Вольховский поднял искусство кукольного театра на небывалую эстетическую и этическую высоту, создал театр-дом, традиции которого бережно хранит нынешнее поколение.

Поиски и свершения Валерия Вольховского неплохо натренировали труппу, вселили в актеров уверенность в себе, доказали, что артист-кукольник способен работать не только за ширмой, но и выходить в «живом плане». А потому, когда в театре появился Михаил Хусид - режиссер иного творческого направления, мастер обостренной формы, артисты с радостью пошли на эксперимент. Хусид осуществил на челябинской сцене несколько интересных новаторских постановок для взрослого зрителя. Это, прежде всего, спектакли «Что было после спасения» по рассказам Д. Сэлинджера и Р. Яна и «Я, Фауст...» - своеобразный опыт театрального авангарда, который потом успешно гастролировал по Германии.

Постепенно театр формировал вокруг себя своеобразное интеллектуальное поле, создавая свой круг умного зрителя, который ожидал от театра серьезного разговора и получал его. Созданное в 1988 году внутри Челябинского театра кукол творческое объединение «Черный театр» доказало, что на серьезные темы можно говорить посредством смеха и черного юмора. Создатели театра Александр Борок и Сергей Плотов выступали в нем в качестве актеров, режиссеров и сценаристов. «Черный театр» быстро приобрел известность, любовь зрителей и признание профессионального сообщества. Бороком и Плотовым были придуманы, написаны, поставлены и сыграны спектакли: «Спокуха, Маша!» (рок-опера по повести А.С. Пушкина «Дубровский»), «Рассказы о Ленине», «Вещь» (по Д. Хармсу), «Невольные переводы из Шекспира» («ГамлЕт», «ОТеЛЛО»), а также множество концертных программ и «капустников». «Черный театр» неоднократно становился лауреатом международных фестивалей в Санкт-Петербурге, Архангельске, Рязани, Перми, Нижнем Новгороде, а также был пятикратным призером Всероссийского фестиваля театральных капустников «Веселая коза».

Спустя несколько лет Александр Борок стал главным режиссером Челябинского театра кукол, поставив провокационный спектакль «История болезни». В качестве литературной основы были взяты куски из пьес и прозы, в которых идет речь о театре и актерах, смонтированные в одну историю по ассоциативному принципу. Пять артистов на протяжении двух часов существовали на сцене в «живом плане», проигрывая монологи и сюжеты, вошедшие в историю мировой литературы и драматургии. Кто-то принимал спектакль безоговорочно, кто-то называл «капустником», но в любом случае «История болезни» стала событием для Челябинского театра кукол, продолжив славную историю другой легендарной постановки в «живом плане» - «Истории любви», поставленной тремя годами ранее Сергеем Плотовым и Александром Бороком. Этот музыкальный спектакль для пяти актрис по городским дворовым песням ХХ века стал событием поистине российского масштаба: он был участником и лауреатом нескольких российских и международных фестивалей, был записан и неоднократно показан телеканалом «Культура».

Какое-то время «История любви» была рекордсменом по поездкам на фестивали, пока с приходом в театр директора Ирины Левченко не возобновилась активная гастрольная и фестивальная деятельность театра в принципе. За последние пять лет театр выезжал на фестивали регионального, федерального и международного значения 11 раз и неоднократно становился лауреатом. Был участником международного фестиваля театров кукол стран Причерноморья в рамках культурной олимпиады «Сочи-2014». Участвовал в фестивалях «Гостиный Двор» в Оренбурге, «Золотой конек» в Тюмени, «Петрушка Великий» в Екатеринбурге, «Рязанские смотрины» в Рязани, «Театральное поволжье» в Уфе, «Театр кукол без границ» в Москве, фестивалях в Ярославле и Березниках (Пермский край). Громко заявил о себе на III Международном кукольном карнавале в городе Алматы (Казахстан), на международном фестивале «Я - мал, привет!» в Новом Уренгое, «БТК-фест» в Санкт-Петербурге и, конечно же, в фестивале «Детский Weekend» - специальном проекте «Золотой Маски», куда приглашаются лучшие детские постановки, и где челябинские кукольники сыграли свой дважды золотомасочный спектакль «Удивительное путешествие кролика Эдварда».

Кроме того, театр выезжал с обменными гастролями в Уфу, Оренбург, Санкт-Петербург. На своей площадке провел при поддержке Министерства культуры РФ и московского творческого объединения «Культпроект» Международный фестиваль театров кукол «Ковчег», за девять дней которого показал челябинским зрителям 38 спектаклей.

Есть у театра и свой собственный фестиваль - «Соломенный жаворонок», который впервые состоялся в 2006 году. А в 2011 году главный режиссер театра Александр Борок придумал новую концепцию и с 2012 года фестиваль собирает исключительно взрослые спектакли, возвращаясь тем самым к традициям репертуара для взрослого зрителя, заложенным Валерием Вольховским. И если на первом фестивале театр принимал гостей Урало-Сибирского региона и средней полосы России, то прошедший в 2014 году фестиваль значительно расширил свою географию: Хабаровск, Благовещенск, Киров, Ставрополь, Москва, Санкт-Петербург, Италия, Республика Беларусь, что говорит о растущем статусе. Нынешней осенью состоится уже пятый по счету фестиваль, которым театр завершит юбилейный 80-й сезон.

Созданный более полувека назад энтузиастами своего дела, актерами драматического театра Ниной и Павлом Гаряновыми, которые искренне и беззаветно любили куклу, маленький провинциальный театр, поначалу даже не имевший своего здания и постоянной труппы, на сегодняшний день приобрел статус одного из ведущих театров кукол России и доказал, что может ставить перед собой самые разнообразные творческие задачи, выходить в своей деятельности за пределы привычного, органично и успешно существовать в условиях современного мира. Так, театр ведет активную работу по участию в конкурсах на получение грантов, в результате которой были получены гранты Президента РФ и Союза театральных деятелей РФ. В рамках программы «Театральный мир» театр дважды выигрывал гранты на постановку спектаклей в сумме 1 миллион рублей каждый.

Сотрудничает театр и с детскими благотворительными фондами, библиотеками, музеями, организуя выставки и тематические мероприятия, плотно работает с многодетными семьями, детскими домами и интернатами. Подобное сотрудничество дает прекрасную возможность общаться со зрителями вне сцены. В новых постановках театр использует современные технологии вплоть до создания видео эффекта ЗD на театральной сцене, не забывая при этом своих исконных родовых признаков.

Сегодняшний Челябинский театр кукол является носителем традиций российской и мировой кукольной культуры, осмысливающим классическое наследие в свете духовных запросов обновляющегося российского общества. Театр формирует свой репертуар для всех возрастов на основе лучших произведений отечественной и мировой литературы, в том числе классической. Коллектив находится в прекрасной творческой форме, все полны новых замыслов и творческих планов в освоении сложного языка древнего и вечно молодого искусства театра кукол.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.