Златоуст. Гольдони выстрелил и... в - яблочко!..

Выпуск №1-191/2016, В России

Златоуст. Гольдони выстрелил и... в - яблочко!..

Златоустовский государственный драматический театр «Омнибус» завершил свой 96-й театральный сезон. Труппа ушла на каникулы, отвесив уважаемым зрителям дружный и романтичный поклон. Это тем, кто успел побывать на премьерных и первых спектаклях «Венецианские близнецы» по пьесе Гольдони. А тех, кто не успел, оставила с вопросом: «Когда нам можно увидеть «Близнецов?» Потому что круги по воде разошлись сразу же после премьеры. И не потому что в небольшом городе. Просто - резонанс хороший!

Одним словом, родной «Омнибус» порадовал своего зрителя. Такое бывало и не раз. Но в этот раз - по-особенному. Сработала мощная «театральная смесь»: драматургический материал, арсенал режиссерских ходов и находок, погружение актеров в драматургию и замысел режиссера. Также в плюс сыграло все: оформление спектакля, музыка и песни, костюмы и даже время (в широком смысле) выхода спектакля. Премьера состоялась весной, когда после затяжной уральской зимы так хочется тепла и обновления в природе и в жизни. Из уральской глубинки зрители перенеслись в жаркую Италию и стали участниками курьезно-поучительной и романтической истории, разыгравшейся в городе Вероне в середине XVIII века.

- Начнем с того, что Гольдони «зацепил» актеров, - поделился соображениями главный режиссер «Омнибуса», режиссер-постановщик «Венецианских близнецов», заслуженный деятель искусств России Борис Горбачевский. - Зацепил и сцепил воедино большой коллектив труппы нашего театра, который почти полным составом вышел к зрителю, чтобы рассказать о чести и любви, о преградах, которые неизбежны на их пути. И получилось! Об этом говорит послепремьерная атмосфера в театре, в городе. О спектакле говорят.

Получается, что Гольдони вместе с Горбачевским и всеми, кто сделал спектакль, попали в яблочко. Ведь постановке спектакля предшествовали хорошие, но не простые перемены в жизни театра. Дело в том, что недавно в достаточно устоявшуюся театральную семью «Омнибуса» влились молодые актеры. Аж восемь человек! Было о чем задуматься известному тандемному дуэту: главному режиссеру и директору театра - Борису Горбачевскому и Александру Романову.

- Почему Гольдони? Когда в театр пришли восемь молодых актеров, мы поставили перед собой задачу подобрать пьесу, где бы они полновесно поработали. Не в эпизодах, а в центральных больших ролях, - рассказал после премьеры Борис Горбачевский. - Классическая комедия Карло Гольдони - очень благодатный материал. Человеческие отношения - тема неисчерпаемая и актуальная. Как и, увы, нравы общества, где процветают цинизм, крушение идеалов. Именно этому молодые герои спектакля - братья-близнецы и их возлюбленные девушки - противопоставляют свои романтические, чистые чувства. По-разному, но всегда искренне.

Когда «словесные искры» бессильны, в ход идут шпаги! Герои спектакля «Венецианские близнецы» не шутят, когда выясняют отношения прямо на сцене. А зрители как свидетели нешуточной схватки всерьез переживают за актеров, ведь лезвия оружия сверкают по-настоящему и колются тоже. Но, по словам главного режиссера театра, молодые актеры так отработали сцены «боев», что он был за них спокоен. Зато какой выплеск энергии!

Действительно, несколько комедийных интриг, которые счастливо для одних и несчастливо для других раскрываются к концу спектакля, помогают держать его накал.

- Драматургия требовала зрелищности, маскарада, праздника, и молодежь выдержала, - продолжил разговор Борис Сергеевич. - Вся труппа радовалась их первым радостям: непосредственным и по-юношески очень милым. Шьют костюм - радость! Примерка - радость!.. И праздником души им удалось заразить всех собратьев по сцене, а потом вместе выплеснуть в зал на зрителя эту энергетику праздника. А посему персонажи Гольдони смотрелись органично, не вычурно и психологически честно. Понимаете, в театре запахло «студийностью», свежестью. И зритель это почувствовал сразу. Нас замучили вопросами: «Когда будут «Близнецы»? Думаю, этим спектаклем мы сделали несколько верных «политических» шагов. Имидж театра - большое дело. О будущем необходимо думать каждый день. Думать и делать. У нас не принято «отходить», отдыхать после очередной работы. Принято готовить сразу несколько параллельных спектаклей.

«Венецианские близнецы» - классика, по словам главного режиссера, ставшая хорошей проверкой для молодых актеров. Более того, они психологически выросли к премьере и продолжают расти от спектакля к спектаклю. Ведь спектакль - живой организм, который меняется, трансформируется, шлифуется, являясь отличным «тренажером» для каждого актера.

И все же, почему постановка Гольдони в Златоусте дала столь мощный эмоциональный выплеск? «Виновата» мотивация! К молодым актерам не стали долго присматриваться в театре, а загрузили по полной. Они почувствовали свою востребованность и с интересом впряглись в общую работу, заняли свою «ячейку».

Удачный ход конем сделал главный герой, играющий двух братьев-близнецов, которому удалось выполнить режиссерскую установку - сыграть двух персонажей, когда ни один не должен «перевешивать» другого. Актер так «раздваивается», что зритель до конца спектакля чувствует себя «обманутым» и ищет на актерском поклоне второго актера! Такое перевоплощение с успехом далось актеру Глебу Баканову. Вместе с этим спектакль родил героя. Для театра, города - большая удача. Бывает, что актер десятки лет работает в театре, но известности не получил. И так, увы, случается.

В «Близнецах» произошли и другие открытия молодых актеров. Разве можно не заметить на сцене Илью Сумбаташвили? Арлекин! Да еще какой! Его оптимистического заряда хватает на всех, кто на сцене и в зале. А чувство ритма такое, что держит тонус любой самой эксцентричной сцены спектакля.

Своими гранями жизнь спектакля наполняет Влад Василенко. Известно, что романтического героя найти архисложно. Рациональность сегодня превалирует и побеждает в людях, и все чаще проникает на сцену. Но, слава Богу, это не о Гольдони, не об «Омнибусе».

- Если режиссер четко ставит задачи, - говорит Глеб Баканов, - все получается. Братья - два разных человека, хотя и близнецы. Так бывает в реальности. Обе роли выверены режиссером: работает не только образ, но и детали костюма, реквизит - все! Особо мой герой обращается к молодому зрителю, и мне хочется, чтобы после спектакля он становился душевно чище, добрее, благороднее. Доволен ли я тем, что получилось на премьере? Судя по аплодисментам и теплому приему, наши старания были оценены. Но и после премьерного успеха есть над чем еще работать: как известно, нет предела совершенству.

Об этом же говорила и другая героиня спектакля Розаура-Фламения, красивая и трепетная девушка.

- Эмоции девушки-подростка, которая ждет встречи с женихом, - вот что мне хотелось раскрыть в этом образе, - сказала актриса Марина Рахматуллина. - Надеюсь, у меня получилось. Хотя это было непросто. Совсем другая роль для меня в этом сезоне. В «Ревизоре» я играла Марью Антоновну. И спектакль мне казался тяжелым в плане работы над ним. Когда взялись за «Близнецов», это оказалось еще сложнее. Вы говорите, что из зала все смотрится легко, но это потому, что за легкостью стоит тяжелая работа. Режиссер поставил пьесу Гольдони так, что все актеры органично взаимодействуют друг с другом. А почему? Потому что все и все на своих местах!

Есть в новом спектакле очень приятная «изюминка». Песни. Их поют сами актеры. И с ними еще больше для зрителя раскрывается внутренний мир героев, их совершенство и изъяны, льется любовь. Тексты песен написал актер Игорь Вершинин, музыку - директор театра Александр Романов. Постановку сценических боев осуществили Глеб Баканов и Кирилл Букин. Сцена, безусловно, привлечет зрителя яркими и сочными красками декораций, отражающих карнавальную Италию. Их автор - художник-поставновщик Виктор Хлыбов, уже знакомый златоустовскому зрителю. Тем же хороши яркие наряды героев, созданные по эскизам художника по костюмам Лили Файзулиной.

- Этим спектаклем мы завершаем юбилейный сезон, в котором зритель увидел пять новых спектаклей, что говорит о хорошем состоянии театральной семьи, - отметил Борис Горбачевский. - Хорошим знаком является и то, что в «Венецианских близнецах» рядом работает наша молодежь: Марина Рахматуллина, Глеб Баканов, Кирилл Букин, Марина Багина, Влад Василенко, Виктория Кауц, Илья Сумбаташвили и Сергей Гузенко и уважаемые, опытные актеры «Омнибуса»: Юрий Чулошников, Вячеслав Борисов - заслуженные артисты РФ и актеры Игорь Вершинин, Александр Антонов.

Это хороший сплав.

Получается, что «Венецианские близнецы», неувядающая классика, своей темой, своим духом романтизма подпитали наш город, каждого, кто пришел и еще придет на спектакль.

  • Сегодня в мировом общечеловеческом пространстве затяжная темная полоса. Зрителя нужно лечить, устраивать праздники. И драму ставить так, чтобы она врачевала души, - замечает Борис Сергеевич. - Моя задача поставить спектакль, чтобы зритель забылся, унес ощущение праздника и жил с ним. Искусство должно напоминать, что чередование «белых» и «черных» полос, удач и поражений - это и есть сама жизнь. Только преодолевать сложности лучше с радостью. Без романтического героя личность не развивается. Он необходим всем поколениям и во все времена. Сегодня очень важна репертуарная политика. Мы с директором театра Александром Сергеевичем Романовым относимся к этому весьма и весьма строго. Сегодня, к примеру, репертуар будущего сезона уже практически готов. Репетируются два спектакля. Афиши висят, зритель читает, ждет открытия нового, 97-го театрального сезона.

 

Фото Владимира НАКОРЯКОВА

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.