Мастерство актеров / X Межрегиональный театральный фестиваль им. Н.Х.Рыбакова

Выпуск №1-191/2016, Фестивали

Мастерство актеров / X Межрегиональный театральный фестиваль им. Н.Х.Рыбакова

С 11 по 19 мая в Тамбове проходил юбилейный Рыбаковский фестиваль. Его уникальность и особенность для театральной России в том, что это актерский фестиваль. Члены жюри оценивают, прежде всего, самобытность и профессиональное мастерство актеров провинциальных театров.

Жюри фестиваля возглавляли известные российские артисты и театральные критики. Председатель десятого юбилейного фестиваля: народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии РФ, премии «Золотая Маска», актриса Московского художественного театра имени А.П. Чехова - Ольга Михайловна Яковлева (Москва).

Открыл десятый юбилейный театральный фестиваль имени Н.Х. Рыбакова Московский драматический театр на Малой Бронной спектаклем «Конкун», по пьесе современного испанского драматурга Жорди Гальсерона в постановке заслуженного деятеля искусств РФ Сергея Голомазова. Пьеса написана в жанре психологической драмы о возрастном кризисе и усталости друг от друга двух семейных пар, о трагедии семей, чье «счастье» было построено на глубоко припрятанной лжи и насилии. Действие пьесы происходит в курортном испанском городке Конкун, где отдыхают на пляже две семейные сорокалетние пары, знакомые двадцать лет. Режиссер определил жанр спектакля как «полнолуние без антракта». События пьесы развиваются в течение суток, раскрывая историю природы человеческого насилия.

Спектакль поднимает очень важные для каждого проблемы: имеет ли право человек брать на себя роль вершителя судеб своих ближайших друзей? Может ли человек из-за каких-то своих потребностей и амбиций принимать решения за будущее людей, которые находятся рядом с ним? Каковы мера и степень ответственности человека за совершенный им поступок? К чему приводят интриги, вызванные желанием выстроить чужую судьбу в угоду своим интересам и своему потребительскому пониманию счастья? Московские актеры и режиссер показали высокую планку мастерства и задали хороший тон началу фестиваля.

Конкурсную программу фестиваля открыл Рязанский театр драмы спектаклем «Король Лир» У. Шекспира в постановке Гюльнары Галавинской.

В главной роли - короля Лира - заслуженный артист РФ Александр Зайцев, выпускник 1980 года кафедры режиссуры и мастерства актера Тамбовского филиала МГИК. По окончании института Александр сразу был принят в труппу Рязанского театра, стал его ведущим актером. За насыщенную творческую жизнь в театре он создал множество образов: Сталина, Наполеона, Клавдия в «Гамлете» и другие. Ему подвластны трагедия и комедия, фарс. Последняя сложнейшая роль - короля Лира, за исполнение которой он стал победителем областного конкурса «Зеркало сцены» в номинации «Лучшая мужская роль».

Давно на тамбовской сцене так не звучал Шекспир с его мощной мыслью, масштабностью, современными ассоциациями. Спектакль спорный, так как режиссерская фантазия фонтанирует приемами, порой без соблюдения чувства меры. Но в нем все подчинено целостному образу: и декорации, лаконичные, строго функциональные, музыкальное, световое оформление. На сцене много соломы, песка, железа, двигаются софиты. Костюмы решены условно, стилизовано. Но главное, зритель услышал слово Шекспира в переводе Б. Пастернака. Трагедия требует при актерском воплощении высоких мощных страстей, скупой графической четкости мизансцен, и это удалось в спектакле. На сцене как бы пространство «политической кухни». В глубине - карта государства, составленная из верноподданных, на первом плане большой стол для заседаний. Все ждут короля. Костюмы соответствуют дворцовому дресс-коду - белый верх, черный низ у женщин, строгие костюмы, красные галстуки, котелки у мужчин. Лир предстает деспотом, не терпящим возражений при разделе королевства. Изгоняет Корделию, любимую дочь, не захотевшую лгать как сестры. В замке Гонерильи он предается дикой вакханалии, оргии, устраивая «кабак и балаган». Такого отца никто бы не пустил на порог. В первой части спектакля Лир не вызывает никакого сочувствия. Зайцев играет героя вздорным, взбалмошным властолюбцем, человеком стихийного темперамента. Отдав королевство дочерям, Лир хотел доказать, что он сам по себе велик и после отречения требует таких же благ как и прежде. Но власть личного превосходства оказалась иллюзорной. Предательство дочерей, изгнание, глубокое потрясение почти сводит его с ума. В финале происходит запоздалое прозрение и покаяние Лира, что вызывает сочувствие зрителя. Александр Зайцев раскрыл трагедию человеческого крушения, слепоты, прозрения, которое приходит слишком поздно.

Член экспертного жюри, театральный критик Ольга Галахова сказала во время обсуждения спектакля: «На мой вкус работа Лира убеждает. Есть А. Зайцев, и есть все остальные. Для меня, смотревшей спектакль второй раз, когда появляется этот артист, тогда и возникает смысл. Когда он говорит, сразу внятен смысл, сразу есть акцент смысла, сразу есть энергия. Чрезвычайно интересно наблюдать за артистом».

И конечно, нельзя не согласиться с Ольгой Галаховой, что центр спектакля - король Лир в исполнении Александра Зайцева, сумевшего создать многогранный сложнейший образ, показать процесс развития роли, продемонстрировать высокий художественный уровень профессионального актерского мастерства.

Общеизвестно, что классика - школа актерского мастерства. Каждый актер после работы в классических спектаклях растет профессионально. Тамбовский театр драмы представил на конкурс спектакль по пьесе А.Н. Островского «Волки и овцы» в блестящей постановке заслуженного деятеля искусств РФ Аркадия Фридриховича Каца, одного из старейших режиссеров, создателя знаменитого не только в России - Рижского русского театра драмы.

Спектакль привлекает тем, что режиссерская мысль ненавязчиво выражена через актера, а не через внешние приемы. Все компоненты спектакля заслуживают одобрения. Декорации и сценография красивы и изящны. Театральный игровой реализм сразу вводит зрителя в жанр комедии. Актерскую игру отличает яркость приспособлений, легкость (Горецкий, Чугунов, слуги). Перехват энергии друг у друга рождается из непрерывности общения. Спектакль «Волки и овцы» - живой, наполненный энергией актеров, воспринимается в целом как спектакль ансамбля. Очень важно, когда в театр приходит такой режиссер, как А. Кац, который умеет раскрыть потенциальные возможности актера, учитывая конкретную индивидуальность человека.

Жюри отметило великолепную работу Алексея Дульского в роли Мурзавецкого, абсолютно точную, достоверную, человечную. Хороша и убедительна в роли Глафиры Анна Тимошина, актриса с прекрасными внешними данными. Органичен и ярок в роли Горецкого Вячеслав Шолохов, в роли Купавиной - Катя Буй. Но самой высокой оценки заслуживает народный артист РФ Юрий Томилин в роли Чугунова, очень точно выстроивший внутреннюю линию роли в каждую секунду сценического времени.

Отрадно, что актерам Тамбовского театра выпало счастье работать с таким Мастером как Аркадий Кац.

Спектакль Нижегородского государственного академического театра драмы имени М. Горького «Третья правда, или История одного преступления» О. Михайловой (режиссер-постановщик Вадим Данцигер) стал одним из ярких событий, на которые так богат оказался юбилейный фестиваль. Пьеса заказная, написанная драматургом к 300-летию Нижегородской губернии, но, по словам члена жюри, председателя Общественной палаты, доктора политических наук В.Ф. Пенькова: «Поставлена и так сыграна, что стала театральным событием благодаря блестящей игре актеров, создавших «жизнь человеческого духа» на сцене».

В пьесе как бы два пласта: один - серьезный, идейный - конфликт между двумя выдающимися деятелями России: государственником П.А.Столыпиным и гениальным писателем Л.Н.Толстым на основе их переписки. За основу драматург взяла аграрную реформу Столыпина, которую тот считал делом своей жизни. Он отстаивал необходимость передачи земли в частную собственность. Его оппонент Лев Толстой - за отмену частной собственности, утверждая, что земля - божья и никто не имеет права ею распоряжаться.

Очень сложно играть исторические персонажи, но режиссеру и актерам удалось избежать картонности, схематичности, раскрыть человеческие качества двух выдающихся людей России. Заслуженный артист РФ А. Мюрисеп играет не старца-мудреца, а живого, темпераментного Льва Толстого. Мудрость, величие и значимость его раскрываются через действие.

Петр Аркадьевич Столыпин в исполнении заслуженного артиста РФ С. Блохина предстает умным государственником, убежденным в своей правоте.

Второй пласт - расследование адвокатом Яншиным криминальной истории: убийство свекра крестьянкой Пензенской губернии. Центральное место действия - вагон, в котором происходят сцены спора, дискуссии между Столыпиным и Толстым. Спектакль начинает и заканчивает адвокат. Вначале он уверен в невиновности крестьянки и обращается за помощью к Столыпину и Толстому. Лев Толстой считает, что за преступление должно отвечать перед судом, так как никто не имеет права отнимать жизнь у человека, это право божье.

Столыпин предлагает привести арестованную на место преступления и по ее поведению определить, виновата она или нет.

Крестьянка убеждена, что она должна понести наказание за содеянное. На месте преступления она признается, что убила свекра топором, что сожительствовала с ним и прижила от него сына. Мотив убийства - угроза свекра отдать сына в солдаты за инакомыслие, посягательство на физическую близость в тот роковой день. Столыпин с Толстым приезжают на место преступления, в Пензу, чтоб разобраться в деле, но опоздали. Адвокат сообщает, что крестьянка удавилась до суда. Режиссеру удалось композиционно соединить эти два пласта в единую историю, где поднимаются проблемы будущего России, идет спор о собственности, о судебной реформе, о совести, о морали.

Спектакль Нижегородского театра убедил, что это один из лучших театров России по составу актеров, по их одаренности. Зрительный зал с замиранием сердца следил за развитием действия на сцене, слушая текст. Актеры нижегородского театра великолепно владеют сценической речью.

«Кредо этого театра - жизненная правда. Чудом правды, мастерством создают они живые человеческие характеры. Этот спектакль заслуживает высокой оценки по актерскому исполнению», - отметил на обсуждении театральный критик Н. Жегин. «Торжеством актерских дарований» назвал спектакль заслуженный деятель искусств РФ В. Подгородинский.

Удивительный спектакль «Носферату» Н. Коляды показал Молодежный театр «Ангажемент» имени В.С. Загоруйко из Тюмени в постановке Олега Гетца. Спектакль - призер и участник пяти международных фестивалей: «Коляда Plays», «Реальный театр» (2009 г.), «Молдова Фест» (2010 г.), «Театр Чехова. Ялта» (2011 г.), «Новые-2013».

Два стареющих актера-комедианта везут повозку со старыми облезлыми чемоданами и клеткой. Повозка останавливается в центре сцены на заднем плане и на глазах зрителя актеры переодеваются. Один надевает белое платье в горошек, растоптанные туфли, старомодную шляпку и перед нами - Амалия Носферату, другой - темный балахон - костюм Вороны, клетку и начинается трогательная грустная история жизни героини, пра-правнучки участника декабрьского восстания 1825 года и ее верной спутницы жизни Вороны. Амалия хочет отдать областному драмтеатру старые вещи, которые могут пригодиться для спектаклей. Она называет их своим богатством. С каждым предметом связан памятный этап жизни - детство, юность, любовь, горькое замужество, гибель сына. От юности остался старый приемник с перегоревшими лампами, от замужества папка с вырезками некрологов из газет, которыми увлекался муж, от сына - портрет. Но эти вещи - пустой, никому ненужный хлам, такой же, как и вся жизнь Амалии. Амалия говорит, что хочет поделиться своим опытом, «духовным богатством», тем, что накоплено за долгие годы. Но жизнь ее была устроена так, что кроме одиночества, бесприютной старости, ветхого хлама и старой вороны в клетке ей нечего отдать. В одном из чемоданов оказывается блестящий костюм клоуна, она просит найти ей мальчика - фокусника, которому будет впору эта рубашка-апаш, мечтает передать ему свой опыт комедианта и свершится чудо: и воспоминания, и старая рухлядь, и прошлое Амалии обретет смысл... Но мальчика нет.

Пьеса в одном действии Н. Коляды «Носферату» из цикла «Кренделя» отличается от других пьес драматурга: она написана в форме монологов Амалии, которые сложно сыграть на сцене. Но два мастера, заслуженные артисты РФ Леонид Окунев (Амалия) и Игорь Кудрявцев (Ворона) блестяще справляются с этой задачей, продемонстрировав высочайшую планку актерского профессионализма. Зрителей совершенно не смущает, что мужчины играют женщин, настолько это сыграно просто, искренне, серьезно, глубоко, при непрерывности общения, «петелька к петельке». Вот открывает Амалия первый чемодан, достает красный бантик, прикрепляет его на макушке; мелом рисует классики и начинается сцена воспоминания детства.

Во всех сценах-воспоминаниях ее партнером оказывается актер, исполняющий роль Вороны, превращаясь то в мальчишку, то во влюбленного парня, то в мужа, то в сына, то снова в Ворону. В финале спектакля актеры снова переодеваются уже в свою одежду, укладывают чемоданы на повозку. Исполнитель роли Амалии достает старые истоптанные за тридцать лет жизни на сцене башмаки и предлагает их театру, но и они никому не нужны. Это спектакль и о трагической судьбе актера.

Жюри высоко оценило исполнительское мастерство актеров. «Печальной драматической поэзией» назвала спектакль Ольга Галахова, отметив, что мы редко видим на сцене эстетику бедного театра, истончилось актерское мастерство. Этот спектакль наилучшим образом вписывается в актерский фестиваль имени Н.Х. Рыбакова. Народная артистка РСФСР Ольга Яковлева приняла его сразу и до конца, не найдя никаких изъянов, призналась, что возникло ощущение грусти, личные ассоциации. «Актеры так проникновенно разговаривали со зрителем о простых жизненных категориях: детство, юность, первая любовь, замужество, утрата сына, кому отдать наследство, так сыграли человеческое осознание своей неудавшейся жизни, что это глубоко затронуло душу». В. Подгородинский назвал спектакль «теплым, душевным, в котором на сцене царствовал актер». Спектакль тюменского театра восторженно был принят зрителем. Аплодисменты сопровождались криками «Браво».

Настоящим подарком для тамбовского зрителя стал спектакль пермского театра «У Моста» «Калека с Инишмана» Мартина МакДонаха, современного ирландского драматурга в постановке Сергея Федотова. Театр «У Моста» одно из ярчайших явлений современной театральной жизни. В октябре этого года ему исполняется 26 лет. «У Моста» - авторский театр. Его создатель - Сергей Федотов, заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ, Лауреат Национальной премии Чехии, Лауреат премии Правительства РФ - один из самых интересных современных режиссеров, настоящий подвижник театра. Вручая Сергею Федотову «Золотую Маску» в 2010 году за спектакль «Калека с Инишмана», председатель жюри фестиваля, ректор Школы-студии МХТ имени А.П. Чехова Анатолий Смелянский назвал этот театр художественным явлением, неким Маяком, поддержкой русского периферийного театра, «который, оказывается, может жить достойно, осознанно, осмысленно и художественно».

Репертуар театра включает лучшие образцы русской и европейской классики, новейшей зарубежной драматургии, театральные постановки на стыке разных жанров. С. Федотов - первооткрыватель ирландского драматурга Мартина МакДонаха. Единственный в мире режиссер, который поставил семь его пьес. Театр «У Моста» участвовал в 149 российских и международных фестивалях, вошел в 2011 году в десятку лучших театров России по рейтингу журнала FORBES. «Театр Федотова - это феномен, возникший на пересечении точного, внимательнейшего понимания русских традиций психологического театра и яркого, оригинального мышления пермского режиссера, вдохновленного идеями Михаила Чехова, Ежи Гротовского», - утверждает известный режиссер, профессор РАТИ Леонид Хейфец. Художественный метод Сергея Федотова направлен на развитие психофизики актера, его способности работать с внутренней энергией и своим подсознанием.

Постановки Федотова являются мостом между реальным и потусторонним, сознательным и бессознательным, бытовым и мистическим. Мистика это и мировоззрение режиссера и метафора его художественного метода, авторского преломления системы психологического театра; развития умений актеров языком театра воплощать на сцене глубинное, относящееся к сфере человеческого подсознания.

Режиссер Федотов ощущает театр «как Загадку и Тайну, как некое мистическое поле, погружаясь в которое, актер и зритель существуют в каком-то новом космическом пространстве, в котором есть белое и черное, Бог и дьявол. Каждый выбирает свое. Я выбираю Бога». В театре «У Моста» отсутствует конкуренция в дурном смысле, поддерживается благожелательная атмосфера, но в то же время жесткая дисциплина и требование обязательного участия в коллективном творчестве вне зависимости от занятости в сцене, в репетиции. Перед каждым спектаклем режиссер и актеры «греют» сцену, обживают ее. Каждый день в театре проводят тренинги или сами актеры или приглашенные мастера.

Театр «У Моста» - актерский. Федотов воспитывает артистов, постоянно следит за их развитием, обсуждает спектакль после каждого показа. Поэтому режиссер и актеры сумели создать в спектакле «Калека с Инишмана» особую атмосферу на сцене, плотную, густую бытовую и поэтическую, сумели «загипнотизировать» зрителя энергетикой созданной и детально продуманной, и декорацией, и музыкой, и светом, и потрясающей, проникновенной игрой актеров. Спектакль покорил жюри и зрителей высокой насыщенностью эмоций, интересным освоением пространства, сюжетом.

Члены жюри отметили высокий постановочный уровень спектакля, сценографию, актерский ансамбль, «удивленное восхищение» работой актеров, глубокое раскрытие темы спектакля, его современность.

19 мая фестиваль завершился. Премии «Актер России» удостоены Заслуженный артист РФ Александр Зайцев, исполнитель главной роли в спектакле «Король Лир» Рязанского областного театра драмы и Заслуженный артист РФ Леонид Окунев, исполнитель главной роли в спектакле «Носферату» Молодежного театра «Ангажемент» имени В.С. Загоруйко (г. Тюмень).

На вручении награды А. Зайцев сказал: «Мне вдвойне приятно получить актерскую награду на столь престижном актерском фестивале, поскольку Тамбов часть моей биографии. С 1976 по 1980 год я учился в этом городе, я провел четыре сумасшедших, потрясающих года, которые остались в моей душе на всю жизнь, поскольку Тамбов это стартовая площадка в моей карьере».

В номинации «За бережное отношение к классике» награжден дипломом и ценным подарком спектакль Тамбовского ордена «Знак почета» драматического театра «Волки и овцы» А.Н. Островского, режиссер-постановщик Аркадий Кац, за музыкальное оформление спектакля Премию имени С.В. Рахманинова получил Игорь Есипович - композитор театра.

В номинации «За вклад в развитие русского театрального искусства» награжден дипломом и ценным подарком Заслуженный артист РФ Сергей Блохин - исполнитель роли Столыпина в спектакле Нижегородского государственного академического театра драмы имени М. Горького «Третья правда, или История одного преступления» О. Михайловой.

В номинации «За лучший актерский ансамбль» награжден дипломом и ценным подарком спектакль Пермского театра «У Моста» «Калека с Инишмана» Мартина МакДонаха.

«За лучшую сценографию», Премию имени художника М.В. Добужинского получил Борис Шлямин - сценограф спектакля «Третья правда, или История одного преступления».

Премией имени Н.Х. Рыбакова в номинации «Признание» награждены актер Нижегородского государственного академического театра драмы, исполнитель роли Льва Толстого в спектакле «Третья правда, или История одного преступления», заслуженный артист РФ Александр Мюрисеп и актриса Липецкого государственного академического театра имени Л.Н. Толстого за исполнение роли госпожи Пернель в спектакле «Тартюф», народная артистка РФ Зинаида Румянцева.

Специальную премию от СТД получила Анна Тимошина - Глафира в спектакле «Волки и овцы» - двухнедельную поездку в Москву на фестиваль «Золотая Маска».

Глава администрации Тамбовской области Александр Валерьевич Никитин выразил слова признательности организаторам фестиваля. «Благодаря Вам полторы недели Тамбов жил волшебным миром театра, наслаждаясь выдающимися постановками замечательных мастеров сцены. В то же время наши дорогие гости могли убедиться, насколько чуткие тамбовские зрители, какая у них добрая душа, а это самое главное!» Глава области сердечно поздравил актеров с заслуженными наградами, пожелал в дальнейшем расширять культурное пространство на театральных площадках городов и районов Тамбовской области, творческих успехов и счастья. «Приближая человека к человеческому, вы делаете трудное и очень нужное дело. Пусть ярко и неустанно светит вам путеводная звезда Мельпомены! Пусть рождаются новые таланты и пусть питает вас великая народная любовь», - сказал губернатор.

Награжденные актеры выразили благодарность администрации города Тамбова, тамбовского театра за прекрасную организацию, отметили отзывчивость, теплоту, добрую энергетику тамбовского зрителя. У зрителей о десятом юбилейном фестивале сложилось впечатление, что он оказался сильнее предыдущих и интереснее по репертуару.

Заключил фестиваль имени Н.Х. Рыбакова спектакль Самарского академического театра драмы «Завтра была война» Б. Васильева (инсценировка и постановка Валерия Гришко). Роли молодых школьников исполняли студенты 3 курса театрального отделения Университета Наяновой, возрастные - артисты театра. Инсценировка очень подробно охватывает все события повести. Спектакль посвящен памяти погибших в Великой Отечественной войне. В начале спектакля появляются на экране фотографии Б. Васильева и его класса, большая часть из которых не вернулись с войны. И заканчивается документальными фотографиями родных и близких участников спектакля и кадрами видео «Бессмертного полка». Весь зал встал, и гром аплодисментов не смолкал продолжительное время. Это был спектакль о памяти всем погибшим, даровавшим нам победу и жизнь.

Фестиваль закончился. Значение его велико не только для благодарного тамбовского зрителя, получившего возможность увидеть прекрасные спектакли лучших провинциальных театров России. Он важен и для актерского и режиссерского сообщества, подарив возможность общения, обмена мнениями, понимания, в каком направлении должен развиваться русский театр. Никакие режиссерские ухищрения, штучки, приемы не заменят глубины исполнения роли, яркой характерности, умения создать на сцене процесс развития роли с ее внутренним действием, вторым планом, актерской энергетикой, способной покорить, потрясти, подчинять себе зрительный зал. Зритель - чуткий барометр, сразу ощущает фальшь, пустоту, наигрыш, режиссерские ухищрения в решении формы спектакля вне раскрытия содержания. Глубоко раскрыть автора, создать эмоциональную атмосферу через все компоненты спектакля и в первую очередь через актера, его среду обитания - задача сложнейшая. Лучшие актерские работы и спектакли фестиваля показали, что настоящий «живой театр», по выражению Питера Брука, жив и будущее за ним.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.