Двадцать второе возрождение птицы Феникс / XXII Международный фестиваль "Славянские театральные встречи" в Брянске

Выпуск №1-191/2016, Фестивали

Двадцать второе возрождение птицы Феникс / XXII Международный фестиваль "Славянские театральные встречи" в Брянске

Май для Брянска месяц знаковый. Ежегодно в первую его декаду признанный центр партизанской борьбы чтит ветеранов Великой Отечественной, а раз в два года в последнюю декаду весны радостно, широко и хлебосольно принимает Международный фестиваль «Славянские театральные встречи», участниками которого становятся театры пограничных Брянщине славянских стран и гости из других регионов России.

С 20 по 30 мая 2016 года этот праздник, эмблемой которого стала вечно возрождающаяся Птица Феникс, состоялся уже двадцать второй раз и был посвящен 90 летию Брянского театра драмы имени А.К. Толстого.

Нынче на фестивале выступили гости из Москвы, Курска, Гомеля, Тулы и Тюмени, Севастополя, Орла и Гродно, Костромы и Донецка.

Какого-то сугубо славянского репертуара в афише не было. Играли русскую и зарубежную классику, пьесы современных российских, белорусских и европейских авторов. Горожане охотно посещали все спектакли, относясь к каждому коллективу тепло и заинтересованно.

С некоторых пор конкурса на фестивале нет. Участники получают равнозначные Дипломы, подарки от учредителей и шефствующих над гостями организаций. Все театры выступают на условиях взаимного равенства, спокойно обмениваясь нажитым за «отчетный период».

Начали творческий форум хозяева. Театр драмы имени А.К. Толстого показал музыкальную комедию «Амуры в снегу» по пьесе Д.И. Фонвизина «Бригадир» (либретто Юлия Кима и Леонида Эйдлина, музыка Григория Ауэрбаха). Поставили эту острую сатиру питерцы: режиссер Борис Гуревич, художник Мария Брянцева и балетмейстер Ирина Шаронова. «Амуры в снегу» история не столько про то, «как за деньги русака немцы офранцузят». Пьеса, ставшая предтечей «Недоросля», весьма многослойна. Сатирические мотивы «Бригадира», этого «базового» шедевра эпохи российского Просвещения, перемешаны в новой версии с темами лирико-драматическими.

Амурное томление героев пылает на зимнем пленере, под жаркие дискуссии о влиянии чужой культуры на русскую духовность.

Авторы музыкальной версии «Бригадира» окутывают все его темы флером иронии. Режиссер Борис Гуревич эту интонацию развивает, сохраняя лирико-драматическое напряжение сюжета и действия. Артисты охотно следуют «извилистым» курсом.

Пусть персонажи зачастую наивны, а одеты по-игрушечному многоцветно, но страсти их весьма полнокровны. Любовная неразбериха, внешне вполне водевильная, искрит и обжигает.

Живя в мягком климате, эти люди и чувствуют горячо, как герои «Весны Священной».

Молодой герой Иван (Дмитрий Ненахов) торопится жить и чувствовать, как учит любвеобильная Франция, а потому свою страсть не скрывает. Советница в блестящем исполнении Олеси Македонской, «сладкая женщина», чье яркое обаяние не исключает хитрости и злости, внезапно для себя самой ощутила жар реальной страсти. Их отношения не пасторальны, а жертвенны.

Одурманен любовной истомой чем-то похожий на блудливого монаха ханжа Советник (Александр Кулькин). Да и Бригадирша, чье простодушие род недуга, а страх греха граничит с безумием, сыграна Мариной Финогеновой на грани фарса и трагикомедии. Здесь многое смешно, потому что правдиво, а правдиво, потому что смешно.

В фестивальной череде постановок по русской классике «Обыкновенная история» И.А. Гончарова в инсценировке В.С. Розова, которую показал Курский драматический театр имени А.С. Пушкина, выглядит куда более академично и предсказуемо.

Режиссер Юрий Бурэ и художник Александр Кузнецов лишь однажды воспользовались «сегодняшними» средствами кино, чтобы показать юного восторженного Сашеньку Адуева по дороге в столицу и в начале его жизни там. Герой едет в пролетке, полный «пейзанского» романтизма. Выглядит это довольно наивно и не слишком убедительно.

Подробности провинциального быта, восторженные девицы и озабоченные дамы с претензиями на житейский опыт и здравомыслие слишком затягивают действие в первом акте. Зато во втором, когда Сашенька, последовательно растеряв «книжные» идеалы при столкновении с реальностью, каменеет сердцем и лицом, превращаясь в фигуру почти механическую, история душевного вырождения обретает истинный драматизм. Молодой артист Дмитрий Баркалов виртуозно и беспощадно анализирует этот процесс, хладнокровно предъявляя его результат.

Мудрый, ироничный, глубоко чувствующий, но скрытный дядюшка героя Петр Иванович в ярком и по-своему страстном исполнении Эдуарда Баранова - завидный пример того, как можно сохранить в тех же обстоятельствах рассудок, характер, душевный покой и сердечную щедрость, никак их не афишируя. Такова же и супруга его Елизавета Александровна. Елена Гордеева играет женщину со смелым сердцем и зоркой душой, немногословную и отважную, откровенную, но хорошо воспитанную.

Содержанием спектакля становится история этого «треугольника», хотя есть тут и другие интересные фигуры, в частности, Поспелов, друг Александра, чья служебная перспектива явлена артистом Алексеем Поторочиным точно и просто. На удивление ярок вполне никчемный, но демонстративно активный Сурков (Виктор Зорькин), фигура почти нарицательная.

И все же главным героем остается Сашенька Адуев, бесповоротно переродившийся духом на двадцать девятом году жизни (кстати, Евгению Онегину нечем было жить уже к двадцати шести годам).

Другим молодым героем, предавшим свое дарование, предпочтя карьеру, стал Егор Дмитрич Глумов из пьесы «На всякого мудреца» А.Н. Островского (Гродненский драматический театр, Республика Беларусь).

Режиссер Геннадий Мушперт и художник Ольга Щербинская увидели в пьесе человеческую комедию в бальзаковском смысле.

Пустая сцена кажется огромной. Нет ни быта, ни уюта. В цветовой гамме преобладает казенное сочетание золотого и черного.

Глумов - Игорь Уланов, молодой человек средних лет, будучи явно талантливым литератором, тянет лямку интриги без вдохновения. Ему среди чиновной элиты жить скучно. Даже финальный монолог о том, что общество, отринувшее его до поры, все же будет в нем нуждаться, он произносит по инерции. Протежирующих ему властных дам Глумов тоже не уважает. Остро чувственные, почти искренние отношения сложились у него лишь с Клеопатрой Мамаевой, в исполнении Оксаны Машинковой женщиной циничной, страстной и умной.

Из прочих обитателей комедии интересно решен гусар Курчаев. Молодой артист Василий Минич сыграл не «вятскую игрушку», залетевшую сюда из водевиля, а затурканного жизнью «маленького человека», грустного, перепуганного и наивного.

Пушкинские сюжеты разыграл на фестивале Брянский театр кукол, с недавнего времени принявший под свою крышу и кукольников, лишившихся собственного здания. Кукольники обратились к «Сказке о рыбаке и рыбке».

Режиссер Павел Акинин и художник Ольга Сидоренко сочинили историю лиричную и трогательную. Безропотность Старика (Егор Краев) в его мытарствах они объясняют пожизненной любовью его к своей Старухе (Елена Сафронова). Неожиданно, но уместно звучат в его устах стихи: «Я помню чудное мгновенье», которыми Старик пытается жену утихомирить и перед самим собой оправдаться.

Действо получилось изящным, даже изысканным. Хороша его цветовая гамма с нежными оттенками сырого песка и морской пены. Забавен хрупкий, но лукавый поэт Пушкин А.С., на пару с котом сочиняющий притчу о человеческой алчности. Мудра и незлобива Золотая рыбка - Наталия Исаева.

С «Пиковой дамой» в ТЮЗе все значительно сложнее.

Режиссер Михаил Мамедов создал авторскую версию сюжета, где ритуальная игра в карты превращается в бал с цыганами, поющими, кроме банального «К нам приехал», хиты из фильма «Табор уходит в небо». Германн долго и многословно объясняется с юной Елецкой. Зачем-то возникает Букинист, слоняющийся по городу со стопкой антикварных книг. Молодые офицеры философствуют как гимназисты. А черствая Графиня похожа на каменного идола.

Радикализм подхода «сработал» лишь при решении пространства. Темные колонны, перемещаясь по сцене, создают внятный образ мрачного мира, чреватого мистикой.

Полагая свой спектакль мелодрамой, режиссер внимателен к трем его героям: Германну, Лизе и Томскому. Молодой артист Александр Курилкин, недавно интересно сыгравший Раскольникова, Германна тоже решает как жертву фантомной идеи. Он страстен, но наивен, бесстрашен, но беззащитен. Лиза - Дина Кострыкина, поначалу слишком тихая, хороша во второй части, когда раскрывается как существо не столько страстное, сколько рассудительное. Интересно развернут образ Томского. Евгений Ковалев играет человека стильного, неглупого, умеющего «держать форму». Жаль, однако, что форма самого спектакля крайне неопределенна.

В двух других постановках по русской классике с формой, а тем более, со смыслом все было в полном порядке.

«Крейцерову сонату» Л.Н. Толстого в Брянске показал Тюменский драматический театр. Спектакль поставил популярный питерский артист и режиссер Александр Баргман (сценография и костюмы Николая Чернышева, пластика Николая Реутова). Композицию сделал и сыграл роль Позднышева артист Александр Тихонов.

Среда и атмосфера действия подошли бы для гоголевских «Записок сумасшедшего», на что у авторов спектакля, кажется, был расчет. Вместо вагона на сцене возникло темное пространство, похожее на антикварную лавку и швейную мастерскую. Пенно белые свадебные платья на штативах, старинные часы, зеркала и мебель, подстаканники, чайники, самовары, горки рафинада на столах - весь этот «вещный мир» несет эмоциональную нагрузку, отражая напряжение, каким непрерывно и хаотично живет Позднышев.

Обаятельное лицо героя постепенно становится болезненно ярким. Молодой тонко чувствующий человек мечется в тупике, заново переживая содеянное и пытаясь убедить (прежде всего самого себя) в праве на ревность и на месть. Сыграно это парадоксально, стремительно и многослойно, без показного мелодраматизма и нарочитых «гастролерских» пауз.

С веселым попурри по чеховским рассказам выступил в Брянске Севастопольский Русский академический драматический театр имени А.В. Луначарского.

Спектакль молодого московского режиссера Никиты Гриншпуна и замечательного художника Ксении Шимановской называется «ТодаСё», отражая принцип отбора рассказов для композиции. Все тут выглядит как бы случайным, мало совместимым и насквозь импровизационным. Но подчинено строгой художественной логике, поскольку любой абсурд прежде всего логичен.

Ряд новелл («Средство от запоя», «Налим», «Хористка») хорошо известны. Другие («Скорая помощь», «Недобрая ночь», «Который из трех») знакомы меньше. Вместе они составили звонкую, суматошную, озорную круговерть наивных желаний, напрасных надежд и беззащитной глупости. Формула «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда» еще не созрела в сознании масс, но неизбежно станет законом русской жизни.

Уморительно смешна женская охота на женихов («Который из трех») или бесплодная мужицкая солидарность в «Налиме», когда даже бессловесная рыба возмущается, не выдержав этого дурного энтузиазма (незабываем в роли Налима Александр Порываев). Драматична «Хористка», где равно слышны и сатира, и грусть. Малодушный Колпаков (Сергей Санаев) не стоит жертв наивной Паши (Нателла Абелева), зато вполне «сочетаем» со своею бесстыжей и лживой Женой (убийственно точна в этой роли Ирина Демидкина).

Сплав жанров - самое трудное, но и самое увлекательное в чеховских сюжетах. Режиссер и артисты смело искали свой способ воплощения этого синтеза, смешав острую характерность, пластическую виртуозность и наслаждение буйной стихией «игры ролями». Успех у зрителей подтвердил, что их опыт удался.

Пьес относительно современных, вроде бы про нынешнюю жизнь, на фестивале оказалось ровно две.

Гомельский драматический театр из Республики Беларусь привез спектакль «Поют ли эльфы?» по пьесе Ярославы Пулинович «Как я стал».

Режиссер Дарья Марченко и художник Татьяна Стысина из молодежной лирической новеллы с явно надуманными проблемами сделали и вовсе «дамское рукоделье». Правда, молодые артисты Дмитрий Байков, Александра Бычкова и Ирина Курако стараются создать портрет поколения со своей интонацией и взглядом на мир (действие, кстати, происходит на крыше).

Оживление внесла эксцентричная дама в явном подпитии, нарядившаяся Карлсоном: актриса, переживая творческий простой, тоже взгромоздилась на крышу, чтобы поведать о своих проблемах. Но пользуется она запрещенными приемами: читает Цветаеву, поет что-то из «Кармен», ходит по самому краю. Сверкающее обаяние опытной Евгении Коньковой пленило зрителей. Но материал ей достался крайне банальный.

Нет особенных открытий и в пьесе Михаила Хейфеца «Rock-n-roll на закате» (Театр драмы имени М. Горького, Тула).

Типичную поделку для мастеров, томящихся без работы, режиссер Андрей Любимов и художник Ирина Блохина ставят, ни на что не претендуя. Лирическая комедия про пожилых людей, которые, борясь с одиночеством, посещают танц-клуб «для тех, кому за...», кажется трогательной и безвредной, выглядит клоном «Старомодной комедии». Но отношения здесь надуманны, а у героев нет ни своей лексики, ни своей интонации.

Конечно, мастера Виктор Чепелев и Ольга Красикова играют ярко и увлеченно. Герой выглядит бывшим начальником, сохранившим обаяние и апломб. Героиня мила тем, что не теряет девчоночьего любопытства к жизни. Но от банальности происходящего все-таки берет оторопь. Хотя, можно оправдаться тем, что все это театр для простодушных зрителей.

«Тиль» Григория Горина с музыкой Геннадия Гладкова и стихами Юлия Кима в свое время стал одним из первых культовых зрелищ «Ленкома». В Брянске эту пьесу показал Орловский театр для детей и молодежи «Свободное пространство».

Режиссер Александр Михайлов, художник Мария Михайлова и балетмейстер Светлана Щекотихина отнеслись к первоисточнику с пиететом.

Тиль (Сергей Козлов) веселил народ, рьяно обличая узурпаторов. Неле (Валерия Жилина), женщина его судьбы, меняя облик, повсюду шла за своим героем. Рыбник Йост (Валерий Лагоша) талантливо ненавидел, доносил и изворачивался.

Но пьеса, созданная 45 лет назад, явно подрастеряла энергетику. Действие оживилось лишь во второй части, когда все стало больше походить одновременно на историю бравого солдата Швейка и на приключения Фан-Фан Тюльпана.

Европейских пьес на фестивале оказалось тоже ровно две.

Камерный драматический театр под руководством Б.И. Голодницкого из Костромы привез драму Жана Ануя «Нас обвенчает прилив» в постановке Ольги и Станислава Голодницких (сценография и костюмы Бориса Голодницкого).

Притча о том, что человеку своей судьбы не избежать, решена театром ярко и напряженно.

Действие развивается в прибрежной полосе: дыхание моря ощутимо постоянно, а суровый морской пейзаж мерещится сквозь дырявые стены неуютного дома.

Выпивоха Отец (Виктор Костицин) живет здесь с неврастеником-сыном Люсьеном (Алексей Дегтярев) и «неуправляемой» дочерью Жанеттой (Виктория Маркина), похожей на юную сивиллу. Сюда является другая его дочь, Юлия (Татьяна Бондик), чтобы предъявить родне своего жениха Фредерика (Дмитрий Пивоваров). Но Жанетта и Фредерик увидели друг друга. А дальше все по Булгакову: любовь - это сумасшедший убийца с ножом в руке, выскочивший из-за угла. Остается одно - бежать от жизни.

Актеры бесстрашно погружают своих героев в наэлектризованную пучину страстей, делая их не персонажами «жестокого романса», а участниками философской трагедии.

«Ведогонь-театр» из Москвы показал философскую комедию немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга «Урод» (худрук постановки Павел Курочкин, художники Соня Кобозева и Ася Скорик, режиссер Андрей Цисарук).

От уже поднадоевших драм из жизни офисного планктона «Урод» отличается изяществом стиля и смелой простотой сюжета.

Талантливый, но уродливый сотрудник корпорации, чтобы выехать в другую страну для презентации своего изобретения, делает пластическую операцию. Но, сменив лицо, неизбежно перерождается. Меняются (уродуются!) все его устои.

Простой сюжет вовсе не однозначен. Артисты находят массу полутонов и оттенков в сложном жанре трагифарса. Главного героя Ильдар Аллабирдин наделяет то лиризмом Бурвиля, то лукавством Вуди Алена. Татьяна Мазур, играя безропотную жену или наглую секс-бомбу, неузнаваемо меняется на глазах зрителей. Илья Роговин и Федор Липатов в ролях второго плана столь же виртуозны в игровой технике и чутки к жанру пьесы.

Действие развивается в стерильном и бесцветном пространстве некой лаборатории, отчего кажется, что герои рискуют не только потерять лица, но и вовсе переродиться в красивые, но бездушные манекены. Когда в финале десяток таких манекенов заполняет сцену, становится смешно и страшно.

Живых людей немного и в мюзикле Максима Дунаевского «Три мушкетера» (Донецкий академический музыкально-драматический театр). Это принципиально для режиссера Василия Маслия (он же хореограф) и художника Андрея Романченко. Стараясь отойти от культового фильма, они создают свою концепцию сюжета.

Действие разворачивается на фоне трех стальных башен - дворцовых, тюремных или монастырских.

Человеческие лица здесь лишь у мушкетеров, де Тревиля и Кардинала. У остальных, включая Бекингема, кукольный грим.

Разряженная в пышные парики и кринолины «светская чернь», механически танцующая томные менуэты на высоченных каблуках, явно склонна к трансвестии. Чего уж ждать от Короля (Сергей Кихтенко), катающегося по дворцу на цирковом велосипеде. Или от Бонасье (чудесная работа Виталия Юсупова), клоуна-неврастеника, «зверски» влюбленного в начальство, что для него, как для всякого негодяя, синоним патриотизма.

Умница Кардинал (Сергей Банников) томится среди этих особей, надеясь привлечь на свою сторону нормальных людей. Однако, мушкетеры явно начали терять интерес к жизни. Появление Д'Артаньяна спасительно прежде всего для них.

Максим Селеванов замечательно играет открытого любви и миру, простодушного, позитивного и бесстрашного человека, который, сам того не сознавая, помогает мушкетерам очнуться от спячки, вернуться в жизнь и вспомнить о рыцарстве. Но, заряжая партнеров «бойцовским» драйвом, Д'Артаньян прежде всего герой лирический, деля эту участь с Атосом (Руслан Слабунов). Правда, лирическая тема в спектакле развивается сложно.

Объекты рыцарского обожания: озорная Констанция (Анна Якубовская-Васина) и томная Королева (Марина Степанова) темпераментом, мастью и статью схожи с коварной Миледи (Виктория Селеванова). Но это объяснимо тем, что они живут в одной, по сути, армейской среде, а на войне, как на войне.

Главной темой этого романтического спектакля остается стремление порядочных людей смолоду хранить честь, исполнять долг и не терять совесть. Только и всего.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.