Влюбленная в театр. Тамара Дегтярёва

Выпуск №1-191/2016, Лица

Влюбленная в театр. Тамара Дегтярёва

В репертуаре Московского театра «Современник» есть замечательный спектакль «Время женщин» по известному одноименному роману Елены Чижовой. Эта постановка из тех, что цепляет за живое, побуждает к размышлениям и состраданию. Одну из главных ролей в ней - ворчливую, властную, гордую, но очень мудрую и добрую в душе Евдокию - играет народная артистка России Тамара Дегтярева. Больше года прошло с тех пор, как я посмотрела этот спектакль, но до сих пор помню проникновенный взгляд Тамары Васильевны во время монолога ее героини.

В эти несколько минут во взгляде актрисы читались вся жизнь и устремления Евдокии. Без слов становилось понятно, что она, как и две другие названные бабушки, отдают обретенной внучке свои силы, знания, воспоминания, любовь и теплоту потому, что по-другому просто не могут, потому, что эта девочка - вся их жизнь. Для Тамары Дегтяревой играть на сцене - как дышать. Она искренна, естественна и правдоподобна в каждом созданном ею образе. Такому невозможно научиться. Для этого нужен прирожденный талант, помноженный на огромное трудолюбие и безграничную любовь к театру.

«Видно, это было во мне заложено на генетическом уровне, - признается Тамара Васильевна. - Я с раннего детства строила театр. Сначала кукольный. Сама придумывала персонажей, а потом мы с бабушкой их шили. Когда все было готово для представления, вешали с сестрой одеяло в подъезде на нашем четвертом этаже - там, где заворачивались перила, - и разыгрывали разные смешные сценки наподобие номеров дуэта «Бим-Бом». А зрителями были соседские дети, располагавшиеся на ступеньках внизу. Перед бабушками тоже концерты давали: у входа в подъезд вывешивали простыню и развлекали их. Откуда только что придумывали».

В школе №1 подмосковного города Калининграда (ныне - Королев) Тамара Дегтярева тоже активно участвовала в самодеятельности, ходила во всевозможные кружки. После школы папа хотел, чтобы старшая дочь поступила в Бауманский институт, а после пошла по его стопам работать на завод инженером. Но Тамара Васильевна подала документы в педагогический институт на иняз, так как занималась английским языком, планировала стать переводчиком. И вот, когда все одноклассники уже определились с будущей профессией, они решили все вместе съездить в Москву и показать друг другу, кто где будет учиться.

«Наша дружная компания каким-то образом оказалась в центре города и увидела на дверях училища имени М.С. Щепкина объявление: «Идет первое прослушивание. Набираются группы по десять человек», - вспоминает актриса. - Мои друзья подначили меня записаться, и я пошла. Не было страха, что не возьмут, - просто решила попробовать на спор. Мне тогда сказали: «Приходите на следующий год. Вам надо подумать, подрасти». Меня так это задело, что я засела за книги и уже по-настоящему, основательно стала готовиться к прослушиванию, учить текст. Благо, время еще было до конца месяца, так как я пришла первый раз на предварительное прослушивание».

Тамара Дегтярева выучила отрывок из «Войны и мира» Льва Толстого, где Наташа Ростова, одна из любимых героинь девушек того времени, танцует русский танец. Это был удачный выбор, поскольку Тамара Васильевна могла не только прочесть текст, но и сама станцевать (за плечами была балетная студия, где преподавала педагог из Большого театра). В итоге ее взяли с первого тура, и не пришлось ждать еще целый год.

Тамара Дегтярева попала на объединенный курс ГИТИСа и ВТУ им. М.С. Щепкина, где мастерами были народный артист России Леонид Волков и заслуженный деятель искусств РСФСР Вениамин Цыганков. «Мы были безумно влюблены в то, чем занимались, - рассказала актриса. - Это была вся наша жизнь. С утра до ночи проводили в училище. У нас преподавали в основном актеры Малого театра. И какие! На дневном курсе, например, где учились Михаил Кононов, Олег Даль, Александр Потапов, преподавал народный артист СССР Николай Анненков. В Малом театре встречали Веру Пашенную, Бориса Бабочкина, Михаила Жарова, Елену Гоголеву, Игоря Ильинского, Руфину Нифонтову, Элину Быстрицкую... Гениальные актеры! Мы все находились под их магией и, участвуя в массовках спектаклей, впитывали их знания, ловили каждое слово и движение».

За годы обучения Тамара Васильевна приняла участие в ученических спектаклях «Мещане» и «Последние» по пьесам М. Горького, «Двадцать лет спустя» М. Светлова, не считая отдельных зарисовок, которых студенты «Щепки» делали бесчисленное множество. А в комедии «Дамы и гусары» А. Фредро не только сыграла героиню, которая поет и пляшет на сцене, но сама поставила для этого спектакля танцевальные номера. После окончания учебы Тамара Дегтярева попала по распределению в Московский театр юного зрителя, где проработала пять лет. «Это был очень счастливый период моей жизни, - поведала актриса. - Одна из первых ролей - шекспировская Джульетта, потом - Глазастик в «Убить пересмешника» по роману Харпер Ли... Я была уверена, что все могу и умею. Была такая влюбленность в театр, от которой человек делается бесстрашным! И потом - было очень много работы. В то время как раз началась новая история МТЮЗа. Главным режиссером пришел Павел Хомский и привнес свои культуру, эстетику, иное понимание театра, желание создать что-то необычайное. Например, был спектакль «Наташа», который мы сделали по статье М. Берестинского в газете «Правда». Пришел как-то Павел Осипович, привел журналиста и сказал: «Вот вам тема. Вот автор. Общайтесь, он даст направление, а писать будем вместе». И мы все придумывали роли, исходя из этой истории о московской девочке, на которую напали хулиганы... Много было хороших, серьезных постановок».

В 1970 году Тамара Васильевна была приглашена в «Современник», где служит до сих пор. В творческой карьере актрисы были разные периоды - счастливые и не очень, наполненные работой и с пустотами, когда по нескольку лет не было новых ролей. В такие пробелы Тамара Дегтярева сама находила себе работу, поскольку жить лишь ожиданием того, как выйдешь вечером на сцену и повторишь давно заученное, замученное, для нее немыслимо. Так, она первая вместе с Алексеем Зайцевым сыграла спектакль «Стулья» по пьесе Э. Ионеско в постановке Григория Залкинда. «Мы бесплатно выступали в каких-то мастерских, институтах, на импровизированных сценах, то есть шли туда, куда звали люди, близкие к нашей профессии и желающие увидеть неведомого и даже запрещенного великого абсурдиста, - вспоминает актриса. - Было страшно и непонятно, но я очень благодарна этому случаю, который открыл для меня какую-то часть мира за нашим тогдашним занавесом, позволил расширить горизонт. Точно также было с «Маркизой де Сад» японского автора Юкио Мисима, который закончил жизнь, сделав харакири. Это совершенно невероятная пьеса, не похожая на наши. Когда Анатолий Ледуховский принес мне ее прочитать, я была просто в ужасе! Но он хорошо подобрал команду и сделал очень интересный спектакль».

Ощущение открытия принесла Тамаре Васильевне и работа над моноспектаклем «Гадина», который шел на сцене Московского Нового драматического театра и был поставлен Андреем Сергеевым по письмам, воспоминаниям и личному делу Антонины Чайковской (Милюковой), умершей в Доме призрения душевнобольных императора Александра III. «Груз такой жизни принять на себя было очень трудно, - призналась Тамара Дегтярева. - Моноспектакль - это всегда вызов для актера, так как ты находишься один на один со зрителем на протяжении полутора часов. А тут еще такая страшная судьба, не придуманная, а вынутая из реальных писем, написанных рукой этой несчастной женщины. Мне ее не за что было осуждать. Я ее очень любила и жалела, иначе ничего бы и не вышло. Но такая несуразица! Такое жизненное несоответствие! И главное - ничем не можешь помочь. Антонина Ивановна до конца своих дней не могла понять, по какой причине Чайковский с ней расстался. Очень тяжело наблюдать и играть, как постепенно сходит с ума женщина, всю жизнь любившая одного мужчину. Это был спектакль не для широкой публики. Не увеселительный и не нравоучительный. Жизненный, горький, правдивый. Редкая, можно сказать, антикварная вещь».

Если говорить о «Современнике», то здесь у Тамары Васильевны тоже было много интересных ролей. Катя в спектакле «С любимыми не расставайтесь» по пьесе А. Володина, Оливия в шекспировской «Двенадцатой ночи», Анна в постановке горьковской пьесы «На дне», Энгельсина в «Уйди-уйди» Н. Коляды, Бабушка в «Анфисе» Л. Андреева, Анна Кеннеди в «Играем... Шиллера!» (сценический вариант трагедии Ф. Шиллера «Мария Стюарт»), Валентина в «Звездах на утреннем небе» А. Галина, Варвара Петровна Ставрогина в «Бесах» Ф.М. Достоевского, Бабка Александра и Домна Дормидонтова в «Голой пионерке» М. Кононова, Анфиса в «Трех сестрах» А.П. Чехова, миссис Пирс в «Пигмалионе» Б. Шоу, фрау Залевски в «Трех товарищах» Э.М. Ремарка, Гретта и баба Настя в «Крутом маршруте» Е. Гинзбург и другие. Ей мастерски удаются как главные, так и роли второго плана.

«Кому-то хватает приобретения большого количества профессиональных навыков, так называемых штампов, - рассказала актриса. - Я так не умею. Пока не вселюсь в тот персонаж, который мне надо освоить, на одних навыках ничего не сделаю. Просто скучно будет. Мне нужно найти какую-то тайну в каждой своей героине, которую я никому не раскрою, но она поможет мне держать за хвост комету, чтобы та не улетела и не оставила игру без огня. Тогда я буду свободна внутри. Мне важно эмоционально ощутить персонаж - как он ходит, дышит, думает, а потом понять его. Как говорил один мой хороший знакомый, театральный художник Юрий Кононенко: «Есть чуй или нет чуя». Вот это мне понятно. Если у меня есть чуй, я знаю, что делать».

Тамара Дегтярева двадцать лет преподавала мастерство актера: в ВТУ имени М.С. Щепкина, ГИТИСе, Институте культуры, во ВГИКе. И всем своим студентам она прививала безграничную любовь к театру, к профессии, а значит - к автору, режиссеру, партнеру по сцене: «Когда создается команда, внутри нее все должно держаться на любви. Если будет хоть какая-то малость пренебрежения или высокомерия, ничего не получится. К примеру, взять спектакль «Бесы», который поставил в «Современнике» Анджей Вайда. Он предложил нам свое видение произведения Достоевского, а мы должны были поверить в него и дополнить своим мироощущением. Я очень любила этот спектакль. Моим партнером по сцене был Игорь Кваша. Мы не дружили семьями, только работали вместе, но нам не нужно было друг другу что-то объяснять. Кстати, до конца дней я называла его по имени-отчеству - Игорь Владимирович, хотя разница в возрасте у нас небольшая. Но столь велико мое уважение к нему».

«Многие актеры в «Современнике» - и уже ушедшие от нас, и ныне живущие - мне дороги, - продолжила Тамара Васильевна. - Перечислять можно долго. Во-первых, конечно, Галина Борисовна Волчек. Она невероятный человек по воле, по созидательному таланту. Уникальная, могучая. Чудесной, неподражаемой актрисой была Татьяна Лаврова, светлая ей память. Олега Николаевича Ефремова считаю неповторимым актером и режиссером. Кстати, когда я пришла в «Современник» он мне сказал: «Первое условие - посмотреть все спектакли, идущие в театре. Больше того - все женские роли запоминать». И я ходила, на некоторые спектакли по нескольку раз, ведь настоящий актер - это человек, который моментально способен к взаимодействию и реализации».

Фильмография Тамары Дегтяревой насчитывает более трех десятков картин, среди которых «Встречи на рассвете», «Нюркина жизнь», «Остров Серафимы», «Свет в окне», «Вечный зов», где она исполнила одну из самых трагических и красивых ролей - жену Ивана, Агату Савельеву, и получила за нее Госпремию СССР. Около полусотни ролей сыграно ею в театре. Но на вопрос, довольна ли она своей карьерой, ответила: «Нет, конечно. Я сыграла очень мало! Безусловно, я счастлива, что мне сейчас позволили играть в спектакле «Время женщин». Но в целом у меня нет ощущения, что я - герой. Есть чувство «творческого голода». С этим, наверное, и улечу». Думается, другого ответа от народной - и по званию, и по сути - артистки, всю жизнь беззаветно любящей театр, очень тонко и глубоко воспринимающей саму сущность «храма Мельпомены», «намоленного» несколькими поколениями великих мастеров, и нельзя было ожидать.

 

Фото из архива Т.В. ДЕГТЯРЕВОЙ

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.