Ничто не забыто / "Молодежный театр в преломлении эпох" в Государственном центральном театральном музее им.А.А.Бахрушина

Выпуск №1-191/2016, Выставки

Ничто не забыто / "Молодежный театр в преломлении эпох" в Государственном центральном театральном музее им.А.А.Бахрушина

Экспозиция посвящена РАМТу. Любимому и уважаемому многими зрительскими поколениями столичному театральному коллективу, сначала, с 1921 года, именовавшемуся Московским театром для детей, затем, с 1936-го, ставшему Центральным Детским театром, а в 1992-м обретшему свой нынешний статус и соответствующую аббревиатуру. 13 июля ему исполнилось 95. К этой солидной «круглой» дате ГЦТМ имени А.А. Бахрушина и приурочил выставку, представленную в так называемом Каретном сарае Бахрушинского музея.

Зал этот открылся сравнительно недавно, в феврале 2015-го, будучи расположенным как бы «на периферии», то есть несколько в стороне от основных выставочных помещений ГЦТМ. И на первый взгляд может показаться, что он не слишком подходит такому солидному театру, как РАМТ, - одному из лидеров сегодняшнего отечественного театрального процесса. Но на самом деле идея устроить выставку не в центральном, самом, думается, престижном Лужнецком зале ГЦТМ, а именно в Каретном сарае полностью отвечает принципам творческой независимости, в согласии с которыми всегда существовал и продолжает жить РАМТ, по-прежнему занимающий свою, отдельную «нишу» в нынешнем культурном пространстве.

Ведь он не гонится за изменчивой, с некоторых пор донельзя агрессивной модой, не предлагает зрителям разгадывать бесконечные интеллектуальные «головоломки», а предпочитает «общаться» с залом на человеческом, по-хорошему простом театральном «языке», умудряясь неизменно затрагивать болевые «точки» того или иного исторического периода.

Поэтому предпочтение при выборе репертуара в РАМТе всегда отдавалось и сейчас отдается отечественной и мировой классике с ее вечными, не поддающимися девальвации темами, качественному современному литературному материалу, в чем, собственно, получили шанс убедиться посетители выставки, призванной охватить все этапы развития театра. А также - постараться отметить всех тех, кто внес свой вклад в его богатую значительными событиями почти вековую летопись. В том числе Наталью Сац и Владимира Дудина, Ольгу Пыжову и Леонида Волкова, Марию Кнебель и Анатолия Эфроса, Георгия Товстоногова и Петра Фоменко, Олега Ефремова и, конечно, Алексея Бородина (тоже, кстати, юбиляра этого года, отметившего 6 июня 75-летие), возглавляющего театр с 1980-го.

Каждому из прожитых РАМТом временных отрезков и каждой, связанной с ним видной персоне (а это помимо выдающихся режиссеров еще и легендарный директор Константин Язонович Шах-Азизов, и немало незаурядных артистов, среди которых уже ушедшие из жизни Валентина Сперантова и Людмила Чернышева, Евгений Перов и Евгений Дворжецкий, ныне здравствующие Геннадий Печников, Лариса Гребенщикова и Юльен Балмусов, Евгений Редько и Нина Дворжецкая, Нелли Уварова и Илья Исаев, другие мастера сцены, видные сценографы и композиторы), в выставочной композиции отведено достойное место. И в этом, безусловно, большая заслуга Станислава Бенедиктова - главного художника РАМТа, принявшего, как гласит пресс-релиз выставки, активное участие в оформлении Каретного сарая ГЦТМ, в котором традиционные элементы он органично соединил с новейшими технологиями.

Старые, немного выцветшие, но тем не менее чрезвычайно выразительные черно-белые фотографии, практически безупречные современные цветные снимки, макеты декораций, фрагменты сценической обстановки различных спектаклей РАМТа, костюмы их персонажей, плазменные телевизионные экраны. Благодаря последним любой желающий мог посмотреть отрывки из запечатленных на пленку знаковых постановок театра не только последних лет - «Береники» Ж. Расина и чеховского «Вишневого сада», «Берега утопии» Т. Стоппарда и «Нюрнберга» Э. Манна...

А для того чтобы ощутить очень важную для РАМТа связь времен мы имели возможность при помощи специальных компьютерных устройств прослушать аудиозаписи совсем уж давних спектаклей театра, из которых самым, наверное, значимым оказался «В добрый час!» В. Розова. Так как именно его герой - выросший в благополучной во всех отношениях семье выпускник средней школы Андрей Аверин, в момент выбора жизненного пути вдруг начинал понимать, что важен не род занятий человека, не карьерные достижения, а его личностная сущность.

И этот вывод не только нашел горячий ответный отклик и у зрителей премьерных показов 1954 года, и у тех, кто познакомился со спектаклем позже. Но и обернулся неким нравственным кредо для самого театра, главной задачей которого является воспитание молодого поколения, помогая ему с честью нести свою нелегкую и вместе с тем благородную миссию.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.