Саратовские старания

Выпуск №1-191/2016, Мастерская

Саратовские старания

С 1 по 10 июня в Саратове впервые прошли занятия Всероссийского семинара драматургов «Авторская сцена». СТД РФ начал этот проект в далеком уже 1988 году по инициативе Александра Гельмана, который двадцать с лишним лет руководил семинаром. Семинар родился и окреп в Щелыкове - имении А.Н. Островского. Со временем он перебрался в пансионаты поближе к Москве, а несколько лет назад было принято решение проводить его на базе российских театров. Семинар уже дважды побывал в Нижнем Новгороде, его занятия проходили в Ярославле, Владимире, Смоленске, Улан-Удэ, и вот 29-й сбор был организован в Саратове, в Академическом театре драмы им. И.А. Слонова. Полагаю, выбор города был не случайным, ведь нынешний художественный руководитель семинара - бывший саратовец, Алексей Слаповский. Отрадно, что художественный руководитель Саратовской драмы - Григорий Аредаков не просто поддержал эту идею, устроив режим наибольшего благоприятствования для работы семинара, но и принял в нем самое деятельное участие, не пропустив ни одного показа.

Руководство семинара можно назвать коллегиальным. Отбор пьес по итогам постоянно действующего Всероссийского конкурса, высокий аналитический (а порой и философский) уровень обсуждений не мог бы быть обеспечен без заведующей кабинетом драматургии СТД РФ Ольги Новиковой, одного из самых авторитетных театральных критиков и театроведов Риммы Кречетовой, драматурга, Секретаря СТД РФ, Председателя Комиссии по драматургии СТД РФ Ксении Драгунской.

Суть семинарской работы - сценическая апробация новых пьес. Молодые авторы, как правило, впервые видят свою пьесу на сцене - пусть и в эскизном варианте. Конечно, за 5-7 дней невозможно поставить полноценный спектакль, но это и не требуется! Требуется проверить пьесу сценой, выявить ее проблемы, вместе с драматургом найти их решения. Автор получает бесценный урок в живом театре, а театр - возможность продолжить работу над пьесой и включить ее в репертуар. Собственно, так и происходило во всех театрах, где работал семинар «Авторская сцена». Рекорд поставил Русский драматический театр в Улан-Удэ - в репертуар было принято четыре пьесы из шести.

Программа 29-го семинара тоже включала 6 показов. Если быть точным, то в ней было заявлено 7 названий: автор из Санкт-Петербурга Дарья Федосеева представила две коротенькие пьесы, но в совместной работе с режиссером Максимом Николаевым они были так сплетены друг с другом, что воспринимались как нечто неразделимо-целое. Ее пьесы назывались «День рождения» и «Спичка». Написанные в разное время, различные по стилистике, они, тем не менее, поданные театром монтажно, а не последовательно, парадоксальным образом придали действию новый объем и новые смыслы.

«День рождения» - написанная в реалистической манере пьеса, психологически заостренная. «Спичка» - символическая зарисовка, в которой мы не знаем о героях - Мужчине и Девушке - ничего, кроме их сиюминутного состояния. В первой - Сергей ждет друзей, чтобы отметить совершеннолетие, и очень огорчен, что его мать Светлана не выполнила обещание, не ушла к подруге и теперь нарушит молодежную компанию.

Во второй Мужчина и Девушка существуют в абсолютно условном пространстве. Мы не знаем, что это: бар, квартира, улица, сквер... Это оказывается неважным. Важно только то, что между ними происходит. Огонь той самой спички становится символом любви. Дарья Федосеева даже придумала какую-то несуществующую в реальности спичку. В мире ее пьесы, оказывается, бывают и такие спички, которые горят по сорок минут... Но есть и те, что сгорают за считанные секунды. Любовь может вспыхнуть и погаснуть, а может долго согревать любящие сердца. Любовь наших героев была яркой, но недолгой. Спичка погасла.

Незамысловатый метафорический сюжет удивительным образом прорастает в реалистической истории: мы узнаем, что отец Сергея 10 лет назад оставил семью, Светлана все эти годы ждала и надеялась на его возвращение (читай - на то, что спичку снова можно зажечь), позвонила и услышала, что и на 18-летие сына он не придет. А дальше Светлана, обиженная к тому же и на сына, который хочет отпраздновать день рождения без матери, становится на подоконник и бросается вниз.

Тема умирания любви стала весьма заметной в пьесах-участницах семинара. Показ пьесы Дмитрия Учаниешвили «Арчи и Кэт» подготовила Ольга Харитонова. Замечательно, что семинар расширяет национальные границы. На этот раз в программу была включена пьеса автора из Тбилиси. Остается только сожалеть, что организационные проблемы не позволили самому Дмитрию Учаниешвили прибыть в Саратов. Тем не менее показ состоялся. Ольга Харитонова максимально сосредоточилась на работе со словом, она практически полностью отказалась от поисков мизансценических решений, но зато мы увидели интонационно и ритмически выверенный эскиз, выполненный в жанре застольной читки, но эмоционально захватывающий не менее сильно, чем некоторые показы, приближающиеся по разработке внешних действий (и даже сценографии!) к настоящему спектаклю.

Дмитрий Учаниешвили - писатель, переводчик, пишет на грузинском, русском, английском. «Арчи и Кэт» - сочинение поэтическое. В нем нет рифм или белого стиха, но строй языка, лишенного местоимений, будто очищенного от ненужных примесей, пронизан поэзией. Именно такой язык нужен был автору для пьесы, в которой конкретика быта уступает место экзистенциальным обобщениям. У героев английские имена, но действие пьесы могло происходить где угодно - в Грузии, России, в любой европейской стране или в западном полушарии... В этом смысле поэтика Учаниешвили схожа с эстетическими особенностями таких пьес мировой драматургии, как «Жизнь человека» Леонида Андреева или «Долгое счастливое рождество» Торнтона Уайдлера. Перед нами за небольшое сценическое время проносится практически вся жизнь наших героев. При этом исходное событие вынесено, что называется, «за такт» - до начала действия: Арчи так любит свою Кэт, что из ревности убивает некоего профессора, который просто к ней подошел... Собственно, с этого события и начинается умирание любви. Герои скитаются, пытаются скрыться от преследования. Но два детектива постоянно где-то рядом. Наконец они настигают беглецов. Арчи арестован. После семи лет заключения он возвращается к жене, но сумели ли Арчи и Кэт сохранить любовь? Родившийся ребенок не укрепляет семейные узы... Выясняется следующее: несмотря на то, что Арчи отбыл положенный срок, детективы продолжают за ним следить. Создается образ мира, в котором все и каждый - под колпаком. И неважно, совершил ты преступление или нет - ты перед спецслужбами как на ладони, ты несвободен... Проходит 15 лет. И вот мы становимся свидетелями единственного вмешательства режиссера в сюжет пьесы. Мы видим, как сын Арчи и Кэт здоровается с детективами и передает им что-то, похожее на флэшку. Получается, - он становится информатором - частью системы. Любовь Арчи и Кэт окончательно умирает... В пьесе мотив тотальной слежки перевешивает мотив изначальной вины Арчи, и кажется, что любовь наших героев погибает именно потому, что она проросла в таком мире, где жизнь личности не может быть приватной, где каждый просвечен, как под рентгеном. Но ведь Арчи - убийца, а автор не дает читателю и зрителю возможности увидеть своего героя рефлексирующим, мучающимся от чувства вины и, значит, в большой степени лишает читателя и зрителя сочувствия герою.

Две другие пьесы, представленные на семинаре, оказались близки жанру пародии. Во всяком случае, это выявили сценические показы. Хотя режиссер Андрей Любимов при работе над пьесой Тимура Боканчи (Москва) «Убей меня, друг!» отказался от сцены как таковой. Он выбрал в качестве места показа гулкое театральное фойе и лестничные пролеты. Как оказалось, не прогадал: в это пространство замечательно вписались придуманные им мизансцены. По признанию автора пьесы, ее замысел дрейфовал от психологической драмы, в которой драматург пытался исследовать вопрос о границах дружбы, к пародии на черную комедию. Именно семинарская работа позволила более точно определиться с жанром, уйти от невнятного финала, сделав его убойно-гротесково-абсурдным. Весь сюжет вертится вокруг желания главного героя Димы Тапкина покончить с собой из-за непосильных долгов (квартира уже продана). Самому это сделать не хватает духа, поэтому Дима сначала обращается с просьбой его убить к другу Сергею, а потом к бывшей жене Марине. Дима и без того ждет расправы со стороны кредиторов, но хочет принять смерть не от бандитов, а от руки близкого человека. Появившийся бандит почему-то называет себя дирижером... Трагическая история превращается почти в буффонаду. И хотя в финале мы видим гору трупов и успеваем еще насладиться (до кучи) раздвоением личности у одного из полицейских, театр дарит нам настоящий праздник, актеры получают возможность купаться в комических ситуациях, а театральная игра как таковая становится самоценной. Собственно, драматург мог бы продолжить работу над этой пьесой в заданном направлении, смелее использовать найденные жанровые краски на протяжении всего действия.

У Ольги Строкан (Пушкино, Московская область) в пьесе «Оптимисты» также явственно звучат пародийные ноты. Автор хорошо известен телезрителям как сценарист нескольких фильмов и мини-сериалов («Идеальная пара», «Любимые женщины Казановы», «Невероятные приключения Алины» и других). Пародийность ощущается и в пристрастии главной героини пьесы, 70-летней Полины Петровны к сериалам, и в типичном для сериального жанра ситкома (ситуационная комедия) стремлении сделать чуть ли ни каждую третью реплику репризной, и в самом конструировании обстоятельств жизни персонажей - создании той самой ситуации, в которую автор их помещает. Ситуация обозначена коротко - кризис. Собственно, автор предлагает нам вместе со своими персонажами - членами вполне обычной семьи - пройти школу выживания в условиях экономического кризиса. Пережив наворот бед (работающие родители теряют работу, сын, интернетный игрок, накопив непомерные долги, продает их общую квартиру), все в одночасье решают стать оптимистами, заняться «созидающей визуализацией», чтобы проблемы решились сами собой. Но в финале сгорает последнее их пристанище - дача. И все же наши герои не падают духом, а пляшут и поют «Калинку», в шапку сыплется мелочь - видимо, народное творчество спасет их от голодной смерти. Режиссер Ольга Лысак вместе со всеми службами Саратовского театра драмы сумела за неделю практически поставить спектакль, придумав декорации не только из подбора, но и использовав специально созданные «скульптуры». Ими заполонил квартиру появившийся в семье Радик - муж старшей дочери и, соответственно, зять (он-то как раз и заражает новых родственников идеей «созидающей визуализации»).

Думается, и в этой пьесе жанровая неопределенность не позволила автору быть до конца внятным. Сейчас в ней всего понемногу: что-то от пародии, что-то от социальной сатирической комедии, что-то от черной комедии. При всей бравурности финала - ощущение падения в какую-то бездонную шахту со всеми вытекающими последствиями. Сочувствовать персонажам не хочется...

А вот Игорь Игнатов - актер Саратовского театра драмы, написавший пьесу «Блаженны», своих персонажей любит, сочувствует им. Даже тем из них, кто выглядит весьма неприглядно. Его герои - жители города Ершова, вовсе не выдуманного, такой город действительно есть на карте - это райцентр в Саратовской области. Пьеса состоит из трех новелл, в каждой - самостоятельный сюжет, но объединены они особым авторским взглядом на людей этого городка, взглядом, опять же, не лишенным поэзии. Главного героя первой новеллы называют Звездочетом из-за того, что «его мозги наполнены всяческой энциклопедической информацией, не имеющей практической пользы». При этом профессия у него вполне земная - почтальон. И мечта тоже земная - выиграть в лотерею автомобиль. И вот выпадает Звездочету счастье - мечта сбывается! А дальше этот милый человек на «обмывании» выигранной «Волги» напивается и превращается в высокомерного надутого «индюка», презирающего соседей-нищебродов. В финале новеллы Звездочет заваливает машину с моста, в аварии выживает, но остается у «разбитого корыта».

Вторая новелла про старика, который прожил достойную трудовую жизнь, а теперь побирается по помойкам и вступает в конфликт с такой же побирушкой Нюркой. Он не может с ней поделить выброшенный кем-то большой и тяжелый телевизор. С великим трудом дотащив его домой, старик умирает. Режиссер Алексей Гирба вместе с автором изменили концовку новеллы. В варианте сценического эскиза старик умирает после вопроса Нюрки: «Что после тебя хорошего-то останется?» И получается, что герой умирает от пронзительного ощущения несправедливости: всю жизнь трудился, а итог - плачевный...

Третья новелла о занудливом учителе биологии. Его так не любили, что и после окончания школы один бывший ученик забросил ему в окно дымовую шашку, причем делал это неоднократно ради шутки, но на этот раз заполыхал пожар. Учитель спасал свою энтомологическую коллекцию и погиб. Алексей Гирба и здесь предложил изменить финал новеллы. Он придумал, что у учителя биологии и Русички (персонажа, на которую автор возложил в основном повествовательную функцию) был роман. И вот спустя годы мы видим их сына, как две капли воды похожего на отца - учителя.

Для показа Алексей Гирба выбрал помещение музея Саратовского театра драмы. Необычное решение оказалось художественно убедительным. Время действия пьесы номинально в тексте не обозначено, но понятно, что это примерно 70-е годы прошлого века. Нет, персонажи не выглядят как исторические экспонаты. Они - живые люди. Удивительно, но реалии сорока-пятидесятилетней давности не воспринимаются как ушедшая жизнь, которая стала историей.

Все три новеллы написаны так, что создается ощущение, будто они переделаны из прозы - рассказов или повестей. В них много текста «от автора», который разбит на реплики и поделен между персонажами, но этот прием вовсе не уменьшает достоинств пьесы. Современный театр часто им пользуется. Думается, в пьесе не хватает другого: неожиданных, парадоксальных поворотов. Один из них (появление сына учителя и Русички) родился в ходе сценической работы над текстом. Пьеса только выиграет, если автор подумает над подобными неожиданными перевертышами и для первых двух новелл.

Сюжетных поворотов вполне хватает в пьесе москвича Алексея Зайцева «Рвущаяся нить». Они связаны с проблемой идентификации личности главного героя, обозначенного в списке персонажей как «Пациент». Поначалу думаешь, что перед нами очередная вариация на тему амнезии, которая давно стала сериальным штампом, но очень скоро оказывается, что это не так. Да, автор проводит нас через различные версии, он будто намеренно каждый раз ставит героя в тупик. То Пациента (вместе с читателями и зрителями) убеждают, что он олигарх, то - что он карманный вор, то - что он актер, то - что он страшный маньяк, который лишь симулирует амнезию, а клиника, где он находится, должна разоблачить его симуляцию. Наконец, от состояния растерянности и «заплыва по течению», когда Пациент готов принять любую из этих версий, он переходит к активному сопротивлению давящим на него участникам игры. Вскрывается правда: Пациент сам заплатил за курс подобного лечения, ему нужно было победить неуверенность в себе, и он согласился принять препарат, временно «отключающий» память. В финале Врач подтверждает положительный итог примененной методики и выдает ему папку, в которой содержатся сведения о его подлинной личности. Действие препарата закончится через 12 часов, и память вернется к Пациенту. Режиссер Данил Чащин изменил самую концовку пьесы. У автора Пациент выходит из клиники, выбрасывает папку в урну. Замечает симпатичную девушку и, улыбаясь, следует за ней. В сценическом эскизе никакой девушки нет. Папку Пациент выбрасывает, отворяет дверь наружу и идет навстречу вихрю из снежинок...

Надо сказать, что оба эти финала не решают главной проблемы пьесы - отсутствия второго акта. Ведь самое главное для героя начнется тогда, когда к нему вернется память, и он должен будет заново вступить в отношения с окружающим миром. Как он со своей изменившейся личностью будет в нем существовать - это самое интересное. Здесь кроется масса конфликтов, за которыми очень хотелось бы понаблюдать. В этих столкновениях мы бы и смогли почувствовать, понять и характер, и саму личность героя. Сейчас он дан лишь как объект, на который оказывают внешнее воздействие. Как субъект он скрыт от читателя и зрителя. Поэтому нам по большому счету некому сочувствовать. Мы остаемся в совершенном неведении, что же все-таки за человек этот Пациент. Второй акт мог бы ответить на все эти вопросы. Уверен, что Алексею Зайцеву хватит таланта, чтобы из одноактовки сделать полноценную двухактную пьесу.

На обсуждениях пьес «Авторской сцены» не принято анализировать игру актеров. Заведомо считается, что она - прекрасна... На самом деле в Саратове так и было. В показах наряду с признанными мастерами театра им. И.А. Слонова принимали участие выпускники и даже студенты театрального факультета Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова. Актерские работы были блестящими, многие за короткий период репетиций выучили роли наизусть, хотя это по условиям семинарской работы не требуется: родовой признак таких показов - листочки с текстом пьесы в руках артистов. Всех их хочется особенно поблагодарить за талант и труд в непростых лабораторных условиях.

Семинар завершился итоговой пресс-конференцией, на которой впервые было объявлено еще об одном, но очень важном конкурсе пьес. О нем рассказали Ксения Драгунская и Председатель Президиума Фонда развития современного искусства Иван Демидов. Помимо СТД РФ и названного Фонда третьим официальным соучредителем проекта выступил медиахолдинг «Эксперт». Это будет конкурс конкурсов под названием «Пьеса года. Кульминация». В нем будут участвовать пьесы - финалисты конкурсов, которые уже проводятся в России. Пять пьес-победительниц будут представлены на театральных площадках Москвы. В жюри, помимо профессионалов драматургии и театра, войдут социологи, общественные деятели, представители других видов искусства и масс-медиа. По мнению организаторов проекта, это позволит восстановить диалог театра и общества.

Будем надеяться, что среди победителей конкурса «Пьеса года. Кульминация» окажутся и драматурги - участники Всероссийского семинара «Авторская сцена».

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.