Куда возврата нет?.. / "Песни нашего двора" в Театре "У Никитских ворот"

Выпуск №1-191/2016, Много лет спустя

Куда возврата нет?.. / "Песни нашего двора" в Театре "У Никитских ворот"

Промелькнуло, пролетело, промчалось два десятилетия с того июньского вечера, когда Театр у Никитских ворот впервые пригласил своих зрителей в пространство внутреннего дворика на необычный спектакль «Песни нашего двора». И вот - юбилей спектакля, ставшего, по крайней мере, для двух поколений своего рода визитной карточкой этого театра.

Уютный дворик-колодец с распахнутыми окнами, сохнущим на веревках бельем, свистом голубятников, разговорами мужчин за папиросой, женщин, ненадолго оторвавшихся от привычных дел и вышедших во двор в халатах и бигуди, прикрытыми косынками, а кто-то из них принимает участие в разговоре, стирая в стоящем тут же корыте, и гремит на всю улицу патефон. Коммунальный быт, который казался обитателям московских домиков и двориков порой утомительным и даже раздражающим, а десятилетия спустя вспоминается как счастливое время молодости, открытости, жизни со своими радостями и бедами, общей для всех.

И песни эти пели и тогда, и позже, да и сейчас порой вспоминают: «Нинку», «Журавлей», «Девушку из Нагасаки», «Коричневую пуговку», «Белые туфельки»...

Чем-то таким родным и, как становится ясно с годами и десятилетиями, необходимым пронизал Марк Розовский свой спектакль, что «Песни нашего двора» не просто спеты замечательными артистами труппы Театра у Никитскох ворот - песни диктуют сюжеты, возникающие на наших глазах, а сюжеты ведут к новым песням, - и таким образом получается, что перед нами протекает, словно песчинки в песочных часах, не чья-то жизнь, сложенная из неповторимых мгновений, а наша собственная входит в эту общую жизнь, рождая так необходимое сегодня ощущение единения, слитности.

По известному выражению, мы входим в этот поистине волшебный дворик толпой, а выходим - народом, чья история составилась, словно из песчинок, из мельчайших событий частной жизни и больших, горьких и тяжелых, по сей день так или иначе откликающихся в нашей памяти фантомной болью.

И именно поэтому выход самого Марка Розовского в облезлой ушанке и зэковской телогрейке с номером естественно и ненавязчиво вписывается в этот контекст неделимой жизни.

Неделимой истории.

Наверное, именно поэтому за каждым, даже бегло намеченным образом, встает яркий типаж, характер, непременно напоминающий зрителям старшего поколения родственника, или соседа, или случайно встреченного на улице человека. И был среди них ярчайший Александр Вилков, о котором не раз доводилось слышать, что он поразительно напоминает Петра Олейникова - хитроватым прищуром, исполнительской манерой, самим обликом этакого полушпаны-полупролетария в майке и кепчонке. Он слишком рано ушел из жизни, замечательный артист Александр Вилков, но память о нем словно материализуется в атмосфере спектакля...

Маргарита Рассказова, Ирина Морозова, Виктор Глазунов и артисты молодого поколения труппы Денис Юченков, Константин Иванов проживают эту историю двора и историю народа словно на одном дыхании - по видимости легко, как говорится, играючи, на самом же деле, щедро растрачивая не только свое профессиональное мастерство, но прекрасно понимая значение «Песен нашего двора».

И для них, и для зрителей, которые не просто «молодеют», забывая обо всех бытовых и служебных заботах, но возвращаются, в сущности, туда, куда возврата нет.

И, может быть, владея каким-то секретом, неведомым нам, Марк Розовский , подобно доброму волшебнику, возвращает нас на время в то пространство, где мы были совсем другими...

Чтобы многое вспомнили, пережили вновь и вернулись в сегодняшний день хотя бы в чем-то обновленными.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.