Мы все - краски в его руках...

Выпуск №7-117/2009, Лица

Мы все - краски в его руках...

Хрупкая, большеротая, большеглазая, с гривой волос, отсвечивающих темно-рыжим, с низким, волнующим голосом и какими-то совершенно особыми интонациями, с открытой детской улыбкой, при которой все лицо словно освещается изнутри, — такой я впервые увидела ее в спектакле Молодежного театра на Фонтанке «Жаворонок» Ануя, где она играла роль Жанны.

Не играла, а была. Она была этой полудевочкой-полудевушкой — наивной, чистой, светлой, уверовавшей, что только она может спасти свой народ и свою родину. Она, действительно, слышала голоса — во всяком случае, постоянно прислушивалась к чему-то, только ей внятному, и обращалась равно спокойно и уверенно к родителям, к солдатам, к дофину Карлу, потому что свято верила: все, что она говорит и делает, — приказано ей свыше во имя великой цели. Самой Жанне ничего не надо, кроме свободы и счастья своего народа и Франции... Где-то в высоте парили невидимые жаворонки – прикрыв глаза от солнца ладонью, словно щитком, за их полетом следили крестьяне и солдаты, а единственным настоящим жаворонком, пропевшим свой гимн заре, была она, Жанна, казненная на колесе в пламени костра. Маленький, звонкий, удивительный Жаворонок – Регина ЩУКИНА.

Потом я много видела ее в других спектаклях, в фильмах, каждый раз мгновенно поддаваясь ее манере, ее завораживающему голосу, той глубине, с которой проявлялся каждый из очень разных характеров, но она так и осталась для меня Жаворонком, отважно и гордо спевшим свой гимн.

Я восхищаюсь умению этой актрисы играть очень просто и внятно – кажется, ей не нужны никакие тайны, никакие откровения. Героини Регины Щукиной всегда очень твердо стоят на земле, словно бы от нее получая свою энергию, свою жизненную установку, свое мировосприятие. Это касается и Жанны – почти блаженная, преданная власти неведомых голосов, она связана с землей совсем не только своим крестьянским происхождением, но и всеми помыслами, устремлениями; всеми своими идеалами и чаяниями.

Такова и Нехама в спектакле «Крики из Одессы», жена Менделя Крика, замученная непростой жизнью, заботами, неверностью мужа. Она внутренне собрана, словно каждую секунду готова к очередному предательству, к очередному пренебрежению ею как женщиной, женой, матерью детей Менделя. Регина Щукина существует в этом спектакле, словно натянутый нерв, словно туго завернутая пружина – спокойная, неулыбчивая, немногословная, она лишь один раз позволит себе не крик, не плач, не истерику, а выплеск эмоций — в нарочито громком пении во время разговора с мужем, откровенного, в котором все называется своими именами, но... ничего не получится, потому что нельзя склеить разбитую жизнь...

И когда все вдруг резко изменится в жизни Нехамы, когда сломленный жестокостью сыновей Мендель вынужден будет отказаться от Марусечки и вернется под крышу родного дома, Нехама не будет ни злорадствовать, ни торжествовать – она примет его спокойно и просто, без упреков и жалоб, без слез, хотя ей и будет до слез жаль того, былого, удалого Менделя Крика. Слезы словно застынут где-то в самой глубине глаз – в лице Регины Щукиной не изменится ничего, когда она предстанет на свадьбе дочери под руку со своим мужем. И привычно, без пафоса попытается отойти в сторону, когда появятся Марусечка с матерью. Но Мендель, многое понявший в этой жизни притянет жену к себе и поцелует ее руку. Оказывается, жизнь порой склеивается, но какой же страшной и горькой ценой...

Совершенно нельзя сопоставить два разных характера – Нехаму и Тамару из володинских «Пяти вечеров», но Регина Щукина, существуя «в оболочке» женщины, сознательно отказавшейся от какой бы то ни было личной жизни и женского счастья, показывает ее спокойной, сдержанной, неулыбчивой, заставляя невольно вспоминать Нехаму, хотя между этими женщинами и нет ничего общего. Впрочем, есть.

Обеим им суждено было пройти через предательство и – перешагнуть через него в силу врожденного благородства, умения понимать и прощать, величайших женских умений, которые очень мало кому присущи.

Тамара живет жизнью закрытой; по верному замечанию кого-то из критиков, она как замерзла в блокадном Ленинграде, так и не может отогреться даже спустя годы и годы после войны. Но внезапное появление Ильина (Леонид Осокин) сотворяет с ней чудо – подобно бутону цветка, распускающемуся неожиданно быстро в теплой комнате, душа Тамары оживает и тянется к любви: к воспоминанию о тех далеких годах, к иллюзии счастья, которое, может быть, еще возможно... Но – и Регина Щукина проживает это очень достоверно и сильно! - душа жаждет счастья, а мозг сопротивляется, не позволяя душе поверить, не позволяя ни на что надеяться. Поэтому на протяжении всего спектакля Тамара Регины Щукиной существует так натянуто-строго, так, что невольно вспоминаются строки: «...Мы – провода под током, друг к другу вновь, того гляди, нас бросит ненароком...» Удерживаясь чудом на тонкой, невидимой грани между страстно желаемым и страхом неизбежной расплаты, эта Тамара резко отличается от всех, виденных на театральных подмостках и киноэкране.

И в финале, когда она ровным, как всегда, голосом говорит засыпающему Ильину, что они поедут в воскресенье в какие-то удивительно красивые места, где она сама не успела еще побывать, в самой ее такой спокойной, сдержанной интонации слышится надежда на то, что можно начать жизнь сначала, можно перешагнуть через предательство, можно жить совсем не так, как прожила она эти долгие годы – в неустанной работе, в заботах о доме, о племяннике, в постоянных попытках заглушить в себе самое жизнь...

Регина Щукина настолько яркая индивидуальность, что нередко ей удается привнести в характеры своих персонажей то, что драматургом лишь слегка намечено или вовсе незамечено. В совместной работе с режиссером Семеном Спиваком, с которым они, кажется, прекрасно понимают друг друга (недаром Регина Щукина – его ученица), актриса находит невероятно интересные и живые черты своих персонажей, которые укрупняют образ и расширяют общий контекст драматургического повествования, становясь в спектакле не просто яркими, но необходимыми «уточнениями» судеб и обстоятельств.

Мать Андрея Белугина, Настасья Петровна в спектакле «Любовные кружева» по пьесе А.Н.Островского «Женитьба Белугина», персонаж в общем-то второстепенный. Богатая купчиха, которая никак не может понять, что же такого особенного нашел ее сын Андрей (Леонид Осокин) в женщине совершенно чужого круга, Елене Карминой (Анна Геллер) и почему жизнь молодых складывается так нелепо. Она, наверное, не очень-то умна и уж точно не образованна, эта Настасья Петровна, но наделена не только простонародной смекалкой, а и настоящей женской мудростью. Мудрость же эта – и актриса подчеркивает! - не природная, а данная неким непростым опытом. По легкой оговорке ее мужа мы понимаем, что в молодости и Настасье Петровне пришлось пережить сильную и несчастливую любовь – увы, не к своему мужу, а потом, израненной, вернуться под привычную крышу и жить жизнью будничной, скучной, в которой нет и уже никогда не будет праздника.

Вот эта-то история и дает возможность Регине Щукиной играть Настасью Петровну натурой глубокой – может быть, именно от нее, от ее умения чувствовать, от ее потаенной страстности сформировались подобные черты в сыне. И, думая об этом, начинаешь видеть Настасью Петровну другими глазами – каждая ее реакция на боль и обиду Андрея, ее бессонная ночь возле комнаты сына приобретают многозначность и особый объем.

В одном из интервью Регина Щукина признавалась, что ей еще не до конца удалась роль Наташи в чеховских «Трех сестрах» - одном из сильнейших спектаклей Семена Спивака. Но это – сугубо внутреннее ощущение актрисы, ее строгость и требовательность по отношению к себе. Из зрительного зала ее Наташа кажется образом совершенно законченным и чрезвычайно интересным.

Если бы мне когда-нибудь сказали, что мне может быть жалко Наташу – грубую хамку, лишенную элементарного вкуса и самых простых человеческих чувств, - я, наверное, очень бы удивилась и даже обиделась. Но Наташу, сыгранную Региной Щукиной, мне действительно жалко! Эта хорошенькая, веселая, жизнерадостная мещаночка из многих, наверное, ухаживающих за ней мужчин выбрала сына генерала, будущего профессора, потому что Протопоповы-то никуда не денутся, а тут вдруг – человек совершенно иного круга, который так красиво говорит, так красиво ухаживает... И вот она попала в семью, где царят законы, о которых она и не подозревала – и надо как-то к ним приноравливаться, надо что-то новое для себя усваивать...

Почему-то мне кажется, что Наташа с готовностью принялась за дело – очень старалась быть такой, как Ольга (Екатерина Унтилова) и Ирина (Анна Геллер), подражала им во всем, копировала их вкусы, пристрастия, но... не дано! Слишком разным было «начало биографии», да и не обращали внимания сестры на ее старания, не воспитывали на новый лад. И наступил неизбежный в таких случаях момент тупого отчаяния – ведь это так обидно, когда тебя просто не видят, не замечают не только хозяева, но и их интеллигентные гости. «Андрюшанчик, почему ты все время молчишь?» - интонация, с которой Наташа говорит эти слова своему мужу (Леонид Осокин), словно холодный душ, обрушиваются на тебя: потому что в этой фразе Регина Щукина каким-то непостижимым образом умудряется сыграть всю предшествующую жизнь Наташи в этом бесконечно чужом доме, среди чужих, равнодушных к ней людей. И именно с этого момента начнется «месть» Наташи – неожиданно для нее самой принятое приглашение Протопопова покататься с ним в санях, резкая отмена ряженых, которых так ждали сестры, грубость с няней и дальше, дальше, дальше...

Регина Щукина играет Наташу поистине виртуозно, с ювелирной точностью оттачивая каждый жест, каждую интонацию на этом пути превращения наивной девушки, тянущейся к совершенно новой и неведомой жизни в кругу интеллигентных, известных всему городу людей, в мстительную женщину, жизнь которой рано или поздно должна стать такой, какой она хочет – жизнь хозяйки, единолично распоряжающейся всем вокруг...

И каким нескрываемым ликованием звучат ее финальные слова о цветочках, которые она насадит повсюду для запаха, о дереве, которое необходимо срубить, потому что оно слишком некрасиво по вечерам, о том, что с завтрашнего дня она будет здесь, в этом доме, единственной хозяйкой!..

Регине Щукиной удалось создать сложный, многоплановый образ там, где, казалось бы, никто этого и не ожидал. Все мы слишком привыкли однозначно относиться к девице в розовом платье с зеленым поясом уже в момент ее первого появления на сцене, а здесь перед нами развернулась судьба...

Регина Щукина много играет на родной сцене Молодежного театра на Фонтанке, много снимается в кино и на телевидении. Она – востребованная и вполне оцененная актриса, ее творческая жизнь сложилась, слава Богу, удачно, но для меня она остается маленьким Жаворонком, отважно и гордо спевшим свой гимн. Я очень люблю эту актрису и радуюсь ее успехам, но первое впечатление оказалось незабываемым и нестираемым...

В телевизионной программе «Эпизоды Семена Спивака», посвященной ее учителю, художественному руководителю театра, где она служит, Регина Щукина сказала: «Все мы – краски в его руках...» В этих словах нет ни грана самоумаления, недооценки таланта своих партнеров – в них есть бесконечное доверие к тому, кто продолжает учить мастерству, развивать личности.

А Регина Щукина – удивительно теплая, живая, но при этом очень сочная краска Санкт-Петербургского молодежного театра на Фонтанке.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.