Оренбург. "Жизнь свою народу отдаю..."

Выпуск №2-192/2016, В России

Оренбург. "Жизнь свою народу отдаю..."

Исполнилось 110 лет со дня рождения нашего земляка, выдающегося татарского поэта, Героя Советского Союза Мусы Джалиля. К этой дате в Оренбуржье был приурочен целый ряд мероприятий: вечера памяти, митинги, фестивали, конкурсы. Но раньше всех внес свою лепту в дань памяти поэта-героя Оренбургский драматический театр им. М. Горького, поставив к 70-летию Великой Победы спектакль по пьесе Павла Рыкова «Позови меня в прошлое».

Это спектакль о необычном путешествии. Молодые люди, случайно попав в музей во время акции «Ночь музеев», оказываются в Оренбурге (тогда Чкалове) времен Великой Отечественной. Оживают картины прошлого, из музейных витрин выходят герои, чья жизнь была связана с Оренбургом: студент-антифашист Александр Шморель, генерал Александр Родимцев, поэт-песенник Алексей Фатьянов, фронтовой репортер Михаил Клипиницер. В их ряду и Муса Джалиль, чей образ в спектакле представлен молодым артистом Радиком Дибаевым.

Ближе к солнцу

Радик Дибаев родился в Оренбурге, поэтому слышал о Джалиле задолго до того, как начал работать над ролью. Родственник его мамы жил на улице имени Мусы Джалиля.

- Я спросил, кто это. Мама сказала: «Поэт». Сейчас я знаю, что он больше, чем поэт, - рассказывает артист. - Впервые прочитал его стихи, когда начал учиться на театральном факультете. Мы все там стали много читать. Без этого артисту никак. А конкретно начал изучать биографию, когда предложили роль.

Это была его первая героическая роль. Несмотря на молодость, актер почувствовал большую ответственность. По его мнению, Муса Джалиль не только большой поэт, стихи которого переведены почти на все языки мира, но и великий человек. Он не предал родную страну. И до последнего вздоха писал стихи. В таких условиях, в каких трудно оставаться не только творческим человеком, но и человеком вообще.

- Он жил в двух шагах от смерти чистыми чувствами, воспоминаниями, любовью к родине, к своей семье, своей земле. И не сдавался. В те годы жили какие-то железные люди. Не знаю, смогли бы мы сейчас так же, как они, - говорит Радик.

Он считает, есть два вида подвига. Иррациональный, когда герой спонтанно совершает героический поступок. Как Александр Матросов, который закрыл своим телом амбразуру. Это сиюминутное решение. А в случае Мусы Джалиля - это рациональное, последовательное действие. Ему было 38 лет, когда его с товарищами повели на смерть. Они шли на казнь и пели песню. Народную. Подбадривали друг друга. Гильотина срабатывала через каждые 2 минуты 45 секунд.

- Я просто представил эту картину, - делится своими переживаниями артист. - Весь этот ужас. Но Муса Джалиль и его соратники возвышались над этим ужасом. Они находились на пути к Богу, они чувствовали, что их это не сомнет. Джалиль мне открылся человеком, который может стать примером, идеалом для молодежи.

Нынешняя молодежь, уверен он, знает героев Великой Отечественной войны. А вот поколение 90-х - вряд ли. Время ниспровержения всех основ и устоев было провальным и в образовании, и в патриотическом воспитании. Радик как раз в это время учился в школе, поэтому не без зависти говорит о нынешнем поколении, которое считает более информированным. Да, они привыкли жить клипами, но благодаря этому и схватывают все на лету.

Такая роль, безусловно, оставляет отпечаток в душе. Когда Радик работал над образом, в его жизни была трудная ситуация. Спектакль помог ему, показав, куда двигаться.

- Ничто в жизни не проходит мимо, - размышляет юноша. - Каждая роль может открыть какую-то грань в тебе. И в дальнейшем это еще отзовется. Я в это верю. Возможно, будет постановка, где все, что было наработано в этой роли, дальше во мне разовьется. Зерно роли прорастет. Мне кажется, что иногда образ Мусы диктует мне, как поступить. Зная таких светлых людей, стараешься держаться ближе к солнцу. Так легче жить. Это слова Иннокентия Смоктуновского. Все, что в жизни происходит, надо соизмерять с позиции света.

Отдавая должное героизму Джалиля, артист восхищается его поэтическим дарованием, его чувством юмора. Говорит, когда читал «Моабитские тетради», нашел стихотворение «Любовь и насморк», над которым смеялся до слез. Вот, говорит, как получается: мальчишка родился в деревне, в простой семье, но оказался человеком, поцелованным Богом, человеком, который может мир чувствовать по-другому.

Творческое кредо Радика Дибаева - стремиться к тому, чтобы разрыв между тем, что хочешь сделать, и тем, что сделал, был минимальным. Удалось ли этого добиться в роли Мусы? Говорит, что эта роль обжигает, но есть некое недовольство собой. Хотелось бы больше граней открыть. Но сцена в спектакле небольшая: только успел вдохнуть - и тут все заканчивается. Хотя очень гордится тем, что автор пьесы Павел Рыков поблагодарил его за работу. И на 9 мая подарил свой сборник стихов.

Что хотел бы сыграть в будущем? Зилова в «Утиной охоте» Александра Вампилова. Эта роль еще в студенчестве зацепила. Персонажи Шукшина нравятся. Говорит, у его отца, которого не стало много лет назад, есть черты шукшинских героев. Отец был из деревни. Его звали Пшено. У него были светлые волосы, как пшеница, и голубые глаза. Он был душой компании, в нем ощущалась «широкая позиция души». Иногда в мечтах Радика Дибаева возникает образ Печорина. Признается, что плакал, как ребенок, когда под героем Лермонтова пала лошадь. Хотел бы сыграть Дон Жуана, чтобы понять боль человека, который, как и Зилов, губит себя. О Гамлете мечтать не смеет, хотя читал пьесу раз пятнадцать.

Ну а мы пожелаем молодому артисту исполнения всех творческих желаний.

Когда зрители плачут

 

В спектакле есть антипод поэта - Черный мулла, которого сыграл Сергей Шахмуть. Но сыграть просто злодея было бы не очень интересно. Куда интереснее, когда злодей имеет свое оправдание, высокую цель. Не важно, горе или радость она приносит, верная она или неверная.

- Не в этом дело, а в том, что у него есть убеждения, - говорит Сергей. - Черный мулла убежден в том, что немецкий строй - правильный. У него была мечта - создать свое государство. Поэтому мы с Рифкатом Вакиловичем (режиссером-постановщиком Р. Исрафиловым. - Н. В.) решили, что будем делать интеллигентного человека - профессора, который знает, что делает, который уважаем в обществе. Это история, которую я не очень знал. Пришлось покопаться в интернете, почитать. От этого характер становится глубже. Когда встречаются две личности, возникает столп искр. Можно было и облегчить сцену, но куда интересней, если все наполнено двумя энергиями, двумя идеями, конфликтующими.

На вопрос, кого сложнее сыграть - искусителя или искушаемого, артист ответил без долгих раздумий: для него злодей интереснее. Над образами злодеев привыкли работать штампами. А это неправильно, потому что всегда нужно оправдывать действия персонажа. Почему он делает плохо другим? Что его заставило так поступать?

Сергей вспоминает, что аналогичный герой у него был в другом спектакле по пьесе Павла Рыкова «Ярослав Мудрый» - волхв Медвежий Коготь.

- Не то чтобы злодей, но я бы не сказал, что и положительный, - рассуждает артист. - У него своя задача: объединить народ вокруг языческих богов. А Ярослав хотел объединить народ под одним Богом. Отсюда возникает конфликт, и каждый борется за свое. И волхв убежден, что он прав. Так что злодейство - дело тонкое.

О своем отношении к Мусе Джалилю рассказывает, что знает его стихи со школы. Очень сильное впечатление произвело стихотворение «Варварство». Сейчас читает его со сцены. И когда доходит до строк о расстреле, не может читать - ком в горле. Зрители тоже плачут. Когда приехал работать в Оренбург, многое узнал о биографии поэта, о том, что ему пришлось пережить. Ездил на его родину - в село Мустафино. Там все знают Мусу, и все его любят. Говорит, что тоже полюбил Джалиля. Есть у него любимый русский поэт - Сергей Есенин. Теперь есть и любимый национальный поэт - Муса Джалиль.

От врага народа - до Героя

Народному артисту России, режиссеру Рифкату Исрафилову, постановщику спектакля, тема войны близка. Из его родной деревни ушли на фронт 380 человек, а вернулись четверо. Среди тех, кто не вернулся, - старший брат, который погиб на Украине.

- Когда я ставил спектакль «...А зори здесь тихие» в Театре им. М.Н. Ермоловой в Москве, - рассказывает Рифкат Вакилович, - то был свидетелем, как голландское телевидение накануне Дня Победы берет интервью у русского парня. Спрашивают, кто победил в Великой Отечественной войне. И он отвечает: американцы. Я был потрясен. И подумал, что в этом есть и моя вина, и вина театра. Мы должны напоминать каждому поколению, кто победил в этой войне и какими жертвами. Спектакль «Позови меня в прошлое» - это дань нашей истории. Идея спектакля о войне возникла у нас с художником Таном Еникеевым давно. И вдруг я услышал, что в Оренбургской области более 300 Героев Советского Союза. И мы подумали, может, поставить спектакль о наших земляках. Такой пьесы не было. Но ее написал Павел Рыков - человек очень эрудированный, интересно мыслящий. Он загорелся этой идеей, и вот получилось то, что получилось. Спектакль идет. И идет с большим успехом.

Отрывок с Мусой Джалилем - непридуманная история. С ним действительно встречался достаточно известный человек, представлявший интересы людей, которые хотели создать исламское государство. Театр не хотел конкретизировать эту личность. Задача постановщиков была - поднять великий дух таких героев, как Муса Джалиль. Он действительно герой. Писать стихи, зная, что не сегодня-завтра тебя казнят. Для этого надо быть не только талантливым поэтом, но и человеком огромного самообладания.

Рифкат Вакилович, говоря о спектакле, рассказывает, как встречался с Аминой - последней женой Мусы Джалиля. Это было, когда он учился в Москве. Его позвал в гости к вдове поэта драматург, прозаик и публицист Туфан Миннуллин.

- Я помню ее квартиру, - рассказывает Рифкат Вакилович. - Это было недалеко от театра «Современник». Она любезно встретила нас. Но у меня осталось в памяти, что внутренне она была встревожена. Думаю, от того, что она была вынуждена отказаться от мужа. Но винить ее ни в коем случае нельзя. Одинокой женщине, да еще жене врага народа, надо было воспитывать дочь. Не дай бог такого никому! Поэтому я эту ситуацию понимаю. Но в целом Амина оставила очень хорошее впечатление. А вот дочь Чулпан я не видел. Говорят, она несколько раз приезжала в Оренбург. Но мы не встречались.

Готовя литературно-музыкальный вечер к 110-летию поэта, который состоялся на сцене театра 15 февраля, Рифкат Вакилович узнал интересные сведения. Пришел человек, который интересуется Мусой Джалилем. И рассказал, что у Джалиля было еще двое детей. Сын Альберт от первой жены и дочь Люция - от второй. Этих фактов нет ни в одном музее поэта.

- Но мы ввели эти факты в сценарий наряду с протоколами орского и оренбургского периодов его комсомольского прошлого, - говорит режиссер. - Муса Джалиль - фигура мирового значения. Мы хотим всесторонне охватить его личность. Я понимаю, почему данные о детях от других браков умалчивались. В советское время считалось, что Герой Советского Союза должен быть во всех отношениях образцовым. Но из песни слова не выкинешь. Тем более что это нисколько не умаляет ни его личности, ни его подвига.

А наша задача - общественности, интеллигенции - давать как можно больше информации о наших героях-соотечественниках. Именно сейчас, когда так важна тема патриотизма.

 

Фото автора и из архива театра

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.