Оглянуться... / Актерский факультет Московского института культуры

Выпуск №2-192/2016, Взгляд

Оглянуться... / Актерский факультет Московского института культуры

Этой осенью в Москве возник новый театр. Событие вовсе не рядовое по нынешним временам. Выпускники Актерского факультета Московского института культуры, завершившие образование еще в 2014 году, свой дипломный спектакль - импровизацию по рассказам Василия Макаровича Шукшина «Остановиться, оглянуться...» (режиссер Игорь Пехович, художественный руководитель постановки Николай Поляков, педагоги народная артистка России Т. Конюхова, Е. Нечаева, Т. Тихонёнок) года два играли, где придется, упрямо пытаясь сохраниться как театр. Упорство оказалось не напрасным: ребята недавно получили постоянную прописку в уютном подвале на улице Генерала Ермолова, дом 6, в нескольких шагах от метро «Парк Победы».

Молодые артисты назвались Театром Алексея Грановского в память выдающегося режиссера (1890 - 1937), одним из увлечений которого был поиск синтеза психологии и пластики, биомеханики и экспрессионизма по формуле: «Жест есть выражение мысли», чем были увлечены многие режиссеры 1920-х.

Художественным руководителем нового коллектива стал актер и режиссер Игорь Пехович, давно и интересно работающий в «студийном формате». Студийностью определяется интонационная свежесть спектакля, его специфическая искренность, естественная импровизационность актерских состояний. В разработку взяты два рассказа - «Материнское сердце» и «Сапожки». В первом простодушный парень, только что отслуживший на флоте и став в городе жертвой двух клофилинщиц, попадает после драки с милиционером под следствие. Из застенка его всеми силами пытается вытащить мать, такая же наивная и простодушная. Во второй лирико-комедийной новелле муж покупает жене дорогие сапоги на пару размеров меньше, ни минуты не пожалев о содеянном, «потому что хорошо».

Сюжеты полярных жанров режиссер И. Пехович объединяет мотивом природной общности людей, оказавшихся то ли на пароме, то ли в автобусе, где во время дальней дороги в город каждый рассказывает о чем-то своем. Одна женщина, например, едет продавать микроскоп, но знаменитая новелла, легко всплывая в памяти, остается «в перспективе». А в герое «Материнского сердца» угадывается «перспектива» героя знаменитого фильма «Ваш сын и брат»: матери вызволить его из тюрьмы не удастся, а он, затосковав, наверняка сбежит домой раньше срока, снова изуродовав свою жизнь. Сам же рассказ «Материнское сердце» развивается в репортажном ритме. Изящество эскиза здесь сочетается с зоркостью анализа ситуации, когда человек, беззащитный перед подлостью и цинизмом, рискует мгновенно и необратимо сломать судьбу.

Артист Алексей Волийчак своего Виктора видит существом бесхитростным, искренним, опасно открытым всему и всем. «Одиссея» парня в город завершается крахом: две подлые девицы его банально спаивают и грабят. Настырная Рита, блестяще сыгранная Юлией Минаковской, привлекает фальшивой прямотой, а явно неадекватная «Каучук» (Елена Демина) соблазняет «нездешней» сексуальностью. После драки представители высших сил Начальник милиции (Василий Соловцов) и Прокурор (Евгений Градусов), кажется, все понимают, однако Матери (Катерине Абросиной), трогательной и по-своему смелой, но растерянной до невесомости, от них нет помощи. Жизнь опрокинулась.

«Сапожки» разыграны как лирический анекдот в духе новелл О. Генри, но с поправками на бытовые реалии вполне советских городских поселений 60-х, когда одно и то же сельпо торговало вином, микроскопами и сапогами. Александр Волийчак здесь тонко играет иную ипостась лирического героя Шукшина. Его Сергей подвержен приступам вдохновения. Движим стремлением не просто сделать по-своему, а подарить любимой жене радость. Он если и «чудик», то позитивный. Так оптимистично развивается здесь идея тоски человека по празднику, «генеральная» для Шукшина.

Жена героя Клава (Надежда Конышева), постоянно напряженная в ожидании очередного «финта» супруга, все-таки оценила его душевный порыв. Но еще больше рады обе дочери: старшая Груша (Алла Чернышова) и младшая Глаша (Екатерина Готовцева), поскольку чудесные сапожки им доведется поносить раньше.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.