Фаина Раневская. "Прикосновение к биографии"

Выпуск №2-192/2016, Выставки

Фаина Раневская. "Прикосновение к биографии"

Так генеральный директор Музея имени А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов определил суть данной выставки, открывшейся 27 августа 2016 года, то есть непосредственно в день, когда отмечалась «круглая дата», связанная с Фаиной Георгиевной Раневской, к чьему жизненному пути можно действительно не более чем «прикоснуться». Настолько он необычен и тернист. Да и индивидуальность Раневской многогранна.

Хотя с последним аргументом сама Фаина Георгиевна, наверняка бы, не согласилась. Она же славилась повышенной, какой-то даже гипертрофированной требовательностью по отношению к себе, будучи абсолютно убежденной, что всего лишь «пропищала в искусстве».

Такой ироничный взгляд Раневской на собственную персону, видимо, вызвал наибольшую симпатию Ксении Лапиной и Людмилы Шемраковой - кураторов выставки. В результате чего в ее название они вынесли фразу самой Фаины Георгиевны: «У меня хватило ума так глупо прожить жизнь».

Кстати, целому ряду метких, как правило, «окрашенных» в философско-грустные тона, выражений Раневской отведено определенное место в выставочной композиции, организаторы которой, однако, не стали следовать наметившейся с некоторых пор негативной тенденции представлять Фаину Георгиевну исключительно автором многочисленных афоризмов, употребляемых по поводу и без такового. «В фокусе» здесь, прежде всего, оказалась Раневская - незаурядная трагикомическая актриса, помимо широкого диапазона обладавшая даром в полном смысле этого слова «вживаться» в «предлагаемые обстоятельства» своих ролей при отсутствии малейшего намека на игру.

Фаина Георгиевна вообще отрицала само это понятие применительно к актерской профессии. «Играют дети, в карты, на бегах», - рассуждала она в телевизионном интервью Натальи Крымовой, в котором позволила нам заглянуть в свое душевное «закулисье» со всеми его сожалениями о недостаточной актерской востребованности, сомнениями, комплексами и безмерным одиночеством.

Возможность пересмотреть эту памятную театралам со стажем передачу (а молодежи - познакомиться с ней) сотрудники ГЦТМ предоставили посетителям настоящей выставки, разместившейся в Лужнецком зале Главного здания Бахрушинского музея, большую часть пространства которого заняли фотографии Раневской в ролях.

Причем театральные создания Фаины Георгиевны в ГЦТМ предпочли не отделять от ее кинематографических работ. И это логично. Все-таки в сердце актрисы они были рядом.

Матери с трагическими судьбами Люси Купер из спектакля Театра им. Моссовета «Дальше - тишина» В. Дельмар и Роза Скороход из фильма «Мечта», мудрая Бабушка из выпущенной в Театре им. А.С. Пушкина сценической версии пьесы А. Касоны «Деревья умирают стоя» и нелепая, вечно голодная, но при этом неунывающая Таперша из картины «Александр Пархоменко», несчастная, сломленная тяжелыми семейными ситуациями Берди из спектакля столичного Театра драмы «Лисички» Л. Хэлман, и вздорная, грубая Мачеха из фильма-сказки «Золушка»....

Не забыта и бессловесная, безмерно влюбленная в клоуна Тота Статистка из поставленной в Малаховском Летнем театре пьесы «Тот, кто получает пощечины» Л. Андреева, обернувшаяся дебютом Раневской на драматической сцене. В этой роли она была замечена и высоко оценена режиссером и исполнителем заглавной роли Илларионом Николаевичем Певцовым.

Певцова и Павлу Леонтьевну Вульф Фаина Георгиевна всегда причисляла к категории своих наставников в профессии. Их портреты и дополненные комментариями Раневской фотографические изображения дорогих ей людей - партнеров, коллег-артистов, режиссеров, поэтов, вместе с экспонатами из личного архива актрисы составили еще одну существенную грань экспозиции.

Именно она позволила в очередной раз убедиться в том, что, мягко говоря, вздорность натуры Раневской, ставшая предметом разного рода легенд, объяснялась ее творческим максимализмом (доказательством чего служат многочисленные подробнейшие пометки на листах ролевых тетрадей), нетерпимостью к проявлениям профессиональной лени и человеческой нечистоплотности. А помимо гордости и независимости характер Фаины Георгиевны отличался еще и умением быть искренне благодарной всем заставившим ее волноваться, чему-то научиться, узнать нечто новое, ранее неведомое.

Качества редкие, раритетные, равно как и личность самой Фаины Раневской, каждая пусть и виртуальная встреча с которой - будь то видеозаписи, радиоверсии спектаклей и фильмы с ее участием или выставки, подобные той, что устроили в Бахрушинском музее, неизменно обогащает твой внутренний мир.

 

Фотографии предоставлены ГЦТМ имени А. А. Бахрушина

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.