Новые грани Таганки

Выпуск №2-192/2016, Лаборатория

Новые грани Таганки

Казалось бы, что нового можно узнать о режиссерских лабораториях? Во всем мире ими, как правило, руководят маститые режиссеры или педагоги, повышая профессиональный уровень участников, расширяя их творческий кругозор, да и просто, позволяя обменяться информацией о том, что происходит в других театрах, регионах, странах. Лабораторное движение вообще вещь замечательная. Оно всегда дышит молодостью, поиском, азартом открытия новых горизонтов и дает возможность вобрать бесценный опыт мастеров. У нас лаборатории возникают или традиционно на базе СТД, или же при театрах. Самая известная - лаборатория, которую уже несколько лет Театр Наций проводит в разных театрах малых городов России. Весьма популярны показы-эскизы, когда в течение короткого срока (около недели) режиссер ставит набросок будущего спектакля, более или менее позволяющий судить о зрелости замысла, о способе работы с актером и т. д. Иногда из этого может даже родиться полноценный спектакль, если лаборатория ставит себе такую задачу, но не обязательно. Стационарные театры живут своей жизнью, со своими планами, идеями, творческими амбициями. А вот познакомиться с новыми именами, проследить за ростом тех, кто уже заявил о себе раньше, - такая возможность у них появляется.

Однако сейчас в Москве проходит испытание на прочность качественно новый тип лаборатории, с впечатлением от которой я и хочу поделиться.

С уходом Юрия Петровича Любимова театр на Таганке оказался в кризисе. Департамент культуры решился на непривычный для столицы, но давно и благополучно существующий в Петербурге - я имею ввиду Театр имени В.Ф. Комиссаржевской и его художественного руководителя В. Новикова - да и во всем европейском театре, эксперимент - назначение во главу театра не режиссера, а директора с полномочиями худрука (у немцев это зовется интендант). В свое время я наблюдала за положительным опытом такого принципа театрального руководства в Магдебурге (Германия) и Бергене (Норвегия) в Национальном театре. Им руководил театральный критик Том Ремлов, выводивший театр на уровень свободной европейской площадки, открытой для режиссеров других стран, для международных экспериментов, с участием зарубежных артистов (в том числе и - впервые! - российских). То, что руководство государственным или региональным театром, имеющим постоянную труппу, поручается продюсеру - тоже в мире не новость.

Назначая руководителем Таганки Ирину Апексимову, Департамент культуры уже давно знал ее как опытного продюсера, имевшего за плечами опыт не одного десятилетия. В том числе и опыт театрального директорства. Перед Апексимовой была поставлена задача сохранения труппы, тщательно подобранной Любимовым, обновления репертуара, привлечения талантливой режиссуры, интересной драматургии. В этих условиях Апексимова решилась на эксперимент, показавшийся некоторым слишком дерзким, нарушающим привычные стереотипы, но активно поддержанный городом. Таганка стала позиционировать себя как театр-лаборатория молодой режиссуры. Что это дало за чуть более чем девять месяцев работы? Во-первых, труппа театра познакомилась с тридцатью одним (!) начинающим или достаточно недавно начавшим свой творческий путь режиссером. Понятно, что для режиссуры это еще одна стартовая площадка, новая возможность заявить о себе, да и просто поработать с тем драматургическим материалом, который далеко не всегда востребован другими театрами. А для актеров? Вот здесь-то и заложено для меня самое интересное. Что такое остаться без лидера, без главного режиссера, который и царь, и Бог, и отец родной (или суровый отчим) для стационарной труппы, насчитывающей более шестидесяти человек? Это, конечно же, тяжелейший стресс. И для нового руководителя самое главное - грамотно вывести людей из этого неплодотворного, болезненного состояния. Лечить же артиста можно только одним - новой работой, репетициями, пониманием перспективы своей жизни именно в этом коллективе. Лаборатория, по моему мнению, является в этом случае едва ли не самым лучшим лекарством.

Стоит только посмотреть, как все более уверенно и увлеченно актеры включаются в лабораторную работу. Поразительно, что после всего лишь семидневного репетиционного периода они почти всегда выходят на публику со знанием самого сложного текста. А ведь это и современная драматургия, и классика, вплоть до Шекспира и Лессинга. Естественно, многим бывает обидно, что так споро и азартно проведенная работа не найдет своего продолжения в репертуаре. Не все заявки по-настоящему удачны. Но уже состоялись премьеры «Золотого дракона» Р. Шиммельпфеннинга (режиссер Лера Суркова), «Кориолана» У. Шекспира (режиссер Анна Потапова), «Петербурга» А. Белого (режиссер Вячеслав Тыщук), «Эльзы» Я. Пулинович (режиссер Юлия Ауг). Ждут премьер «Мать» Б. Брехта, «Гробница малыша Тутанхамона» Э. Дефо, «Старший сын» А. Вампилова, «Иллюзии» И. Вырыпаева, «Голубая жизнь» М. Горького, «Фантазии Фарятьева» А. Соколовой, инсценировка прозы В. Шаламова, мюзикл С. Сондхайма «Суинни Тодд, демон-брадобрей с Флин-Стрит», «Красная Шапочка» Ж. Помора, «Похождения бравого солдата Швейка в тылу» по Я. Гашеку, «Вий» по Н.В. Гоголю. А впереди новый сезон и новые лабораторные сессии, которые расписаны вплоть до июля 2017 года. А кроме того, театр еще поддерживает, бережет любимовские спектакли, привлекает более маститых режиссеров к работе на своей сцене. Ирина Апексимова не просто сохраняет труппу, она дает ей возможность все время пробовать себя, открывать в себе новые грани творческих возможностей. Конечно, не все актеры приветствуют такой метод работы - он действительно на нашем традиционном репертуарном театре необычен, но ведь от этого он не становится менее продуктивным. Лаборатория открыта для всех артистов Таганки, стоит только захотеть войти под ее сень, а не ждать с тоской, когда тебя выберет придирчивое око очередного режиссера или главрежа.

Затевая такой эксперимент, Ирина Апексимова подкрепила свою деятельность, создав экспертный совет при лаборатории, который возглавляет В.Ю. Силюнас. Цель совета всегда одна - помочь режиссеру осмыслить данный этап его работы, высветить причины того, что не удалось, поддержать в интересном поиске, наметить дальнейшие перспективы. Подробный и всегда благожелательный анализ, не зависимо от того, насколько полноценным был представленный эскиз. Совету важно поддерживать атмосферу полнейшего уважения к напряженной и всегда предельно честной работе, проделанной и молодым режиссером, и актерами в столь короткий срок. Окончательное решение о включении в репертуар, естественно, остается за руководством театра. В качестве директора лаборатории Апексимова пригласила Елену Груеву, чье знание лабораторной специфики, творческого потенциала оперяющейся режиссуры страны, помогает искать наиболее перспективную молодежь и грамотно руководить лабораторным процессом внутри театра.

А теперь точка зрения продюсера. Посещая все показы Таганки, я открыла для себя замечательный творческий коллектив, привлекающий в полном смысле слова «лица необщим выраженьем». Рука Мастера, формировавшего эту труппу долгие годы, чувствуется во всех поколениях. Тот разнообразный и яркий драматургический материал, который предлагает лаборатория, позволяет актерам не только искать себя в новых ипостасях, но и приобщаться к разнообразным поискам, которыми живет современная молодая режиссура. Этот постоянный тренинг уникален для труппы, а для продюсера, который как, например, я в данный момент, работает в области кино, открывает ценнейшую панораму совершенно новых лиц, большинство которых, в силу тех или иных причин, выпали из сферы внимания или никогда в нее не попадали. Здесь можно искать не просто некие типажи, но воочию видеть потенциал актера, оценить его профессиональное бесстрашие, творческую пластичность и, наконец, желание работать.

Есть еще один интересный момент. Институт завлитства в его прежней форме постоянного поиска пьес, скрупулезной работы с авторами и прочая и прочая нынче на нашем театре упразднен. Почему так случилось - не тема этой статьи. Теперь и вовсе практикуется, что режиссер сам приходит с предложением поставить ту или другую приглянувшуюся ему пьесу. Резон в этом несомненно есть, спорить не буду. Лаборатория Таганки точно так же принимает заявки режиссеров на постановку того или иного произведения. Репертуар лабораторных показов радует своим разнообразием - здесь и классика, и новая драма, и пьесы западного репертуара разных лет. Так лаборатория не только знакомит театр с большинством молодой режиссуры, но и позволяет расширить кругозор самого театра, его взгляд на драматургию, которая может быть интересна зрителю сегодня. Случается, что режиссер не смог убедить в необходимости продолжать работу именно с ним, но интересный драматургический материал остается в портфеле театра или передается режиссеру, хорошо заявившему о себе.

Почему-то при слове «лаборатория» в сознании возникают только молодые лица, но к Таганке это не имеет никакого отношения. В эскизных показах поистине блистают «старики» - М. Полицеймако, Л. Селютина, Т. Сидоренко, А. Васильев, Ю. Смирнов, А. Граббе... В их работах столько мастерства, столько чувства, столько юмора и столько драматизма, что порой забываешь: ведь они тоже играют всего лишь в эскизах - и как играют! Впрочем, многие из этих работ уже справедливо включены в будущий репертуар театра.

Серьезное отношение артистов разных поколений к непростой лабораторной работе по-настоящему подкупает. Видно воочию, что большинство труппы согласно искать новую дорогу театра в изменившихся условиях, бережно относясь к своему прошлому и активно включаясь в творческий поиск решения тех задач, которые диктует день завтрашний. Двери лаборатории на Таганке всегда открыты для зрителей, которым в конце каждого вечера предоставляется возможность поделиться своим впечатлением от показа, выразить мнение о целесообразности включения той или другой работы в репертуар. Так, исподволь, формируется новая зрительская аудитория театра, заинтересованно относящаяся к происходящим внутри него творческим процессам, получающая возможность проследить путь спектакля от замысла к премьере.

Прошлое Таганки прекрасно, но его не вернешь. Главное, что она жива, не успокаивается, радует талантами и творческой отвагой.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.