«Доходное» для художника место

Выпуск №7-117/2009, Выставка

«Доходное» для художника место Уже с середины января 2009 года «Ведогонь-Театр», что в Зеленограде, начал праздновать свой юбилейный, десятый сезон, делая это не как все, а предварив грядущие, нескорые еще торжества персональной выставкой главного художника театра Кирилла Данилова.

Правда, у самого сценографа никакого «календарного» юбилея пока нет. Но в этом тоже проявилось своеобразие подхода популярного творческого коллектива к такому нервотрепному событию, как всякий, даже театральный, юбилей.

Все нервные затраты этого занятия «Ведогонь-Театр» остроумно решил рассредоточить во времени, а начать – со сценографа, поскольку образ любого спектакля на удивительно уютной крохотной его сцене прежде всего и всего интереснее проявляется в работе художника.

Окончив постановочный факультет Школы-студии имени Вл.И.Немировича-Данченко в 1987 году (руководителем диплома был народный художник СССР В.Я.Левенталь), сценограф Кирилл Данилов за истекшие с тех пор два десятка лет оформил на сценах Москвы, Кирова, Ташкента, Ярославля, Самары, Санкт-Петербурга и других городов множество спектаклей. Среди них были и такие, что получили значительный резонанс, например, «Последние» М.Горького в Ярославском ТЮЗе и «Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого в «Ведогонь-Театре» (оба в режиссуре А.Кузина), или, значительно раньше, «Гамлет» Шекспира, «Маленькие трагедии» Пушкина и «Черная курица» А.Погорельского с режиссером А.Клоковым в Кировском театре «На Спасской».

Вся экспозиция была на сей раз распределена по пространству спектакля «Доходное место», который есть в репертуаре «Ведогонь-Театра».Художник К.Данилов и режиссер П.Курочкин решили эту пьесу как драму нового поколения, «загнав» ее героев в узкий коридор пугающе безликого присутственного места, где из узких щелей внезапно выезжали длинные казенные столы, обтянутые, как и стены, болотного тона сукном.

Чтобы подробно разглядеть детали макетов и эскизов, выставленных здесь, зрители вернисажа, наверное, впервые сами вышли на сцену, что тоже прибавило новизны происходящему. Художник Кирилл Данилов всегда точно знает, сколько пространства необходимо сюжету, как точнее распределиться в специфических условиях камерной сцены «Ведогонь-Театра» и, ничего не теряя по существу, внятно выразить пластические признаки эпохи и стилистику автора.

«От себя» он добавляет внутренние ритмы, чтобы сохранить подвижность среды, хотя сделать это на небольшом пространстве труднее всего.

Сценограф не боится и глубины, умело заполняя ее образной энергией, придавая пространству прозрачность и многослойность, например, в «Гамлете», сделанном в Кирове, «Острове сокровищ», поставленном в Ярославском ТЮЗе, или «Поминальной молитве» (драму Г.Горина они с режиссером А.Кузиным воплотили в Рыбинске).

Художник может выгородить на сцене целый город, который по законам сцены сразу станет сказочным («Малыш и Карлсон» в Ярославском ТЮЗе). Или так оденет персонажей «Датской истории» по мотивам «Гадкого утенка», что они покажутся героями балета И.Стравинского. А обитатели подземного царства из оформленной Даниловым «Черной курицы» похожи на средневековых рыцарей времен Ледового побоища и двигаться могут только под музыку С.Прокофьева.

В творчестве Кирилла Данилова очевиден интерес к философским сюжетам, острое внимание к бытийным темам. Притчевая природа происходящего волнует художника в «Танго» Мрожека, «Гамлете» и «Гадком утенке», «Последних» и «Ревизоре». Поэтому работает художник в основном с режиссерами, приверженными решению вечных вопросов, исповедующими театр глубокой мысли Пожалуй, плодотворнее всего этот интерес проявился в работе над трагедией А.К.Толстого «Царь Федор Иоаннович».

«Ведогонь-Театр» уже показал спектакль на многих фестивалях. И всякий раз трагедия, звучащая на своей сцене с какой-то пугающей интимностью, подчиняясь новым условиям, обретает другие обертоны, иной масштаб, неожиданные оттенки и смыслы. Причиной тому не только универсальность замечательной пьесы, но и тонко прочувствованная художником поэтическая ее многозначность.

Молодой художник Кирилл Данилов достойно и смело переходит в категорию мастеров среднего поколения, с чем его и хочется поздравить, предваряя все грядущие юбилеи.

Выставка была расположена на сцене, в декорациях спектакля «Доходное место».
Зрители сидели сначала в зале, потом выходили осматривать макеты и эскизы на сцену.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.