Он подарил им свое имя / Юрий Комиссаров (Москва)

Выпуск №3-193, Лица

Он подарил им свое имя / Юрий Комиссаров (Москва)

Бывают артисты, широко известные благодаря зачастую не столько сцене, сколько экрану, нещадно эксплуатирующему некую часть их дарования.

Бывают артисты, любимые театральной публикой, - на них ходят, щедро одаривают аплодисментами и цветами.

Бывают артисты, без которых не может существовать театр, потому что они - не изысканное лакомство, подаваемое по случаю, а тот черный хлеб, без которого прожить очень трудно, потому что он незаметен, но необходим и незаменим.

Как правило, они играют небольшие роли, но их невозможно не увидеть, не оценить в каждом, пусть и непродолжительном появлении; всегда готовы на срочные вводы, замены; не брезгуют эпизодическими ролями, потому что самым главным для них является Служение избранному однажды и навсегда делу жизни.

А жизнь их буквально пронизана Театром - близко к сердцу воспринимают они все мелкие и крупные события внутритеатральной жизни, доброжелательны, всегда готовы придти на помощь, умеют поддержать, поделиться опытом, искренне, от всей души разделить радость и неудачу.

Когда я думаю о Юрии Даниловиче Комиссарове, отдавшем Центральному театру Советской, а потом и Российской армии, фактически всю свою жизнь - с 1954 года по сей день, именно эти мысли приходят в голову: о незаменимости, необходимости подобных людей, которых становится все меньше и меньше, потому что каждое новое поколение живет уже совсем другими интересами и ценностями.

Наверное, и самого Юрия Комиссарова удивило бы, если бы я призналась, что прекрасно помню его в спектакле «Барабанщица» А. Салынского, где он играл персонажа, названного Парень в тельняшке, - совсем немного сценического времени и реплик было у этого героя, но его какая-то удивительная целостность внутреннего мира, яростное стремление к победе захватывали своим невымышленным пафосом. И в таких спектаклях, как «Океан» А. Штейна, «Физики» Ф. Дюрренматта, безымянные персонажи Юрия Комиссарова привлекали внимание, заставляли напряженно следить за ними, потому что, будучи частью сообщества, оставались индивидуальностями.

А потом последовали роли более значительные и очень разнообразные по характеру, восприятию мира, духовному наполнению. Но всегда эти работы отличал некий «фирменный знак» Юрия Комиссарова - артиста думающего, глубоко чувствующего, ироничного, с той долей тонкого юмора и даже лукавства по отношению к себе самому и своему персонажу, что не так уж часто встречается в актерском почерке, но артисту помогает найти наиболее емкую и точную характеристику образа. Юрий Комиссаров владеет этим искусством безупречно, потому что прошел хорошую профессиональную школу, обогатившую его природный талант неким особым сочетанием черт персонажа и собственной личности. И еще потому, что всегда доверял режиссерам, с которыми довелось работать. Иначе можно ли было бы представить себе, что артист сегодня играет ввод на роль мрачноватого слуги Корнехо в «Учителе танцев» Лопе де Вега, а завтра предстает перед зрителем легким, кажущимся бездумным, лишь в самой глубине души понимающим все происходящее вокруг и по-своему страдающим от этого понимания Вожеватовым в «Бесприданнице» А.Н. Островского - и подобных сопоставлений-противопоставлений в творческой биографии Юрия Комиссарова оказывается много. Собственно, из них и состоит его театральная жизнь, театральная судьба...

Ярчайшими работами Юрия Комиссарова в разные годы были Лебедев в «Идиоте» по роману Ф.М. Достоевского - один из сложнейших образов в творчестве великого писателя, шут и философ, приспособленец, наделенный парадоксальным и острым чувством собственного достоинства; Пончик Непобеда из «Адама и Евы» М. Булгакова - та поразительная смесь различных человеческих качеств и свойств, что всегда интересовала Булгакова и была препарирована Юрием Комиссаровым с поистине медицинской точностью; Бубнов в горьковском «На дне» - упрямо пытающийся выбраться наверх, к солнцу, к людям, к настоящей работе, несущий в себе мрачную, но великую веру в труд как единственный путь для человека, который «звучит гордо». В той одержимости, которой Юрий Комиссаров наделил своего Бубнова, было что-то страшное, но и захватывающее, заставляющее верить этому человеку и тому, что он все равно, вопреки всему, прорвется.

А дворецкий Павлин Савельевич из «Волков и овец» А.Н. Островского - сколько достоинства, сколько умения оценить окружающих было в этом человеке, в его беглом и проницательном взгляде на свою барыню и ее ближайший круг!

О работах Юрия Комиссарова можно рассказывать долго, так же, как и об удивительных человеческих качествах того, кто выбрал в жизни высокое служение своему Богу - Театру. Но главное - что они живут в памяти, эти такие разные, ни в чем не схожие персонажи, порой даже лишенные имени. Они гордо несут имя своего создателя, которому 27 ноября нынешнего года исполнилось 80 лет.

Поверить в это невозможно, потому что Юрий Комиссаров по-прежнему остается молодым в душе, жадным до впечатлений, которые, складываясь, выковываются в ювелирно отточенные сценические характеры и - в особое отношение к окружающим его людям...

 

P.S. 11 ноября Юрия Даниловича не стало. Он мужественно противостоял болезни, но она победила.  А я решила ничего не переписывать — пусть он останется живым на этих страницах.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.