Театр и театральная критика в культуре современного российского общества

Выпуск №3-193, Взгляд

Театр и театральная критика в культуре современного российского общества

Предлагаем вашему вниманию фрагмент диссертационной работы на соискание звания кандидата философских наук Дины Литвиной (Омск). Эта работа представляется нам актуальной и нуждающейся в знакомстве с нею широкого круга людей, занимающихся театром.

За последнее время, буквально на наших глазах произошло изменение системы ценностей, нравственных ориентиров, жизненных приоритетов и целей в современном обществе. Сегодняшняя ситуация, когда все сферы жизнедеятельности общества подчинены рыночной экономике, необходимости зарабатывания денег, учреждения культуры находятся в состоянии «выживания», и это невольно приводит к тому, что нивелируется сама сущность духовной культуры, ее интеллектуальных и эстетических свойств. Общество потребления как одна из ипостасей «массового общества» приводит к перекосу в сторону приоритетности материальных ценностей в ущерб духовных. Это предопределяет возросшее влияние рынка, который оказывает давление на все сферы деятельности, будь то предпринимательство или культура. Природа рынка такова, что любая социальная сфера становится коммерческим предприятием, материальная выгода становится главной задачей. Не миновало это и современный театр.

Человек в современном обществе находится в среде массовой культуры, в сохраняющейся жажде «хлеба и зрелищ» и ожидает выполнения от нее релаксационных функций. В этих условиях художественная культура, театр как ее часть в том числе, вынуждена балансировать между исторически закрепившимися за ней функциями и стремлением к самовыражению; она теряет свой социализирующий сверхстатус, и художественное творчество в погоне за заработком становится все более легковесным и развлекательным - и все менее познавательно-воспитательным и нравственно-эстетически нагруженным.

Такое отношение субъектов художественной культуры к своему творчеству - к искусству в частности, и ситуация, в которой оказалась эта сфера жизни общества, естественно, заметно в театре. И для нас особенно наглядно на примере России, в которой театр претерпел двойную трансформацию: структурную и творческую. Если раньше существовали только самодеятельные и государственные, стационарные театры, был строго означенный репертуар, то сегодня все чаще возникают частные театры, антреприза, а решение о появлении тех или иных спектаклей принимается учредителем театра. И не всегда выбор пьесы связан с ее художественной ценностью. Причины этого как минимум две: 1) современный театр находится на самоокупаемости, бюджет зачастую не покрывает даже расходов на заработную плату; 2) в силу чего сегодня театр все чаще становится местом эксперимента ради эксперимента, трибуной для художников-режиссеров, которые в угоду зрелищности не задумываются о нравственном воздействии спектакля на зрителя, преследуя цель увеличить посещаемость ради рейтинга и кассы. Проблемность ситуации усиливается тем, что постоянный поиск новых средств и способов выражения, попытки отличиться в переосмыслении классики и тем самым войти в мировое театральное сообщество через такую организационную форму, как фестивальное движение - все это часто ведет к возникновению сомнительных мировоззренческих ориентиров, подмене понятий, появлению псевдодуховных видов творчества. И тому есть ряд причин, не только профессиональных и экономических, но и социальных и даже политических.

Это видится особенно опасным, так как подобные эксперименты в области театрального искусства продвигаются и одобряются современными так называемыми фестивальными тенденциями. В таких условиях значительное число театральных критиков в России приняли позицию фестивальности и говорят о том, что современный театр - жесткий и реалистичный, минималистичный и новаторский; классика не воспринимается как образец театральности, способный говорить о проблемах сегодняшнего дня. На наш взгляд, в основе таких практик лежит философский подтекст тенденции культуры постмодерна с его коллажностью, идеей «смерти Автора», тенденцией к «высмеиванию сакрального» ради «освобождения от угнетения моралью».

Актуализируется проблемность рассматриваемой темы еще и тем, что в последнее время наблюдается рост постановок, основанных на ставшем модным принципе: настоящее время, современность «как она есть». Безусловно, здесь понятно желание режиссеров окунуть зрителя фактически в бытовую реальность и показать, насколько она противоречит нравственным традициям прошлого, насколько сильно изменились формы подачи зрителям духовных ценностей и проч. Но по факту получается другой эффект: человек, которому показали на сцене его же повседневную реальность, выходит из театра и по инерции продолжает ощущать себя в той же реальности, он не делает никаких выводов, поскольку театр не дал ему нового содержания, а зачастую - понизил планку нравственных и эстетических чувств. Таким образом, собственно театральный посыл оказывается нереализованным. Если не препятствовать этой тенденции, то рынок в конце концов полностью монетизирует искусство.

В качестве одного из препятствий рыночной экспансии театра может стать просвещение и театральных деятелей, и зрителей. Есть две формы такого просвещения: среднее и высшее образование и художественная критика. Последняя может стать посредником между театром и зрителем, помощником для театральных режиссеров, дающим возможность посмотреть на себя с иных позиций и донести до зрителей свою идею, а зрителей склонить к максимальной включенности в театральный нравственно-эстетический контекст может качественная театральная критика. Проблема заключается в том, что это явление в современной России крайне неразвито, а качественность любой деятельности задают образование и профессионализм. Но в реальности существует всего несколько театральных журналов в Санкт-Петербурге, Москве. Однако и они ориентированы в основном на спектакли фестивальных форматов либо на определенный, узкий круг театров и/или личностей. Репертуарные же спектакли остаются в стороне, часто непонятые зрителем. Особенно остро эта проблема стоит в регионах. К тому же критики охотнее обращаются не к массовому зрителю, а к «братьям по цеху».

Вот почему в основание исследовательской работы положены идеи о том, что сегодня художественная культура, а в частности театр, переживает трансформацию своей глубинной сущности, происходит подмена ценностей и искажение толкования эстетичности и морали, а в целом - искусства. И считая, что театр как форма художественной культуры является в большей мере искусством, чем только лишь зрелищем, в качестве гипотезы выдвигается мысль о том, что воспитание зрителя требует разворота критики к публике, а режиссеров-«новаторов» - к критике, - тогда она окажется способной в какой-то мере исправить сложившуюся ситуацию и вернуть театру его важную воспитательную функцию.

Нельзя забывать о том, что зритель является полноправным участником театральной коммуникации - не только как ее субъект, но и как объект.

Именно с этой точки зрения необходимо говорить о театральной критике как явлении, которое обращено к зрителю - объекту театрального процесса. Об этом писали еще в ХIХ веке; роль, сущность и проблемы сегодняшней театральной критики раскрывают в своих статьях многие театроведы и критики. Но среди них довольно редко предпринимается попытка поиска критериев оценки театрального произведения, написания рецензии. Представляется, что это говорит о существовании серьезного кризиса - не только театральной критики, но и той реальности, в которой сегодня существует театр.

С формальной стороны, этапы становления и трансформации театра представлены в научной литературе. Обозначенное состояние научной разработанности проблемы говорит о большом документальном и информационном потоке, что помогает получить представление о театре как составной части художественной культуры. Но демонстрируя существующую разноплановость теоретического и эмпирического материала, касающегося вопросов театра в культуре общества, нравственности (морали), ценностей, это требует серьезного осмысления с позиций соотношения истории, традиций и современности, критического отношения к использованию категорий сущности и явления, взаимосвязи существующих тенденций и развития общества.

Наиболее важными представляются мне следующие четыре проблемы: проблема профессионального образования, проблема отсутствия в регионах специализированных театральных изданий, проблема фестивальной направленности спектаклей, утраченных нравственных границ в театральном искусстве.

Нам необходимо осмыслить существующие проблемы именно с точки зрения философии, поскольку они напрямую связаны с содержательными характеристиками человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех их базовых проявлениях.

Кроме того, важно отметить изменения, которые произошли в обществе и сознании людей с течением времени. Это явление находит отражение в философии, в ее социальной функции. Ведь в процессе развития общества всегда наступает период, когда ранее установившиеся и казавшиеся фундаментальными представления о человеке, о его месте в мире, о нравственности и морали, о добре и зле и т.д. утрачивают свою силу и значение. Философия помогает разобраться в том, что необходимо сохранить, а что - оставить в прошлом, пытается найти новые мировоззренческие ориентиры и сформировать ряд новых мировоззренческих идей, отвечающих возникающим историческим требованиям. А потому особенно важным представляется понять:

  1. В чем заключается роль театра на каждом этапе его развития в системе существующей исторической реальности?

  2. Каковы причины деформации нравственных ценностей во второй половине XX-начале XXI века?

  3. Что такое «фестивальность» и как может быть оценено это явление для театрального искусства?

  4. Есть ли, а если есть, то где нравственная и эстетическая граница в осовременивании классики?

  5. Возможно ли сегодня позитивно воздействовать на зрителя посредством театра в условиях деформации нравственных ценностей?

  6. Какова роль и имеет ли место фактор критика в отношении театр-зритель?

Нельзя отрицать, что в нравственно-эстетическом восприятии действительности театр выступает важным всевозрастным инструментом.

Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:

  • выделить художественную культуру, ее эстетические, нравственные и гуманистические свойства в ее влиянии на человека в условиях массмедиа;

  • в условиях дискуссионности сформулировать рабочие определения творчества, художественной деятельности и искусства в их системном единстве и как смыслообразующие понятия данной области человеческой деятельности;

  • выявить тенденции к трансформации игровых, духовных, эстетических, интеллектуальных традиций, лежащих в основе театра;

  • рассмотреть реальный статус социокультурных функций театра в современном российском обществе и выявить основные проблемы современного театра;

  • обосновать ответ на вопрос: нужна ли критика как самостоятельный фактор художественной культуры в XXI веке;

  • рассмотреть театральную критику в качестве важнейшего элемента решения проблемы.

И здесь, на мой взгляд, особенно важным представляется взаимоотношение «театр-зритель» и, соответственно, театральная критика в России XX-XXI вв. как необходимое связующее звено в отношении «театр-зритель».

В диссертационной работе выделены материально-практические ценности, духовно-практические, познавательные, нравственные, общественно-политические - они взаимопересекаются, и центром такого взаимопроникновения является эстетическая ценность, которая воплощает чувственно-эмоциональное утверждение человека в мире прекрасного и реально осуществляется в созидательной, творческой деятельности, в означивании свойства прекрасного природы и общества, в расширении, углублении и гуманизации коммуникаций между людьми, в нравственном прогрессе.

Но следует отметить, что отнюдь не всегда произведение художественного творчества содержит в себе нравственно-эстетическое. Если творчество рассматривать в широком плане, то это создание либо нового предмета, либо нового свойства в имеющемся. Тогда художественная деятельность всегда содержит в себе в той или иной степени элементы творчества. Искусство не просто продукт, а особый результат художественной деятельности, в котором творчество как в количественном, так и качественном воплощении достигает максимума нравственного и эстетического воздействия на субъекта. Отталкиваясь от сделанного вывода о понятиях современного художественного творчества и искусства, в работе предложены критерии определения искусства и неискусства. В частности, то, на какую сторону жизнедеятельности человека направлен продукт художественного творчества: физиологическую или социально-гуманистическую, духовную. Последняя как раз связана с фундаментальными человеческими ценностями - добро, любовь, свобода, ответственность, справедливость, совесть, счастье, - а также с нормами поведения и моралью. Если же продукт художественного творчества направлен на возбуждение физиологической стороны человеческой жизни, то это просто художественный продукт, не искусство, т.к. в нем искажена нравственно-эстетическая составляющая.

Художественная деятельность - это сложная коммуникативная система, в которой представлены различные взаимосвязи: художника с окружающей действительность, произведения художественного творчества с целевой аудиторией; при этом целевая аудитория является одновременно и объектом, на который направлено художественное произведение, и субъектом, который это произведение воспринимает. Таким образом, мы наблюдаем постоянный диалог в процессе художественной деятельности.

Функции искусства связаны с его аспектами и идентичны структуре человека как личности познающей, творящей, играющей, осуществляющей межличностную коммуникацию, дающей оценку миру, обучающей и обучающейся. Значит, произведение художественного творчества тогда может называться искусством, когда оно обладает всеми этими функциями: когнитивной, аксиологической, прогностической, суггестивной, компенсационной, катарсической, гедонистической, развлекательной, эвристической, коммуникативной, социально-организаторской, социализирующей, воспитательной, просветительской. Вся система этих функций базируется на эстетически-художественной специфике искусства. Таким образом, мы можем говорить об еще одном критерии отличия искусства от неискусства.

Театр в России имеет особый путь. Особенно это становится заметно в XX веке, когда появился режиссерский театр, который в свою очередь спровоцировал возникновение других, отличных от него течений.

Вся история театра XX века - это поиск новых форм работы с текстом, общения со зрителем; формирование новых мировоззренческих идей. Театр становится полем тотального эксперимента: главное течение этого времени - авангард - рождает такие формы, как перфоманс и хэппенинг, варьете, кабаре и мюзик-холл, сюрреализм, «театр жестокости» и театр абсурда. Театр соединяет в себе мировой художественный опыт, являет собой беспокойную энергию творчества. Тем более актуальной становится рассмотрение соотношений «Театр-зритель», «зритель-критика», «театр-критика».

Профессиональная театральная критика, по мнению автора данной работы, способна наладить конструктивную связь между театром и публикой, а также между театром и критикой: с одной стороны, дать возможность театру услышать мнение профессиональных подготовленных зрителей, а с другой - помочь неподготовленным зрителям критически интерпретировать театральное высказывание.

Проблема в том, что сегодня такая профессиональная критика существует только в Москве и Санкт-Петербурге, т.к. там есть высококвалифицированные высшие учебные заведения, которые занимаются подготовкой соответствующих кадров. В регионах все иначе: в некоторых городах есть вузы, обучающие по специальности «Театроведение», но выпускники либо не занимаются этой деятельностью, либо им негде себя реализовать: в городах практически нет специализированных изданий или места в общественно-политических газетах и журналах, где могли бы быть опубликованы рецензии. Есть и такие регионы, где появляются так называемые школы театрального журналиста, но - это две разные профессии. И то, что в региональной прессе появляется под рубрикой «Театральная рецензия» чаще всего - личная оценка, основанная на простых категориях «нравится/не нравится», безотносительно подробного разбора, анализа, углубления в детали, проведения параллелей с контекстом времени.

А главной задачей написания театральной рецензии являются такие моменты, как проникновение в детали, анализ, разъяснение, рассуждение о спектакле как о части общественной жизни (культурного процесса, эпохи), не сравнение спектакля с виденными ранее (если это спектакль по пьесе, которую уже где-то можно было увидеть), а учитывание аудитории, для которой пишется материал, оценка всех компонентов спектакля (пьеса, актерское мастерство, художественная составляющая), умение автора быть убедительным, видеть спектакль во всем его противоречии.

Сверхзадача профессиональной театральной критики, сохраняя принцип (руководствуясь критериями) нравственности и эстетики, среди возникающих результатов художественного творчества выделить те, которые являются максимально приближенными к искусству. А также - взять на себя функцию художественного воспитания зрителя.

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.