Соколы и вороны на маскараде жизни / Гастроли Ставропольского театра драмы им. М.Ю. Лермонтова

Выпуск №3-193, Гости Москвы

Соколы и вороны на маскараде жизни / Гастроли Ставропольского театра драмы им. М.Ю. Лермонтова

Гастроли Ставропольского академического ордена «Знак Почета» театра драмы им. М.Ю.Лермонтова прошли в Москве впервые за последние 28 лет по инициативе директора Малого театра Тамары Михайловой.

Выбор спектаклей для показа на столичной сцене Малого театра - «Соколы и вороны» по одноименной пьесе А.И.Сумбатова-Южина и «Маскарад» М.Ю.Лермонтова - вполне объясним. И уважили Михаила Юрьевича Лермонтова, чье имя достойно носит театр, предложив московскому зрителю авторское прочтение драмы «Маскарад» в постановке народного артиста России Юрия Еремина (хотя мне представляется несколько странным подобное проявление уважения - слишком многое в спектакле оказалось перевернутым, не соответствующим драме юноши, создавшего шедевр), и показали мелодраму по пьесе драматурга, чья судьба была тесно связана с Малым театром. Александр Иванович Сумбатов отдал 45 лет своей жизни служению этому театру, на сцену которого выходил под псевдонимом Южин. Начинал как актер, потом занимал ряд административных должностей (управляющего труппой, председателя Совета, председателя дирекции, директора, почетного директора), а в 1877 году написал первую свою пьесу «Права жизни». Несколько позже вместе с Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко он создал пьесу «Соколы и вороны», которая была сразу же запрещена цензурой для показа в императорских театрах. «Театр... - писал Александр Сумбатов, - это художественный отклик на общественные запросы путем воплощения на сцене в живых людях самых сложных коллизий общественной и личной психики». Видимо, именно в этих самых «коллизиях», ставших сюжетными линиями пьесы, цензоры того времени углядели опасность влияния на умы.

Сегодня об отрицательном влиянии на наши умы речь, конечно же, не идет, но вот к нашей совести пьеса обращается. А уж сделать выбор жить по совести или по расчету, совершать хорошие или худые поступки, любить или предавать, помогать человеку или уничтожать его - на совести каждого из нас. Одним словом, прошло почти 150 лет, но ничего не меняется!

«Соколы и вороны» была одной из самых репертуарных пьес, но авторы наверняка даже не предполагали, что она будет такой «долгожительницей». Сегодня имя этого драматурга редко встретишь на театральных афишах, а потому не лишним будет хотя бы в двух словах описать ее сюжет.

Честного кассира коммерческого банка Сергея Зеленова (и здесь ключевое слово - честный) уже два года тайно любит молодая жена управляющего банком - Евгения Константиновна, о чем Зеленов даже не догадывается и решает жениться на скромной учительнице Антонине Трофимовне. Это известие Евгения Константиновна воспринимает болезненно до такой степени, что в ее голове рождается идея страшной мести.

Общеизвестно, что ради любви человек способен на многое, но еще на большее, как показывает жизнь, он способен ради отмщения. И тут, как говорится, все средства хороши. Евгения Константиновна Ирины Баранниковой женщина яркая, стильная, сильная, уверенная в себе и в своем стремлении быть счастливой. Смотришь и диву даешься, сколько таких вокруг нас - красивых, замужних, любимых своими обеспеченными мужьями. Живи и радуйся. А радости нет, потому что скучно им живется, без романтики, без страстей, поскольку, как правило, не любят своих благоверных, а потому ищут остроты чувств. Не повезло Зеленову, что Евгения Константиновна «глаз положила» именно не него. И не лучший он для нее вариант, но других вокруг нет. Зеленов Олега Хомутова - человек положительный во всех отношениях: работящий, честный, приятной наружности, умный, борющийся за правду до самого конца. Конечно, на фоне его молодости довольно почтенного возраста муж Евгении Константиновны Лев Петрович проигрывает. Михаил Новаков создает образ человека опытного, богатого, попадающего в общем-то по своей воле в сложную и жизненную, и психологическую ситуации. Актер проживает полную гамму чувств от сомнений совершать или не совершать подлость до растерянности от понимания, что жена не любит его, а он стал ее слепым орудием мести. И этот путь действительно сложен, ведь ему нужно сохранить честь, достоинство и репутацию честного человека. Все, как и предполагалось, закончилось крахом, потому что в пьесах практически всегда добро побеждает зло (а вот в жизни так не всегда случается).

А что же Зеленов? Ему тоже предстоит пройти нешуточные испытания. Человек не очень обеспеченный, держащийся за свою работу как единственный источник дохода, но нагло оклеветанный, он достойно и благородно проходит все испытания, поскольку правильно воспитан и имеет характер стойкий и несломленный. Антонина Трофимовна Марины Катковой - девушка ему подстать. Но только на первый взгляд, поскольку не большая любовь стала причиной ее желания выйти за Зеленова замуж, а единственное желание вырваться из нищеты. Актриса в первой же сцене «срывает маску» со своей героини, убедительно показывая ее двуличность.

Этот любовный квадрат органично и многогранно дополняют персонажи второго плана. В первую очередь, Иван Александрович Тюрянинов в исполнении Александра Кошелевского, который, по сути, сыграл подлеца высшей пробы, каких сегодня вокруг пруд пруди. Актер рисует образ человека, у которого уже ничего не осталось святого. Именно в его уста автор вложил ключевые слов: «Есть вороны, что падаль клюют, а есть соколы, что с налета бьют». Вот и решал зритель уже самостоятельно, кто есть кто и на сцене, и в жизни.

Ярким по характеру получился образ Трофима Дормедонтовича Штопнова в исполнении Владимира Петренко. Вот где в полной мере проявилась русская широкая душа: если жить, так по полной, если наливать, то до краев, если пить, то до дна. Ах, как актер органичен и точен в своих внешних приспособлениях.

Режиссер-постановщик народная артистка РФ Наталья Зубкова шла от прописанных в пьесе русских узнаваемых характеров, а потому поставила русскую пьесу в лучших традициях русского психологического театра, не мудрствуя и не ставя за цель прочитать ее по-новому, чем и подкупила зрителя, уставшего от суперсовременных постановок, когда забываешь, какую вообще смотришь пьесу. Она просто пошла за автором, не убоявшись ни чувств, ни страстей героев, и показала, как легко и быстро может разрушиться личность.

Спектакль получился чистым по оформлению художника-постановщика заслуженного художника РФ Валерия Мелещенкова, который был лаконичен и точен в сценографических деталях. Радовали костюмы в стиле конца XIX века (художник по костюмам Наталья Шевякова), а ухо наслаждалось русской правильной речью. Ставропольцы покорили честностью в человеческих проявлениях, а потому зрители получили именно то, ради чего ходят в театр.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.