Оренбургские театральные сезоны / К 160-летию драмтеатра им.М. Горького

Выпуск №3-193, Портрет театра

Оренбургские театральные сезоны / К 160-летию драмтеатра им.М. Горького

2016 год - год юбилея театра в Оренбурге!

Имя первого театрального антрепренера в Оренбурге - Борис Климович Соловьев. Его считали антрепренером «средней руки» и с «зело слабенькой» труппой, однако, как ни странно, имя Соловьева стоит у истоков зарождения театров в Вологде, Рыбинске, Владимире, Симбирске, Архангельске, Самаре... Случился на его пути и Оренбург. Губернатор Оренбургского края граф В.А. Перовский на письмо Соловьева о разрешении открытия в городе театрального дела ответил, что он «в рассмотрение подобных просьб не входит, но на прибытие последнего в Оренбург и открытие здесь спектаклей препятствий не видит, ежели проситель сочтет это для себя выгодным». Театр в городе на рубеже Европы и Азии с легкой руки Соловьева прижился-таки. Бывали времена взлета и падения интереса оренбуржцев к театральному искусству, однако зерно брошено, всходы пошли и вскоре Оренбург уже не мог обойтись без театра. Оренбуржцы с нетерпением ждали приезда новой антрепризы и открытия нового театрального сезона. Г. Успенский отмечал, что зритель, замкнутый в сером кругу провинциальной обыденности, «с истинным благоговением относился к малейшим минутам наслаждения, доставляемым театром».

 

«Оренбург, находясь на рубеже Европы и Азии, составляет пункт, куда съезжаются торговцы всех средназиатских ханств, давно уже нуждался в театре в видах усиления влияния на азиатцев русской цивилизации и для удовлетворения потребностям общественной жизни самого города, население которого превышает 35 тысяч душ», - строки из ходатайства генерал-губернатора Крыжановского перед военным министерством о передаче здания театра, переделанного из манежа, городу.

 

Надо признать, первые антрепренеры особо не баловали Оренбург новинками. В одной из газетных публикаций того времени даже прозвучало, что «гении Оренбургу не по карману», дескать, довольствуемся тем, что имеем. Однако зрители, знакомясь и приобщаясь к театральному искусству, становились компетентными и взыскательными, повышая планку своих предпочтений и обязывая антрепренеров соответствовать им. Этот процесс находился в постоянном развитии. Среди театральных антрепренеров оренбургского театра были А.А. Рассказов, Н.С. Вехтер, П.И. Казанцев, И.П. Новиков, А.М. Каралли-Торцов, А.П. Грубин. Все они внесли свою лепту в развитие и продолжение театральной истории в Оренбурге.

 

В 1921 году руководство театрами страны было передано художественному отделу Главполитпросвета. «Большевистская партия стремилась как можно скорее идейно перевооружить работников театрального искусства, приблизить их творчество к решению основных задач, стоявших перед молодой советской республикой», - вспоминал очевидец событий актер А. Сумароков. Вскоре Оренбургскому городскому театру было присвоено наименование - Первый советский театр.

В воспоминаниях театралов остался 1935 год с ярким жизнеутверждающим репертуаром! Главный режиссер Александр Верховский, художник Артур Холодков, артисты Мария Романычева, Николай Север, Виктор Петипа, Борис Ленин и другие.

 

 

В роковой для нашей страны июнь 1941 года Чкаловский драматический театр был на гастролях в казахском Уральске. Труппа театра была срочно отозвана с гастролей, а в области сразу же началась мобилизация. Были мобилизованы и многие артисты театров. Из стен Оренбургского драматического театра ушел на защиту Родины актер Иван Яковлевич Бражников, служивший стрелком-радистом. Блокируя переправу через реку Днестр, он вместе с экипажем сбил три вражеских самолета и за проявленное мужество был удостоен звания Героя Советского Союза. В 1941 году ушел в ряды Красной Армии художник Дмитрий Фомичев, где продолжал работать художником. С 1941 по 1943 гг. воевал артист театра Алексей Михайлович Орлов, за операцию под Великими Луками на Калининском фронте он награжден медалью «За боевые заслуги». Около месяца провел в военкомате художник Серафим Николаевич Александров, ожидая отправления на фронт, но пришел приказ: театры должны работать во всю мощь! Фронтом для артистов, режиссеров и художников стала сцена. Ведущими артистами труппы в те годы были В. Агеев, А. Садовская, Б. Щукин, М. Куликовский, А. Озеров, М. Каплун, Озорнова, Тальмо, Новиков, А. Побегалов, Неверов, М. Некрасова, В. Менчинский, М. Олегова, А. Элькес и др.

 

Уже 15 августа 1941 года в областном драматическом был открыт первый военный сезон. Премьерами его стали спектакли «Парень из нашего города» (К. Симонов), «Машенька» (А. Афиногенов), «Шел солдат с фронта» (В. Катаев), «Фельдмаршал Кутузов» (В. Соловьев)... Это были годы напряженной и фанатичной работы и артистов, и театральных цехов, объединенных общей идеей - выстоять и победить. Артисты театра принимали участие в концертах для раненых в госпиталях города, выезжали на передовую в составе фронтовых бригад. За 4 года в театре драмы было поставлено 46 пьес классического репертуара, советской и зарубежной драматургии. Среди них «Так и будет» К. Симонова, «Лес» А.Н.  Островского, «Партизаны в степях Украины» А. Корнейчука, «Собака на сене» Лопе де Вега, «Горе от ума» А.С. Грибоедова...

В 1949 году коллектив театра открыл сезон в новом здании. Решение о реконструкции здания театра было принято в 1945 году. Театр-труженик, идейный вдохновитель, неунывающий спутник военных лет наконец был вознагражден. Реконструкция, по сути¸ вылилась в строительство нового театра, на которое ушло более 6 миллионов рублей. Это была глобальная стройка всей области. В ней принимала участие общественность города, и не было ни одного предприятия, которое бы не оказывало в той или иной мере помощь в строительстве драматического театра. По свидетельству очевидцев, в большой театральной стройке участвовали пленные немцы и пленные японцы.

Художественным лидером театра в послевоенные годы стал заслуженный артист РСФСР М.А. Куликовский (после Оренбурга Куликовский прославил Краснодарский театр, став его художественным руководителем на несколько десятилетий). Будучи талантливым артистом, режиссером и обладая необычайными организаторскими способностями, он сплотил команду единомышленников, подготовил творческий коллектив к экзамену на столичной сцене. Но эти ответственные гастроли состоялись уже при новом художественном руководителе Юрии Самойловиче Иоффе в 1955 году.

 

Эпоха Иоффе - это творческий альянс талантливых режиссеров - заслуженной артистки РСФСР Ирины Федоровны Щегловой и Михаила Владимировича Нагли, художников - заслуженных деятелей искусств России Серафима Николаевича Александрова и Дмитрия Николаевича Фомичева, заведующего музыкальной частью Давида Соломоновича Генделева. Всех их объединяла многолетняя совместная работа, общность взглядов на театральное искусство и любовь к своему театру.

При Иоффе Оренбургский драматический театр, можно сказать, достиг театрального Олимпа. Филиал Школы-студии при МХАТ СССР, открытый на базе театра, выпустил талантливых артистов, которые разлетелись по разным театрам страны. Состоялись успешные гастроли в Москве и Ленинграде, а также в других городах.

 

Эпоха Иоффе - это славный путь народных артистов России Александра Михалева, Виктора Агеева, заслуженных артистов России Марии Бородиной, Вениамина Бескина, Розалии Плескачевской, Леонида Куклина, Бориса Борисова, Марии Янковской, Евгения Родионова, артистов Николая Воробьева, Сергея Юматова, Владимира Бурдакова, Алевтины Барышевой, Михаила Дахцигеля, Евгения Родионова, Евгении Заборовской, Валентины Осиповой, ставшей впоследствии народной артисткой СССР Анны Покидченко, ставшей народной артисткой России Александры Жигаловой...

 

Нальбий Шабанович Тхакумашев, выпускник ГИТИСа 1962 года, стал главным режиссером Оренбургского театра в 1971 году. Театралы вспоминают его своеобразный творческий почерк. Костяком репертуара Тхакумашева были спектакли «Ричард III» У. Шекспира, «Энергичные люди» В. Шукшина, «Провинциальные анекдоты» А. Вампилова, «Обратная связь» А. Гельмана...

Главными режиссерами драматического театра в Оренбурге также были А.М. Зыков, Н.А. Воложанин, В.С. Подольский, А.С. Солодилин. Для театра это было непростое время перемен - успеха и неудач, поисков и неудовлетворенности. Зрители переживали этот кризис вместе с театром.

 

В 1997 году художественное руководство Оренбургского драматического театра возглавил народный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ Рифкат Вакилович Исрафилов. Оренбургский театр Исрафилова входит в историю спектаклями эпического масштаба, мощными по силе воздействия и яркими по форме: «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «А зори здесь тихие...» Б. Васильева, «Раба своего возлюбленного» Лопе де Вега, «Вестсайдская история» Л. Бернстайна... В 1998 году в Оренбурге в институте искусств, по инициативе Р.В. Исрафилова, открылась кафедра актерского мастерства. Рифкат Исрафилов в одном из интервью отметил, что «Театральный факультет - это и есть тот питающий источник, из которого берется творческий кислород для обновления профессиональных коллективов. Каждый театр должен готовить свое будущее сам».

С тех пор состоялось уже несколько выпусков «оренбургских питомцев» и многие из них пополнили труппу театра. Дипломные спектакли выпускников становились лауреатами престижных всероссийских и международных театральных фестивалей - «Твой шанс» (Москва), «ISTROPOLITANA» (Братислава), «Поколение NEXT о войне» (Москва), «Голоса истории» (Вологда) и др.

Фестиваль - это всегда лотерея: непредсказуемость впечатлений и зрителей, и критиков, и коллег. Быть готовым явиться на этот суд - уже большая смелость, уверенность и ответственность. Но их может себе позволить творческий коллектив театра, принимающий участие во многих престижных всероссийских и международных театральных фестивалях. Оренбургский театр под художественным руководством Рифката Исрафилова запомнили зрители фестивалей в Вологде, Москве, Пскове, Ульяновске, Магнитогорске, Тамбове, Ярославле, Орле, Костроме, Марселе (Франция), Ростове-на-Дону, Симферополе... За последнее десятилетие состоялись успешные гастроли в Москве, не единожды в Казани и Уфе.

Среди режиссеров, осуществивших постановки на оренбургской сцене, за последнее десятилетия имена Иосифа Райхельгауза, Валерия Кове, Нины Чусовой, Сергея Яшина, Семена Злотникова, Александра Федорова. Художественный руководитель театра, продумывая и формируя репертуар, предлагает оренбургскому зрителю приобщиться к разным направлениям театрального искусства. Постановочная команда спектаклей во главе с Рифкатом Исрафиловым состоит из художника-постановщика заслуженного деятеля искусств РФ Тана Еникеева, музыкального руководителя заслуженного работника культуры РФ Тамары Пикулевой, директора театра - заслуженного работника культуры Оренбурга Павла Церемпилова.

В канун 160-летия театра издана книга «Оренбургские театральные сезоны», в которой отражены вехи истории становления и развития театра в городе, представлен современный театр, каким он запомнится в год своего юбилея.

Известные критики и театроведы Константин Щербаков, Анна Степанова, Григорий Заславский, Алексей Бартошевич периодически смотрят спектакли театра, проводят обсуждения, дают свои рекомендации.

Трагедия Уильяма Шекспира «Ричард III» - произведение с длинным шлейфом сценических воплощений на протяжении веков. Подступиться к этой глыбе мировой драматургии не просто. И театр сознавал всю степень ответственности. На роль Ричарда приглашен заслуженный артист РФ Олег Ханов, актер, сумевший совместить в образе своего персонажа время Шекспира и реальное время, показать путь злого умысла, восходящего при зачине и низвергнутого в финале. Эта постановка живет на оренбургской сцене уже пять лет и покорила сердца не только оренбургских зрителей. Нашему «Ричарду» аплодировали зрители Федерального фестиваля «Театральный Олимп» в г. Сочи. А известный шекспировед, доктор искусствоведения Алексей Бартошевич, посмотрев спектакль на фестивале «Гостиный двор», отметил: «Такого захватывающего спектакля я не видел уже много лет! Ведь проще всего сыграть Ричарда как монстра, исчадье ада и так бывает в большинстве случаев, следить за его судьбой интересно довольно не продолжительное время. Но, по-человечески меня это уже не трогает, я хочу увидеть в этой личности что-то новое. В вашем же спектакле разворачивается судьба человека на протяжении веков его существования. Здесь не важна эпоха. И тут дело не в том, что ваш Ричард одет в современный бронежилет. В этом спектакле речь идет о человеке, для которого в обладании властью сосредоточилась вся сущность его жизни».

Исполнитель главной роли - заслуженный артист РФ Олег Ханов удостоен Международной театральной премии имени К.С. Станиславского.

Премьера спектакля по произведению Юрия Полякова «Грибной царь» в постановке Рифката Исрафилова состоялась в сентябре 2015 года. Главный герой спектакля Михаил Свирельников проходит сквозь круги ада - можно и так назвать день из жизни современного бизнесмена. Этот спектакль о природе человеческого греха и неиссякаемой веры в Грибного царя - исполнителя заветного желания. Театровед Константин Щербаков, посмотрев спектакль, задался вопросом: «...Как получилось, что вместо социализма с человеческим лицом мы общими усилиями соорудили капитализм, да еще и с лицом нечеловеческим? Вопрос - обществу, руководителям этого общества, самому себе - в первую очередь. Склонен думать, что вопрос этот задаю не я один, а вот разделить, осмыслить нарастающее душевное напряжение театральное искусство наше как-то не торопится. Поляков и Исрафилов хотят разделить, ищут ответ. Вместе с артистом Борисом Кругловым они проводят героя, бизнесмена средней руки Свирельникова, кругами нынешней нашей действительности. Нормальный человек - не злобный, не подлый - начинает постепенно, незаметно для себя увязать в соображениях и поступках, которые еще совсем недавно были для него органически неприемлемы. Прежние ценности, и это слово выговорю - святыни - принялись рушить, не озаботившись тем, живые они или мертвые, а ведь были-то разные, были и есть. А на освободившееся-то место - что? Так ведь получается - ничего. Только свято место, как известно, пусто не бывает. Вот и дожили: предать друга - плохо, но иногда приходится, взятка - нормальное дело, услуга. А в финале спектакля не умершая, как оказалось, совесть делает укол в сердце бизнесмена Свирельникова, смертельный укол, потому что круги пройдены и назад пути нет. Художественный диагноз поставлен. Жесткий».

Исполнители главной роли Михаила Свирельникова заслуженные артисты РФ Борис Круглов и Сергей Тыщенко удостоены премий Губернатора «Оренбургская лира» и «Лучшая актерская работа года».

«Милые люди» - лирические истории по рассказам Василия Шукшина. Наш спектакль посвящен памяти народного артиста СССР Михаила Ульянова. В основе оригинальной инсценировки Рифката Исрафилова рассказы «Микроскоп», «Одни», «Сельские жители», «Бессовестные», «Привет Сивому!», «Мой зять украл машину дров», «Степка». Героям Шукшина свойственно «соединение разнонаправленных сил», оттого и происходят с ними всякие казусы, ощущают они непонятные волнения, испытывают непознанные чувства. "Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке", - говорил В. Шукшин. С этим он жил, в это верил. А сейчас его герои убеждают в этом и нас. Творческая группа спектакля - заслуженный артист РФ Сергей Тыщенко, артистка Лариса Толпышева и музыкальный руководитель заслуженный работник культуры РФ Тамара Пикулева - в 2014 году стали лауреатами премии Губернатора Оренбургской области «Оренбургская лира».

Театральный критик Григорий Заславский, посмотрев спектакль, отметил высокое исполнительское мастерство артистов труппы: «Интересен и дорог в спектакле момент, когда в глазах героев загорается огонек безумства, отваги, готовности и способности на тот самый русский бунт - «бессмысленный и беспощадный». Именно эта постановка театра получила приглашение принять участие в Фестивале старейших театров России в Калуге.

Как складывается судьба любого Театра, зависит от многих факторов. Режиссер Сергей Яшин, приехав в Оренбург для постановки спектакля «Васса Железнова и ее дети» по пьесе М. Горького, предположил, что у театра в провинции есть одна надежда - надежда на Губернатора: «Если это присутствует, то будет и определенная забота о своем театре. Люди будут заниматься театром в любом случае, даже если не будут платить. Театр все равно будет. Ведь театр возник из естественного человеческого желания. Поэтому пока есть человек, будет и театр!»

Губернаторы театру помогают. Экс-губернатор Алексей Чернышев за строительство и реконструкцию театрального здания в Оренбурге удостоен премии «Золотая Маска». Благодаря нынешнему Губернатору Юрию Бергу не прерывается традиция проведения в Оренбурге Международного фестиваля «Гостиный двор», а в 2014 году состоялся Первый фестиваль театров Приволжского федерального округа, представивший оренбуржцам театральное искусство городов Поволжья. В апреле 2016 года с успехом прошли гастроли театра в Казани и Уфе.

Оренбургские зрители с интересом следят за творческим поиском своего театра, включаются в диалог, обсуждая новые театральные премьеры в рамках проекта «Театральная гостиная» - где каждый вопрос зрителя находит ответ. Среди юношеской аудитории востребованы мастер-классы артистов по сценической речи и движению. Оренбургские школьники с большим интересом посещают закулисные экскурсии театра, знакомятся с его историей и устройством. Театр всецело способствует распространению театральной вовлеченности и укреплению традиций самодеятельных школьных и любительских спектаклей.

Сегодня театр готовится к новым премьерам и реализации новых творческих проектов. Чтобы вновь пригласить зрителей в уютный зал и продолжить нескончаемый диалог о сущности человеческой природы, игры, о герое и его эпохе, о театре и времени. Пусть это будет фееричная комедия или бескомпромиссная трагедия, психологическая драма или философская притча - в любом жанре Театр способен достучаться до сердца своего зрителя и сделать его мудрее.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.