Возвращенное время / Павел Хомский

Выпуск №3-193, Вспоминая

Возвращенное время / Павел Хомский

У Вениамина Каверина в его мемуарах есть такое понятие - «возвращенное время». Оно приходит к каждому в момент, когда человек внезапно останавливается и оглядывается, и тогда одно самое, казалось бы, незначительное воспоминание начинает медленно выстраиваться в определенный фрагмент жизни - чаще всего, далекой, связанной с детством, отрочеством, юностью.

Конечно, эта память совершенно особого рода, потому что окрашена ностальгией по времени, чуть приукрашенной памятью об ушедших людях, легкой иронией по поводу собственного легкомыслия и нелюбопытства. Но она жива и бережно сохраняет моменты, постепенно складывающиеся в грустную и светлую мозаику. И внезапно начинаешь осознавать, что эта мозаика - и есть основа твоего взросления, приобщения к духовным ценностям, осознания себя в мире и мира в себе...

К творчеству Павла Осиповича Хомского мне посчастливилось прикоснуться в годы отрочества. В силу возраста несколько стороной прошли тогда золотые годы Центрального детского театра со знаковым спектаклем «Друг мой, Колька!», оценить который довелось уже позже, как и другие спектакли этого театра, а вот ТЮЗ с приходом Павла Хомского стал, пожалуй, для меня и многих моих сверстников главным театром. Именно здесь появился первый мюзикл «Мой брат играет на кларнете» по повести Анатолия Алексина, одного из самых читаемых нами в то время детских писателей - появился и ошеломил на всю жизнь своей новизной, непривычностью, игровой стихией, которая захватывала весь зал. До сей поры помнятся песни из этого спектакля, звучит в памяти: «В центре нашего двора начинается игра...». И все события были подлинными, из «нашей жизни», внятные и влекущие.

Спектакли Павла Хомского, увиденные тогда, остались не только в памяти - они как будто живут до сих пор, осмысленные уже совершенно другим, взрослым, многое пережившим течением жизни, и тогда начинаешь понимать, что было в них «недоступного» отроческому осознанию: не только высокая профессиональная культура, не только своя, незаемная эстетика, но и культура человеческая - та интеллигентность, которая сегодня почти уже и не встречается. Хомский-режиссер не назидал, не подчеркивал жирными линиями принципы поведения - он ненавязчиво, как свойственно это истинно интеллигентному человеку, учил неким основам, без которых жизнь немыслима и бессмысленна.

Спектакли «Будьте готовы, Ваше Высочество!» с ослепительной Лидией Николаевной Князевой в главной роли и начинающей Лией Ахеджаковой, «Варшавский набат», где блистали начинающие Инна Чурикова, Игорь Негода и более опытные, интереснейшая Ирина Реаль, Владимир Горелов и другие. «Убить пересмешника» с исключительным ансамблем, в котором соединялись артисты разных поколений, «Звезда» - удивительный спектакль, в котором текст повести Эм. Казакевича совершенно органично перерастал в стихи поэтов, погибших в Великой Отечественной войне и рождал ощущение высокой скорби и светлой памяти. В ту пору только появилась книжка, собравшая стихи этих поэтов, и мы узнавали их судьбы и строки одновременно из спектакля и книжных страниц...

И «Тебе посвящается» с удивительными, до сей поры запомнившимися стихами «Мне без тебя так трудно жить...». Надо было, чтобы прошли годы и годы, чтобы вдруг узнать, что эти строки написаны Наумом Коржавиным. И «Наташа» с юной Тамарой Дегтяревой в главной роли и незабываемой песней «Непохожие мы да разные, нас причесывать - дело праздное...». И «Мужчина семнадцати лет» с Александром Ушаковым, Тамарой Дегтяревой и совсем молодыми Рональдом Грависом и Мариной Вайнтрауб... Перечислять все спектакли Павла Хомского той счастливой отроческой поры - дело бессмысленное. Они были разными, но каждый из них был наполнен, напоен ощущением того, чем мы жили, что стремились понять, осознать. А важность этого - она пришла значительно позже...

Когда Павел Осипович Хомский возглавил Театр им. Моссовета, его спектакли стали другими - это и понятно, взрослый, прославленный театр, иная зрительская аудитория. Но коренные понятия, особые знаки его почерка оставались прежними - режиссер искал те пьесы, что соответствовали духу меняющегося времени. Так на сцену театра пришла рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда», вызвавшая бурю эмоций у зрителей самых разных поколений, пристрастий, социальных слоев. Это был театр для всех, но с одной оговоркой - подлинная интеллигентность и высокий профессионализм наполняли каждую работу Павла Хомского.

Можно перечислять его многочисленные спектакли на прославленных подмостках, напоминая хотя бы вкратце о достоинствах, но важно не это - важно, что до последних дней режиссер, проживший долгую, прекрасную, красивую (несмотря на многочисленные трудности и несправедливости советской эпохи) жизнь, оставался верен себе и своему «символу веры»: русский психологический театр, переживающий разные времена и настоятельно требующий «подпитки», оставался для него самым главным делом. И последние спектакли Павла Осиповича Хомского - яркое тому свидетельство.

Он останется в памяти навсегда - этот скромный, немногословный, старомодно воспитанный человек с изысканными манерами, который, как мало кто, умел слушать и понимать. Всегда и всех. И каждое воспоминание о нем будет начинаться с таких простых и волшебных слов: «В центре нашего двора начинается игра...»

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.