Якутск. Обращение к истокам

Выпуск №4-194/2016, В России

Якутск. Обращение к истокам

Пути Господни

Дня этой премьеры зрители ждали с большим интересом не только потому что в репертуаре театра появилась совсем новая тема, но и потому что пьеса, написанная начинающим драматургом Владиславом Левочкиным, «Пути господни» посвящена удивительной, многогранной личности Святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, почитаемого не только в Якутии, Приамурье, на Камчатке, но и в Северной Америке. В 2017 году весь православный мир будет праздновать 220 летие со дня его рождения и 40-летие канонизации.

Приобщение к теме религии - новая страница в творческой истории Якутского ТЮЗа. Руководители театра всегда готовы к экспериментам, а актеры театра за короткое время сыграли множество самых разнообразных, непохожих ролей и готовы на все, лишь бы это было интересно зрителям. Коллектив театра очень надеется, что и этот неординарный спектакль найдет своего почитателя.

Художественный руководитель театра Алексей Павлов еще два года назад задумал поставить спектакль о Святителе Иннокентии (Вениаминове в рамках общественно-исторического проекта «Путь Святителя Иннокентия», который был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью в Америке, в лике святителей как апостол Сибири и Америки. Долго искали пьесу, хотели обратиться в Иркутский драматический театр им. А. Вампилова, но в это время узнали, что еще три года назад пьесу об этом удивительном человеке написал заместитель министра культуры и духовного развития Владислав Валерьевич Левочкин, начавший свой профессиональный путь в качестве журналиста и поэта. Постановку спектакля доверили режиссеру Валентине Якимец и работа закипела.

А.П. Павлов: «Спектакль получился содержательным и объемным, благодаря обширному литературному материалу. И режиссер, и все актеры работали с большой творческой отдачей и справились с поставленными задачами».

Валентина Якимец: «Сначала было очень трудно работать с текстом. Но постепенно стал вырисовываться рисунок спектакля. Понимая, что юным зрителям будет трудно воспринимать большие объемы текста, я решила построить спектакль как познавательное путешествие в историю северных народов, которым Святитель Иннокентий принес письменность, составил алфавит и грамматику».

К созданию спектакля привлекли представителей духовенства в лице протоиерея Павла Слепцова и молодых семинаристов, которые с большим желанием помогали авторам спектакля - режиссеру, художнику Прасковье Павловой, исполнителю главной роли артисту Семену Аммосову да и всем участникам спектакля. В свою очередь представители епархии, приходя на очередной прогон, удивлялись тому, насколько разительно меняется постановка с каждым разом. Удивительная доброта, духовное богатство натуры отца Павла, его искренняя радость от игры артистов вдохновляли. Исполнители главных ролей и совсем молодые актеры, очень далекие от предлагаемых обстоятельств, с большой отдачей и желанием искали свой характер, который будет интересен зрителю, много читали, находили каждый раз новые краски к своим образам.

Семен Аммосов: «С каждым репетиционным днем моя душа наполняется каким-то светом. Очень долго я учил длинный текст, а сейчас приходит осознание того, о чем говорю. Мне хочется донести мысли и душевные порывы моего героя до зрителей. Хочется поделиться тем, что я узнал, и теперь я смотрю на жизнь другими глазами».

На премьере побывали Министр культуры и духовного развития РС(Я) В.И. Тихонов, первый заместитель Министра по делам молодежи и семейной политике В.П. Лукина, Игумен Никон - настоятель Спасского мужского монастыря Якутска, председатель Союза журналистов РС(Я) Г.А. Бочкарева, Руководитель регионального отделения общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» Г.И. Охлопков.

Зрители выходили из зала и говорили о том, что в театре появилось много молодых, интересных артистов с прекрасными голосами; что это очень своевременный спектакль, который будет интересен школьникам и молодежи. Еще о том, что православие - большой исторический и культурный пласт, который сложился в нашем обществе и вносит свою важную лепту в духовное и нравственное развитие многонациональной республики.

Спектакль предназначен для подрастающего поколения от 6 лет и старше и несет просветительскую миссию приобщения к истокам православия на примере жизни и деятельности сподвижника освоения Дальнего Востока, просвещения его коренных народов Преосвященного Иннокентия и направлен на укрепление общечеловеческих ценностей, патриотическое воспитание подрастающего поколения.


Притча о жизни и смерти

Говорят, Стивен Кинг, прочитав «Вий» Н.В. Гоголя, сказал: «Мне до этого парня далеко». Действительно, Гоголь - автор, востребованный не одним поколением ценителей театрального искусства. Его мистическая повесть «Вий» претерпела множество театральных постановок и экранизаций. Не случайно это произведение входит в школьную программу. Читать ее очень сложно и попробовать передать смысл ее юным зрителям через театральное действо, через душевные посылы актеров, должно быть, притягивают творческих людей. И потому в Якутском ТЮЗе обратились к этой повести.

Народная мифология всегда привлекала людей, особенно молодежь. Как ни странно, исследователи отмечают сходство традиционных представлений в мифах разных народов. У Гоголя описание персонажей славянской мифологии удивительно перекликается с персонажами якутского Олонхо. Например, описание тяжелых век Вия и Глав нижнего мира; или Панночка - оборотень действует как якутский Үөр...

Авторы спектакля режиссер Александр Титигиров и художник Прасковья Павлова соединили силу гоголевского слова с образностью Олонхо и получился спектакль, который держит зрителей в напряжении от начала до конца, причем многообразием именно театральных приемов, которые, к слову, очень трудно осуществить на сцене. Но фантазии режиссера безграничны. Восприятие зрителей показало, что урбанизированные современные дети достаточно сильно выражают свои эмоции и им не чужды мистические озарения, исходящие от живых актеров, а не с экрана.

Людям вообще свойственно любопытство в познании чего-то неизведанного и таинственного, особенно подрастающему поколению. Душевные всплески, потрясение, неожиданность дают возможность выплеснуть свои эмоции, негативные в том числе...

После спектакля юные зрители устроили настоящую овацию артистам, которые действительно сыграли спектакль на одном дыхании. И режиссерское решение, и оформление спектакля художниками, и слаженная работа свето и звукооператоров, работников сцены стали предтечей успеха. Прекрасный перевод на якутский язык Кирилла Семенова помог артистам понять внутренний мир сложного произведения и создать свои образы ярко и сочно. Особенно хочется отметить молодого артиста Антона Батакова, исполнителя главной роли Хомы. Его герой за эти три дня проходит страшный путь переосмысления жизни. Игра с полной отдачей на грани нервного потрясения помогла актеру достучаться до сердец зрителей.

Самое главное, выходя из зала, ребята продолжали обсуждать спектакль и предлагали друг другу обратиться к первоисточнику. Это дорогого стоит. Пробудить интерес молодежи к классическим произведениям через талантливое воплощение на театральных подмостках - задача любого театра.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.