Рабочая лошадка / Международный фестиваль театров кукол в Набережных Челнах

Выпуск №4-194/2016, Фестивали

Рабочая лошадка / Международный фестиваль театров кукол в Набережных Челнах

V Международный фестиваль театров кукол, вооружившись девизом «Кукольники всех стран, объединяйтесь», собрал в Набережных Челнах 18 театров-участников, каждый из которых привез свою «рабочую лошадку» - кассовый, мобильный спектакль, имеющий все шансы на долгую жизнь в репертуаре или благодаря востребованности у зрителя уже заслуживший ее. И за несколько фестивальных дней была сотворена картина мира сегодняшнего театра кукол - скорее ремесленного, нежели претендующего на нечто большее. Таков формат фестиваля, и в этом его уникальность и нужность. Надо отдать должное организаторам - Набережночелнинскому театру кукол и в первую очередь его директору Зухре Митрофановой не поддавшимся очевидному соблазну собрать на своем фестивале спектакли «высокой кухни», а поставившим перед собой и участниками прозаическую, но в то же время невероятно актуальную задачу более тщательно подходить к созданию спектаклей-тружеников, которым суждено объехать множество детских садов и школ.

Почти два десятка постановок были показаны за четыре дня театрами из Владимира, Волгограда, Воркуты, Гомеля, Ижевска, Йошкар-Олы, Казани, Кстово, Набережных Челнов, Назрани, Озерска, Рыбинска, Самары, Симферополя, Сургута, Тулы, Ульяновска, Уфы, Чебоксар. И по общему впечатлению сложились несколько явных тенденций, самая заметная из которых - интерактив. Едва ли не каждый второй спектакль мог им «похвастаться». Где-то он вполне органично прижился. Как, например, в постановке Владимирского театра кукол «Идет коза рогатая». Рассказ о вредной козе, сопровождающийся потешками, рассчитан на малышей, которые вместе с актрисами считают кочаны капусты, яблочки, цокают язычками, изображая езду на лошадке. Или в «Красной шапочке» Ингушского театра юного зрителя, где актер Азамат Цуроев очень здорово, благодаря природному обаянию, взаимодействует со зрителем.

А вот в спектакле «Колобок» (Йошкар-Ола) актриса, выскочившая на сцену в костюме зайца, вызывала скорее раздражение. И это претензии не к исполнительнице роли Марианне Сильвестровой. Скорее, к режиссеру Николаю Боровкову, который взял для постановки собственную пьесу, написанную под псевдонимом Николай Шувалов, с откровенно хромающей логикой и слабо выраженным сквозным действием. Сначала актриса объясняет, что этот нелепый заячий костюм лишь средство от скуки, дескать, не переносит она ее ни в каких видах. Затем тетя Настя, так она представляется после того, как поскачет по сцене, демонстрирует детям сделанный неким дядей Борей ящик-рассказчик, который несмотря на просьбы детей, хором повторяющих просьбу показать «Красную шапочку», упорно выдает отрывки из других сказок. И по меньшей мере странно звучит, что «Курочка Ряба» и «Жил-был у бабушки серенький козлик» сказки грустные, а вот «Красная шапочка» то, что надо. В итоге отчаявшиеся дети и проявляющая из последних сил активность тетя получают заветного «Колобка». Не спасают положение ни симпатичные куклы, ни декорации, придуманные Алевтиной Торик, ни обаятельные артисты. «Ай, да Мыцык» Рыбинского театра кукол перекликается с описанным выше спектаклем наличием подобной странноватой тетушки, на сей раз Марины (Лариса Новикова).

История вторая про пьесы и инсценировки, которые пишут сами режиссеры, справедливо ссылаясь на дефицит современной драматургии для театра кукол. Алексей Уставщиков берет для своего спектакля «Волшебный колодец» (Ульяновский театр кукол) пьесу, специально написанную им на пару с Андреем Козловым по мотивам сказок местного автора Абрама Новопольцева. Это редкий случай, когда социальный заказ стал в жизни театра не просто «галочкой для отчетов», показываемой в знаменательные даты. Режиссер волгоградского спектакля Анна Бессчастнова взяла за основу сюжет «Курочки Рябы». Известная малышковая сказка оказалась перегружена не только вербальным текстом, но и визуальным. В результате непонятно, какому возрасту адресовано данное повествование, придуманное Анной Бессчастновой и художницей Елизаветой Гуляевой. В данном контексте наиболее выигрышно смотрелась работа Светланы Дорожко - «Little mouse, или Сказка про полевую мышку, которая хотела стать настоящей леди» (Самарский театр кукол). Незамысловатый сюжет о провинциальной мышке, которая искала себе в мужья настоящего джентльмена, динамичен, наполнен юмором и житейской мудростью. Плоская и простая на первый взгляд сценография Ольги Устюговой наполнена забавными и милыми «фишками»: это и утопленная в ширме норка мышки, которая уютно освещается малюсеньким абажуром, и озерцо, в котором отражается главная героиня, и огромный вопящий осел - самый колоритный персонаж спектакля (Андрей Братаев). Спектакль «Ночная сказка» по пьесе Светланы Трофимовой (Озерский театр кукол «Золотой петушок») очаровал камерностью, некоторой наивностью и тонкой работой с миниатюрными куклами. В нем нет «живого плана», и ощущение, что смотришь анимацию, усиливалось еще и тем, что спектакль почти дословно воспроизвел мультфильм «Как Маша поссорилась с подушкой».

История третья, самая радостная - про добротные актерские работы, которые были едва ли не в каждом спектакле. Приятным стал «Сюрприз» режиссера Елены Лысовой Воркутинского театра кукол: слаженный ансамбль (Наталья Сергеева, Евгения Сабурова, Екатерина Вейнгард, Сергей Фурман) лихо разыграл сюжет о хитрой обезьянке, которая постигала «жестокие» законы дружбы. Гомельский спектакль «Не все зайцы кролики» (режиссер Дмитрий Горелик), не перекармливая зрителя назидательностью, с легкостью донес до него главную мысль о необходимости отвечать за свои поступки. Вызывает сомнение длинный пролог, в котором и рассуждения о театре, и загадки. Покорил точным попаданием в образ персонаж Сергея Чирцева - злобный богач в спектакле «Украденный клад» (Ижевск). Актеры Татьяна Дмитриевская и Алексей Боровитин в спектакле «Удачная история, или Как лиса медведя обманывала» (Кстово) сплели ироничную и трогательную историю о любви, в которых явно угадывались герои советского киноматографа: капризная Раиса Захаровна и простоватый Василий Кузякин.

И история заключительная, самая главная - о миссии фестиваля «Рабочая лошадка». Она заключается в том, что спектакль не перестает быть спектаклем, даже если он создан для «жизни на колесах». Одни рождены для получения премий, интеллектуальных споров, а другие для пахоты. И вот тут важно не испортить борозды.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.