Юморески на грани фола / "В Париж!"в Театре "Комедианты"
Выпуск №4-194/2016, Много лет спустя
Премьера экстравагантной комедии «В Париж!» на сцене драматического театра «Комедианты» (Санкт-Петербург) состоялась 15 декабря 2006 года. И за десять лет спектакль по ранним рассказам Антона Павловича Чехова актуальности не потерял.
«В
Париж!» - пожалуй, классическая комедия
нравов. На протяжении двух с половиной
часов актеры «выводят» на сцену пороки
своих персонажей. Как настоящие кукловоды,
они тянут за нужную ниточку - и вот в
нервических прыжках «подхалимства» мы
застаем чиновников Стручкова (Алексей
Исполатов),
Дездемонова (Станислав
Воронецкий),
Грязнова (Виталий
Такс)
и Лампадкина (Сергей
Бледных).
Другая ниточка - и эта четверка пляшет
«танец маленьких лицемерных лебедей».
Каждое па здесь не то чтобы филигранно
исполнено, но настолько точно рисует
порок каждого. Нельзя не отдать должное
за эту отточенность хореографу-постановщику
спектакля Ирине
Шароновой.
Чеховское
знаменитое «по капле выдавливать из
себя раба» - маячок всего спектакля.
Ведь осознают, осознают жители города
N в какой трясине вязнут, иначе не было
бы пьяных исповедей чиновников Брындина
(Сергей
Николаев)
и Соусова (Анатолий
Ильченко)
перед собакой в будке, не признавался
бы и Стручков в подлости от страха измены
молодой жены. Но здесь уже Чехов-врач в
истории болезни мог бы записать: что
лечить - знаем, а как - только догадываемся.
«Мы живем во второй половине XIX столетия,
а не черт знает когда, в допотопное
время», «Человек - венец природы», -
звучат со сцены слова в защиту
современников, а дела говорят об обратном
- как жил человек маленький, так и будет
жить: не любить начальство, но не сметь
ему перечить, сплетничать, предаваться
разврату. Ведь начинают спектакль с
действительно высокой оценки человека,
а заканчивают чем? Почти поросячьим
визгом.
О том, что проблема маленького
бессловесного человека, утонувшего в
своих страстях и страстишках, актуальна
и теперь, напоминает музыкальное
оформление: то речитативом проносится
над сценой внушение незадачливому
чинуше: «Читай!», то в волнующие моменты
раздается французское танго, явно не
из позапрошлого века. Мир как отражение
прошлого в настоящем отражен
и
в сценографии спектакля. На сцене ничего
лишнего: восемь высоких ширм с окошками
легко трансформируются в вагон поезда,
направившегося не куда-нибудь, а в Париж,
в портреты-гримасы (со шторками, все как
полагается, только «рожа-то все равно
крива»), в окошки, где слух да зрение
напряги - много сплетен собрать можно.
Да и без сравнения с зеркалом русской
жизни здесь не обойтись.
Кстати, ширмы
деревянные, благодаря чему создается
впечатление, что заседаем даже не в
городке N, а в деревне - и в голове
почему-то «человека из деревни вывезти
можно, а деревню из человека - никогда»,
хоть и устремления все в Париж, к уважаемым
людям!
В такой трагикомической
безнадежности положения русского
человека актерский ансамбль легко
убеждает зрителя: смотришь, вроде и
хочешь возмутиться все тем же пресловутым
порокам, а не можешь, ведь милый сердцу
(очень по-русски) порок.
В программке
заявлено, что перед нами экстравагантная
комедия, и подтверждающие то атрибуты
имеются: взять хоть сцену с
чиновниками-гладиаторами в угрожающе
красных тонах (это они якобы взбунтовались!)
стала вдруг бытовой сценой в бане. Нет,
бунта не будет!
Из уместно экстравагантного, пожалуй, выделить больше ничего. Танцевальные номера, которыми разбавлены юмористические картины из заурядной жизни города N, где-то с середины спектакля оказываются на грани экстравагантного и пошлого: да, смешно, но нет, уже не гротесково - а разве не для усиления комического эффекта нужны были эти вставки?
Спектакль «В Париж!» рисует нам карикатуру на всю русскую действительность: достается и прошлому веку, и нам, современным людям. И пусть пластический рисунок спектакля не всегда оправдан, в нем есть другие достоинства - целостность всего происходящего на сцене и отличная актерская игра, ведь держать зал больше двух часов обаятельными гримасами трудно, но актерам это удается.
Отправить комментарий