Ласточка кубанской сцены / Клара Крахмалева (Краснодар)

Выпуск №4-194/2016, Лица

Ласточка кубанской сцены / Клара Крахмалева (Краснодар)

В декабре 90-летний юбилей отметила заслуженная артистка РФ Клара Сергеевна Крахмалева, ведущая солистка Краснодарского театра оперетты 1950-1980-х годов, прослужившая в нем полвека.

До сих пор в моем воображении понятия «актер» и «актриса» - пример ответственности, честности и чести, необыкновенной человеческой привлекательности. Сочтете меня наивной? Нет. Просто мне повезло. Моя работа в театре оперетты началась со знакомства с его заведующей труппой - Кларой Сергеевной Крахмалевой. Один рабочий кабинет на двоих, а потому пришлось быть в эпицентре событий. Кто не работал в театре, тому не понять, каково это - брать на себя решение в ситуациях, грозящих катастрофой. Например, через час начинается «Сильва», а Эдвина нет. Один исполнитель в командировке, другой звонит из больницы, куда его только что доставила «скорая». Отменять спектакль? Но это и есть катастрофа! Минуты бегут, телефон раскаляется, администоратор требует принять хоть какое-нибудь решение, потому что у входа уже маячат первые зрители...

Разные бывают случаи, но и одного такого достаточно, чтобы слечь с инфарктом или уйти с должности, где стресс - рабочее состояние. Инфаркт у Клары Сергеевны был, а вот уйти с работы она не торопилась. Зав. труппой: всегда выдержанна, в меру требовательна, умеет достучаться до каждого, но и каждого артиста защитить. Наверное, потому, что сама хорошо знала, что такое актерский хлеб.

Актриса лирического дарования Крахмалева появилась в театре летом 1950 года. Дебютной ролью стала Олеся в «Трембите» композитора Юрия Милютина.

«Моим первым режиссером оказался Иванов - выходец из управления культуры, поэтому в полном, настоящем смысле слова режиссером не был. Репетируя, всегда посматривал на актеров, оценивая - так или не так он сам работает. Затем мне дали роль в комедии из студенческой жизни «Правая рука». Я играла в очередь с Любой Роговой и все время подсматривала за ней, ведь она была уже не дебютанткой, а известной артисткой», - рассказывает Клара Сергеевна.

Крахмалева быстро освоила разноплановый репертуар и вскоре стала ведущей солисткой труппы. Играла Машу Огневу в «Мечтателях» К. Листова, Чаниту в «Поцелуе Чаниты» Ю. Милютина, Поленьку в «Холопке» Н. Стрельникова, Шуру Азарову в «Голубом гусаре» Н. Рахманова, Арсену в «Цыганском бароне» И. Штрауса, заглавную роль в «Роз-Мари» Р. Фримла и Г. Стотгарта. Понятно, что в классическом репертуаре она переиграла все роли субреток - Лиза из «Марицы», Мабель из «Принцессы цирка», Стасси из «Сильвы», Мариэтта из «Баядерки» И. Кальмана, Адель из «Летучей мыши» И. Штрауса, Долли из «Фраскиты» Ф. Легара. Настоящий успех приносили ей роли с драматическим началом - Виолетта в «Фиалке Монмартра» И. Кальмана, Элиза Дулиттл в «Моей прекрасной леди» Ф. Лоу. Они в полной мере раскрывали не только ее вокальные данные, но и большое актерское дарование.

Особая страница ее биографии - гастроли в Москве, для которых молодой режиссер Матвей Ошеровский специально поставил оперетту местных авторов Д. Фалилеева, Г. Плотниченко и Я. Верховского «Кубанские ласточки». Крахмалева, одна из ласточек, прилетела в Краснодар уже заслуженной артисткой республики.

Наряду с лирическими героинями и субретками Крахмалевой удавались и характерные роли, об этом свидетельствует роль Ануш в мюзикле «Скандал в Авлабаре!», поставленный народным артистом СССР Владимиром Канделаки. Для работы над этой ролью ей помогли воспоминания о горячих кавказских натурах из детства актрисы, проведенного в коммунальных дворах довоенного Краснодара.

- В городе театр любили бесконечно! - рассказывает Клара Сергеевна. - Зрительный зал всегда полон, массы поклонников, энтузиазм которых можно сравнить с сегодняшним поклонением эстрадным звездам. Особенно мы ощутили это, когда переехали в здание бывшего кинотеатра «Колосс». О, это было большое событие! Актеры участвовали в субботниках, помогали строителям, чистили, мыли, двор благоустраивали. И можете себе представить, когда мы в новом здании выходили после премьер на поклоны, весь центральный проход длинного зала был занят поклонницами с цветами. Перед оркестром они расходились по двум сторонам и поднимались на сцену.

То же самое творилось, когда мы выезжали на гастроли в другие города. Вспоминаю встречу в Николаеве: митинги на перроне, микрофоны, цветы, солистов рассадили по легковым машинам и повезли с вокзала в гостиницу. В Баку - полный восторг. В украинских городах - Запорожье, Днепропетровске, Ялте - то же самое.

И отдельная тема - поклонники актрисы. Совсем недавно из Лос-Анджелеса пришла книга, написанная нашим земляком Зориком Цитурьяном. Вот несколько строк из нее:

«Уважаемая Клара Сергеевна! В 1954 году я работал около трех месяцев рабочим сцены в Краснодарском театре музкомедии. Мне было 18 лет, вам 28. Я не пропускал ни одного спектакля с вашим участием. Я стоял за кулисами и восторженно всматривался в вас. Вы были великолепны в роли Роз-Мари. Короче говоря, я был неописуемо влюблен в вас. Я был самоубийственно застенчив тогда. Я не осмелился сказать вам ни одного слова. В моих дневниках сохранилось наивное, но огнедышащее стихотворение, посвященное вам. Я поражаюсь, какие вселенские чувства терзали меня в те дни».

Карина Петровская, заслуженная артистка Кубани, ведущая солистка Музыкального театра - дочь Клары Сергеевны. Как мама когда-то, Карина сыграла Тоню в новой версии «Белой акации» И. Дунаевского. Но какая между ними разница! Мамина Тоня - нежная девушка в платьице в горо­шек, сама, как веточка цветущей акации. Тося у Карины - пацанка в широких штанах, явно скроенных на вырост из старого папиного бушлата, угловатый подросток, которого переполняет затаенная, невысказанная нежность.

А внучке Арине уже 20 лет, у нее тоже есть свои увлечения, но одно бесспорно - театр. Он не оставляет ее равнодушной и, возможно, эта ласточка тоже возьмет свой курс на кубанскую сцену.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.